Обитель зла 4: Жизнь после смерти
- 1 year ago
- 0
- 0
« Обитель зла » ( англ. Resident Evil ) — боевик ужасов , снятый по мотивам одноимённой японской компьютерной игры . Премьера «Обители зла» в США состоялась 12 марта 2002 года, в России — 18 июля того же года. Сюжет построен вокруг Элис — потерявшей память девушки, которая попала в секретную лабораторию корпорации Umbrella под названием «Улей». В лаборатории, после утечки опасного вируса, из-за действий искусственного интеллекта погибают все сотрудники. Исследуя с командой подземные помещения, главная героиня обнаруживает, что все умершие обратились в плотоядных зомби . Слоганы картины: «Секретный эксперимент. Смертельный вирус. Роковая ошибка» ( англ. A secret experiment. A deadly virus. A fatal mistake ), «Пережить ужас» ( англ. Survive the Horror ) .
Режиссёром, продюсером и сценаристом фильма стал Пол Уильям Скотт Андерсон , сменивший в том первоначального Джорджа Ромеро . Главную роль сыграла Милла Йовович , а одну из ролей первого плана — Мишель Родригес . Над музыкальным сопровождением работали Марко Белтрами и Мэрилин Мэнсон . Съёмки киноленты проходили в Германии и Великобритании и длились одиннадцать недель. На роль зомби были приглашены профессиональные танцоры. В качестве иных существ были задействованы загримированные доберманы и аниматронный монстр Лизун. В фильме присутствуют различные элементы из игр Resident Evil , Resident Evil 2 , Resident Evil 3: Nemesis , а также аллюзии на творчество Льюиса Кэролла . Фильм номинировался на две премии « Сатурн ». Суммарные мировые кинотеатральные сборы «Обители зла» составили почти 103 миллиона долларов.
Неизвестный забирает образцы секретного Т-вируса из лаборатории , вместе с чем умышленно разбивает одну колбу со штаммом . Срабатывает система защиты; центральный компьютер во избежание распространения вируса убивает всех работников комплекса . Главная героиня, Элис, приходит в себя в ду́ше огромного особняка , при этом не помня ничего из своего прошлого. Во время осмотра помещений она встречает Мэтта Эдисона, представившегося полицейским , затем в особняк проникает отряд коммандос , в число которых входят Первый, Рэйн Окампо, Чед Капплан, Джей Ди и другие. Командир отряда пытается узнать у Элис информацию о происходящем и, поняв, что она потеряла память, берёт её и полицейского с собой. Спецназ уходит вглубь особняка через стеклянную дверь, замаскированную под зеркало, и двигается к поезду. Рэйн восстанавливает питание вагона-локомотива, после чего все вместе они уезжают в нём. Во время поездки они находят некоего Спенсера, который также потерял память. У Элис начинают появляться воспоминания, связанные со Спенсером, и она приходит к выводу, что они женаты . После того, как группа добралась до подземной лаборатории под названием «Муравейник» , их присутствие обнаруживает центральный компьютер «Красная королева» .
Первый объясняет Элис, что они добрались в «Муравейник» — секретную лабораторию корпорации Umbrella , расположенную под городом Раккун-сити. В ней велись исследования вирусов. Элис и Спенсер — оперативные работники корпорации, которые жили в особняке, маскирующем запасной вход в лабораторию. Их брак был прикрытием для охраны секретов Муравейника. Некоторое время назад «Красная королева» взбунтовалась и убила весь персонал. Компания выслала спецотряд, чтобы отключить систему. Система безопасности выпустила в особняк нервно-паралитический газ, который и стал причиной амнезии. Ситуация осложняется тем, что отключить систему необходимо в течение определённого времени, по истечении которого единственный выход из «Муравейника» будет запечатан. И если герои замешкаются, то останутся погребёнными заживо. В конце концов прямо у покоев «Красной королевы» погибают командир спецназа и трое солдат, попав в ловушку в коридоре с лазерами. В живых остаются только Элис, Спенсер, компьютерный техник Каплан, Мэтт, Рэйн и Джей Ди. Элис и Каплан, несмотря на все уговоры «Красной королевы», отключают её. В результате запертые прежде в комплексе двери открываются, выпустив на свободу весь персонал, обратившийся под воздействием вируса в зомби . Они нападают на героев, и один из них кусает Рэйн. В результате жестокой схватки погибает Джей Ди, а Элис и Мэтт отделяются от группы.
