Interested Article - Троеперстие
- 2021-05-16
- 2
Троепе́рстное сложе́ние ; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных древних восточных церквях ) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамения или благословения ( мирянином ).
История
Вошло в употребление в Константинополе в период между 1172 и 1274 годом (точно когда, — неизвестно); о причинах перемены обычая сведений нет. Первое упоминание о троеперстии содержится в полемическом художественном произведении неизвестного автора « Прение Панагиота с Азимитом » , написанном между 1274 годом и 1282 годом .
Распространённое (наряду с иными вариантами ) ранее двуперстное сложение отражало христологическую символику: два поднятых перста символизируют две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую; троеперстное символизирует также и исповедание Святой Троицы .
В Русском царстве троеперстие было официально введено в ходе реформ Московского Патриарха Никона в 1650-х ; но и прежде — вплоть до патриаршества Патриарха Московского Иосифа — троеперстие имело «значительную степень распространения» в Северо-Восточной Руси, хотя и было осуждаемо .
Сторонники никоновской реформы оказались объектом критики со стороны старообрядцев , не признавших троеперстия.
Примечания
- Е. Голубинскій от 30 декабря 2014 на Wayback Machine . (Глава из его же «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами») // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею». апрель 1892, стр. 42—43.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 августа 2015. 30 марта 2015 года.
- Наиболее древней, известной по святоотеческим свидетельствам, формой перстосложения было единоперстие; причём знак креста начертывался (линией) на челе указательным или большим пальцем, — обычай, исчезнувший в течение VIII века среди греков, вероятно ввиду борьбы с ересью монофизитства (См. Op. cit. , а также: Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 701.)
- Е. Голубинскій О перстосложеніи для крестнаго знаменія и благословенія . (Глава из его же «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами») // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею». апрель 1892, стр. 50—51.
Ссылки
- 2021-05-16
- 2