Перье, Казимир Пьер
- 1 year ago
- 0
- 0
Оттон Санкт-Блазиенский , или Оттон из монастыря Святого Власия ( нем. Otto von St. Blasien , лат. Ottonis de Sancto Blasio , сер. XII века — 23 июля 1223 ) — германский хронист, монах- бенедиктинец из аббатства Святого Власия в Санкт-Блазиене в Шварцвальде (совр. земля Баден-Вюртемберг ), автор «Продолжения хроники Оттона Фрейзингенского».
Подробности биографии неизвестны, вероятно, родился в середине XII века в знатной семье и в молодости вступил в орден бенедиктинцев . На основании анализа отдельных сообщений в его хронике также можно предположить, что он изучал в Париже теологию .
Около 1222 года был избран настоятелем монастыря Св. Власия в Санкт-Блазиене в южном Шварцвальде (юго-западная Германия), где и скончался 23 июля 1223 года .
Около 1210 года он продолжил латинскую хронику Оттона Фрайзингенского «О двух государствах» ( лат. Historia de duabus civitatibus ), использовав в качестве источников «Деяния императора Фридриха» ( лат. Gesta Friderici Imperatoris ) самого Оттона и его продолжателя , «Схоластическую историю» Петра Коместора , а также несохранившиеся эльзасские анналы. Хотя уже 47-ю главу VII книги хроники «О двух государствах» он продолжает собственной 48-й главой, полностью самостоятельными его сообщения становятся лишь начиная с главы 64-й, когда он получил, вероятно, в своё распоряжение альтернативные источники.
Сочинение его носит название «Продолжение хроники епископа Оттона Фрейзингенского в семи книгах, или Санкт-Блазиенское прибавление» ( лат. Ad librum VII chronici Ottonis Frisingensis episcopi continuatae historiae appendix sive Continuatio Sanblasiana ), кратко «Хроника Оттона Санкт-Блазиенского» ( лат. Ottonis de Sancto Blasio Chronica , нем. Chronik von St. Blasien ), и охватывает период с 1146 по 1209 год , с проповеди второго крестового похода Бернардом Клервоским и выступления в него императора Конрада III , до убийства Филиппа Швабского и коронации Оттона IV .
Заслуживают внимания описания хронистом войн Фридриха Барбароссы в Италии, в частности, осады и разрушения Милана (1162), осады Алессандрии (1171) и битвы при Леньяно (1176), рассказы об участии Фридриха I в третьем крестовом походе , в частности, взятии им Коньи и трагической гибели в водах реки Селиф в Киликии (1190), о пленении английского короля Ричарда Львиное Сердце герцогом Леопольдом Австрийским (1192), подробности завоевания императором Генрихом VI Сицилии и его торжественного вступления в Палермо (1194), а также описание событий четвёртого крестового похода и взятия крестоносцами Константинополя (1204).
Повествование внезапно обрывается на описании коронации Оттона IV папой Иннокентием III в Риме 4 ноября 1209 года.
Политические и идеологические воззрения автора неоригинальны и в целом совпадают с мировоззрением Оттона Фрейзингенского и Рахевина. Внешняя политика Гогенштауфенов в Италии, Польше и Бургундии , равно как и участие их в крестовых походах , безоговорочно одобряются, в конфликтах с папами он также неизменно встаёт на сторону императорской власти.
Демонстрируя некоторую эрудицию, помимо Священного Писания , хронист цитирует сочинение Саллюстия «О заговоре Катилины», поэму Лукана «Фарсалия», «Церковную историю» Евсевия Кесарийского , «Историю против язычников» Павла Орозия , а также богословские труды средневековых схоластов , в частности, Гильберта Порретанского , Петра Ломбардского , , Алана Лилльского , Препозитина Кремонского и Умберто Миланского .
Нестрогий к фактам и хронологии , не слишком объективный в оценках событий, в которых он сам практически не участвовал, Оттон Санкт-Блазиенский всячески уклоняется от описания внутриимперских политических конфликтов и придворных интриг, не скрывая своих симпатий к Гогенштауфенам , распространившим свою юрисдикцию на земли аббатства Св. Власия в Шварцвальде после раздела наследства внезапно умершего в 1218 году герцога Церингенского Бертольда V Богатого .
Вместе с тем, его трудно обвинить в намеренном искажении фактов, отдельные же его сообщения вполне заслуживают доверия, так как подтверждаются альтернативными источниками.
Переработкой и продолжением хроники Оттона Санкт-Блазиенского считается «Всемирная Цюрихская хроника» ( лат. Chronica universalis Turicensis ); она также послужила образцом для анналов монастыря Св. Трудперта близ Мюнстерталя в Шварцвальде .
Хроника Оттона Санкт-Блазиенского не имела широкой известности у потомков и введена была в научный оборот немецким историком- гуманистом Иоганном Науклером , использовавшим её в своей «Всеобщей истории» (1504) . Она сохранилась в четырёх рукописях , важнейшими из которых являются три:
Впервые хроника Оттона Санкт-Блазиенского была частично издана в 1585 году во Франкфурте швейцарским теологом- гуманистом , а полностью опубликована в 1725 году в Милане историком Лудовико Антонио Муратори , включившим её в шестой том свода «Историописателей Италии» ( лат. Rerum Italicarum scriptores ) . В 1853 году она была переиздана в Штутгарте немецким историком Иоганном Фридрихом Бёмером в третьем томе «Источников германской истории» ( лат. Fontes rerum Germanicarum ). Научная публикация хроники была подготовлена историком-архивистом для XX тома первой серии « Monumenta Germaniae Historica » (Scriptores). В 1881 году в Лейпциге выпущен был немецкий её перевод, выполненный историком и педагогом для многотомника «Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit», в 1894 году переизданный.
Академическое издание хроники подготовлено было в 1912 году в Ганновере для 47-м тома новой серии «Monumenta Germaniae Historica» историком . Новейшее издание в оригинале и немецком переводе опубликовано в 1998 году в Дармштадте под редакцией историка- медиевиста .