Элис узнаёт, что Мэтт — разыскиваемый по всей стране человек. Он пытался получить образец экспериментального вирусного оружия под названием Т-вирус с помощью своей сестры Лизы. Этот вирус , который разрабатывался компанией Umbrella с целью восстановления мёртвых клеток, стал причиной возникновения зомби. Элис вспоминает, что Лиза была её партнёром, но не может понять свою роль в прошедших событиях. Выжившие вновь собираются в покоях «Красной королевы», где они возвращают её к жизни и просят совета. «Королева» рассказывает о природе зомби и эффективных способах их убийства.
Когда Элис и команда пробираются по канализационным туннелям, на них нападают зомби. Каплан отстаёт от команды и оказывается окружён мертвецами. Элис вспоминает, что существует антивирус, который может спасти Рэйн, но придя в лабораторию, они не находят его образец. Неожиданно к Элис и Спенсеру возвращается память. Оказывается, что именно Спенсер украл вирус и вызвал катастрофу в лаборатории. Он закрывает всех в лаборатории, а сам убегает. Возле поезда на Спенсера нападает монстр-мутант Лизун. «Красная королева» предлагает Элис и Мэтту помощь, но взамен просит убить инфицированную Рэйн. Положение осложняется тем, что в лабораторию рвётся Лизун, убивший Спенсера и мутировавший под действием новой ДНК . Элис ударяет по монитору, расположенному на стене, «Красная королева» внезапно отключается, дверь открывается и появляется сбежавший от зомби Каплан. Это он только что и отключил систему.
Все герои возвращаются к поезду. Элис добивает топором мутирующего Спенсера, забирает чемодан с вирусом и антивирусом и бросает на пол рядом с трупом бывшего мужа своё обручальное кольцо . Все садятся в поезд и уезжают из комплекса. Элис вводит Рэйн и Каплану антивирус. Неожиданно на поезд нападает Лизун — расправившись с Капланом, он наносит ранение Мэтту. Элис удаётся пригвоздить язык Лизуна к полу . Мэтт собирается открыть люк, чтобы скинуть Лизуна с поезда, но на его пути встаёт Рэйн, которая всё же обратилась в зомби. Мэтту приходится убить её. Её тело падает на кнопку и приводит в действие механизм открытия люка, в результате чего Лизун падает на шпалы и погибает.
Мэтт и Элис поднимаются в особняк, а позади них опускается дверь в лабораторию. Неожиданно Мэтт, раненый Лизуном, начинает мутировать из-за инфицирования при ранении. Элис собирается ввести ему антивирус, но в особняк врываются учёные корпорации Umbrella и разделяют их. Нам слышны руководящие указания начать проект Немезис . Также удаётся расслышать, что «Муравейник» собираются вскрыть ещё раз. Позже Элис приходит в себя в больнице города Раккун-сити. Она выбирается на улицу и видит кругом разруху. Заголовок одной из газет гласит: «Мёртвые идут». Главная героиня подходит к ближайшей полицейской машине, забирает оттуда дробовик и передёргивает затвор, в то время как камера показывает её сперва крупным, а затем удаляющимся планом.
|
|
Впервые планы по экранизации компьютерной игры Resident Evil возникли в 1996 году . Продюсер Constantin Film Бернд Айхингер ( англ. Bernd Eichinger ) говорил, что всегда хотел снять «действительно страшное кино». Своих коллег он неоднократно заставал за игрой ещё в тот период, когда она только появилась на рынке, и уже тогда Айхингер увидел потенциал для переноса проекта на большие экраны. «Она не была чересчур кровавой или насильственной — просто играть в неё было страшно», — вспоминал он. Как только было принято решение получить права на фильм, представители компании обратились к создателям серии, в штаб-квартиру Capcom в Японии . В ходе переговоров Бернд заявлял, что будет серьёзно относиться к изначальной концепции и регулярно консультироваться с разработчиками. Впоследствии продюсер считал, что переговоры прошли удачно главным образом потому, что Constantin Film являлась независимой компанией, в которой не требовалось огромного количества совещаний, а все решения принимались оперативно. Права на экранизацию были получены в 1997 году при условии, что все изменения будут проходить процедуру утверждения руководством компании .
Первые наброски сценария были подготовлены Аланом Б. Макэлройем, режиссёром фильма должен был стать Джордж Слуцер , продюсером — Дэниэл Клецки , а главные роли планировали исполнить Джейсон Патрик , Брюс Кэмпбелл и Саманта Мэтис . Текст был отвергнут, а Слуцер покинул свой пост, после того как понял, что съёмки начнутся в отдалённом будущем. Впоследствии пресса публиковала неподтверждённые слухи о проекте. Во время выхода Resident Evil 2 в коробку с игрой был помещён вкладыш с объявлением о проведении конкурса, победители которого должны были получить небольшую роль в экранизации .
