Билибин, Иван Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Я́ковлевич Били́бин ( 4 [16] августа 1876 , Тарховка , Санкт-Петербургская губерния — 7 февраля 1942 , Ленинград ) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения « Мир искусства »
Родился 4 ( 16 ) августа 1876 года в посёлке Та́рховка в окрестностях Сестрорецка (близ Петербурга ), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина (1838—1904). По состоянию на 1900 год, Билибин-отец занимал должность главного врача Морского госпиталя военно-морского порта Александра III в Либаве и имел чин действительного статского советника , равный чину контр-адмирала . Неизвестно, был ли отец Билибина дворянином по рождению, однако чин IV класса Табели о рангах автоматически давал ему право на потомственное дворянство.
В 1888 году поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию , которую окончил с серебряной медалью в 1896 году. В 1900 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета . В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств . В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене . Несколько лет (1898—1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой , в 1900—1904 годах, под руководством того же И. Е. Репина, — в Высшем художественном училище Академии художеств .
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения « Мир искусства » Иван Билибин становится его активным членом.
В 1899 году случайно приезжает в деревню Егна Весьегонского уезда Тверской губернии . Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 годах посещает Вологодскую , Олонецкую и Архангельскую губернии , куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 год он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились « Сказка о царе Салтане » (1905) и « Сказка о золотом петушке » (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина « Вольга », а в 1911 году — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы « Золотой Петушок » в 1909 году в театре Зимина в Москве .
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка « Старинного Театра » в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как « Мир искусства », « Золотое Руно », в изданиях « Шиповника » и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905—1907 годов художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 года преподаёт в классе графического искусства школы Общества поощрения художеств (ОПХ), продолжая преподавание до 1917 года. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут , Константин Елисеев , Л. Я. Хортик , , Николай Кузьмин , Рене О’Коннель , К. Д. Воронец-Попова .
В 1912 году женился вторым браком на своей ученице Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма , в Батилимане , для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко , Александр Куприн , Сергей Елпатьевский , Евгений Чириков , художник Владимир Дервиз , профессора Абрам Иоффе , Владимир Вернадский , Михаил Ростовцев . По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно, по окончании занятий в школе ОПХ, Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью, к началу занятий.
В 1915 году участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики . В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России .
В 1917 году расстается со своей второй супругой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции художник уезжает в Крым, в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года.
До декабря 1919 года находится в Ростове-на-Дону , затем с отступлением Белой армии попадает в Новороссийск .
21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска . Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре , а прибыл в Египет , где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин жил в Каире . В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта .
В феврале 1923 года женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой , приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине . В октябре 1924 года поселился в Александрии .
В августе 1925 года переехал в Париж . В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского « Жар-птица » в Буэнос-Айресе . В 1934—1935 годах создал для оперных постановок Пражского Национального театра и Городского театра в Брно декорации и костюмы к «Сказке о царе Салтане» и «Сказанию о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова .
Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм , сказкам Тысячи и одной ночи .
Масон , был посвящён в русской парижской ложе « Северная звезда ». Затем стал членом-основателем другой русской ложи — «Свободная Россия», её обрядоначальник в 1932 году .
Со временем Билибин захотел вернуться на родину. В 1935—1936 годах он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович».
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде . Он преподавал во Всероссийской Академии художеств , продолжал работать как иллюстратор и художник театра.
В 1937—1942 годах жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной ), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств от истощения. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине « Дюк Степанович » в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища .
Большое количество произведений Ивана Билибина находится в Ивангородском (Ленинградская обл.) городском музее .
Для билибинского портрета характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивает заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.