Interested Article - Вентцель, Николай Николаевич

Николай Николаевич Ве́нтцель ( 30 декабря 1855 [ 11 января 1856 ], Санкт-Петербург 6 февраля 1920 , Петрозаводск ) — русский прозаик, поэт, драматург, переводчик. Печатался под псевдонимами Бенедикт, Н. Н. Юрьин, Н. Ю-н, Н. В., Фуриозо, Жак-Меланхолик и др.

Брат педагога и философа К. Н. Вентцеля .

Биография

Родился в дворянской семье. Отец, Николай Адольфович Вентцель (1827—1908) — прибалтийский немец, выслуживший чин действительного статского советника . Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе, Варшаве, Вильне; в Санкт-Петербурге Н. А. Вентцель служил столоначальником в канцелярии Петербургского генерал-губернатора.

Николай Николаевич Вентцель в 1874 году поступил в Медико-хирургическую академию , год спустя перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета , а затем — на юридический факультет. В 1881 году окончил курс и был зачислен кандидатом на судебные должности при Московском окружном суде.

Служебная деятельность

С 1883 года — помощник присяжного поверенного. В 1885 году по болезни оставил адвокатскую практику.

Жил в Киеве, Санкт-Петербурге, в 1886—1887 гг. — за границей. В 1888 году вернулся на службу — делопроизводитель, а затем чиновник особых поручений (с 1899) в канцелярии Министерства путей сообщения, в котором работали также и его два брата. В 1914 году в чине действительного статского советника вышел в отставку.

Литературная деятельность

Первая его публикация — перевод стихов белорусско-польского поэта В. Сырокомли «Неграмотный» (журнал «Пчела». — 1877. — № 37). Затем его стихи печатались в журналах «Пчела», « Стрекоза », « Звезда ». В 1881—1886 гг. он переводил оперные либретто. Совместно с С. И. Мамонтовым написал пьесу «Алая роза» для домашней сцены в Абрамцеве . С 1888 года регулярно публиковал в газете «Неделя» фельетоны под общим названием «Житейские наброски» (подпись Н.В.). Первое крупное произведение Н. Вентцеля — повесть «В надежде славы и добра», отразило адвокатский опыт автора. В 1896 году вышла повесть «Искатель новых впечатлений» из жизни московского купечества. Большое число рассказов и повестей Вентцеля вошло в его сборник «Чужая жизнь» (СПб, 1900). Печатался в альманахе « », в журналах «Жизнь», «Север», «Новая иллюстрация», « Русская мысль », «Слово», в «Биржевых ведомостях». В прозе Вентцель выступает как наблюдательный бытописатель, по словам А. П. Чехова «большой насмешник» (Письма, V, 172), реалистические зарисовки часто сочетались у него с анекдотическим сюжетом.

С 1899 года он входил в состав кружка поэтов «Вечера К. К. Случевского» (в 1919 г. — его председатель), выступал на заседаниях кружка как поэт-юморист, печатался в его журнале «Словцо» (1899—1900), писал эпиграммы и стихи «на случай». В 1901 году написал басню «Голуби-победители» по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви (распространялась в списках и зарубежных изданиях без указания автора). С начала 1900-х гг. регулярно публиковал в газете «Новое время» сатирические стихи на злободневные темы, а также рецензии на литературные новинки (подпись — Н. Юрьин), новогодние обзоры русской литературы. Неопределенность положительной программы, ирония и скепсис поэзии Вентцеля сделали её приемлемой как для «Нового времени», так и для составителей революционного сборника «В борьбе», включивших в него басню «Четыре масти» (выпуск 1, СПб, 1906). Вентцель получил репутацию мастера каламбурной рифмы. Достоинства его стихов отмечали Р. М. Рильке (письмо к П. Д. Эттингеру от 10 ноября 1900 — ВЛ, 1975, № 9, стр. 236) и А. А. Блок (VI, 313).

Как драматург выступил в 1890-е гг.: бытовые комедии «По внушению», (М., 1895), «Бифштекс по-гамбургски» (М., 1896). В 1904 г. написал пьесу «Сестра мадам Европы» (поставлена на раутах редакции «Нового времени» — один из первых опытов политической сатиры на сцене. После 1908 г. Вентцель постоянный автор театра «Кривое зеркало», где наибольшим успехом пользовалась пародирующая символистскую драматургию пьеса «Лицедейство о господине Иванове» (СПб, 1912), выдержавшая более 50 представлений в один сезон. Вентцель писал пародии и на конкретные произведения, см., например, «Сумбурный поток» («Театральная газета», 1905, 22 янв.) — на нашумевшую пьесу А. И. Косоротова «Весенний поток». Для сатирической драматургии Вентцеля наиболее характерна аллегория «Гишпанский замок» (СПб., 1907), написанная для петербургского Малого театра. Создал для детей несколько стихотворных произведений и драматическую сказку «Несмеяна» (СПб, 1912; 2-е изд. по рекомендации А. А. Блока, П.-М., 1919).

После Октябрьской революции 1917 года недолго работал в театральном отделе Наркомпроса .

Библиография

  • комедия «По внушению». М. 1895
  • комедия «Бифштекс по-гамбургски». М. 1896
  • пьеса «Сестра мадам Европы»
  • пьеса «Лицедейство о господине Иванове». СПб. 1912
  • сказка «Несмеяна». СПб. 1912
  • повесть «В надежде славы и добра»
  • пьеса «Алая роза»

Примечания

  1. И. Ф. Масанов , «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей». В 4-х томах. — М., Всесоюзная книжная палата, 1956—1960 гг.
  2. Состоял помощником у присяжного поверенного И. С. Гальберштадта . //Список присяжных поверенных Московского судебного округа и их помощников на 1.11.1884 г. М., 1884. — С.17, 56.Список присяжных поверенных Московского судебного округа и их помощников на 1.11.1885 г. М., 1884. — С.47.

Литература

  • Вентцель Николай Николаевич. Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь. — Москва
  • Большая Российская энциклопедия, 1989. — Т. 1. — С. 416—417.
  • Островский А. Замечательные люди Вентцели // Газета «Октябрьская магистраль». — 2010. — №№ 37,40,42.

Ссылки

  • Карацупа В.
  • Вентцель Н. Н.
Источник —

Same as Вентцель, Николай Николаевич