В 1998 году стало известно, что режиссёром и сценаристом проекта стал Джордж Ромеро , создатель цикла известных хоррор-фильмов « Ночь живых мертвецов » и его продолжений . Руководство Capcom было довольно тем обстоятельством, что им удалось привлечь именитого режиссёра . Первоначально Ромеро отказывался от участия в производстве картины, основанной не на оригинальном материале, заявив, что не желает более снимать фильмы о зомби, однако позже передумал . Ранее Ромеро режиссировал рекламный ролик Resident Evil 2 , который транслировался на японском телевидении , и уже был несколько знаком с исходным материалом . Его версия сценария была ближе к первоисточнику: в качестве основных персонажей были выбраны Джилл Валентайн и Крис Редфилд , между которыми возникали любовные отношения. В фильме также должны были появиться Барри Бёртон , Ребекка Чемберс , Ада Вонг и Альберт Вескер . По первоначальной задумке Крис должен был быть обычным фермером из окрестностей Раккун-Сити. Впрочем, Ромеро не был поклонником игры и лишь наблюдал за тем, как её проходит его сын, записывая процесс на плёнку . В октябре 1998 года вместе со своим коллегой и другом Питером Грюнвальдом Джордж Ромеро представил продюсерам 87-страничный сценарий .
Режиссёр позиционировал фильм как дорогостоящий проект с рейтингом R , ориентированный на взрослую аудиторию. Он планировал его выпустить минимум в двух вариантах — включая режиссёрскую версию, которую Джордж хотел транслировать в кинотеатрах стран с менее жёсткими ограничениями для просмотра, чем в Америке . В конце 1998 года Ромеро начал вести переговоры с компанией Стэна Уинстона касательно создания спецэффектов к будущему фильму . Лента планировалась к выпуску в период после релиза Resident Evil 3: Nemesis . К разочарованию поклонников классических фильмов ужасов, в 1999 году Джордж был отстранен от производства фильма, так как его сценарий был «коммерчески бесперспективен» . Отчасти на это решение повлияло мнение продюсеров, видевших «Обитель зла» исключительно в качестве зрелищного блокбастера . В интервью DGA Magazine Ромеро поделился своими размышлениями: «„Обитель зла“ была проектом немецкой компании. Есть две стороны одной медали, но я не думаю, что он был в духе игры. Продюсеры хотели снять фильм с большим количеством элементов военного кино , гораздо более тяжелым, чем я себе представлял. Я думаю, что им просто не понравился мой сценарий» . По информации некоторых источников, Ромеро не смог прочувствовать дух серии и создавал картину, чересчур похожую на свои прежние работы . В последующем появлялись слухи, что в проект могут быть приглашены (« Городские легенды »), Стивен Норрингтон (« Блэйд ») , а также Роберт Родригес и Квентин Тарантино .
Спустя год Constantin Film стала сотрудничать с Impact Pictures — компанией, основанной Джереми Болтом ( англ. Jeremy Bolt ) и Полом Андерсоном . В ходе одной из бесед о разработке и финансировании нескольких проектов Болт случайно узнаёт о том, что Constantin Film выкупила права на съёмки «Обители зла» и рекомендует им своего протеже. Андерсон был фанатом франшизы и играл во все части серии. Он предложил написать сценарий и получил одобрение. В 2000 году Андерсон представил 120-страничный сценарий с эпиграфом «If the suspence doesn`t kill you, something else will», который являлся оригинальной историей, взявшей от игры лишь базовые идеи, сочетавшиеся с элементами неизвестности и неожиданности . В дальнейшем Пол также занял пост режиссёра. Среди его работ уже была кинолента, базировавшаяся на игре — « Смертельная битва », созданная на основе файтинга Mortal Kombat . Айхингер отмечал, что Пол знал о подводных камнях проектов подобного типа, и мог воспользоваться всем богатством собственного опыта при работе над картиной .
Атмосфера и сюжетное наполнение ранней версии сценария в значительной степени сосредотачивались на зомби. В скрипте присутствовали типичный для Ромеро юмор и отсылки к его собственному творчеству . В частности, историю о падении самолёта с секретным оружием можно рассматривать как параллель с картиной « Сумасшедшие » . Один из персонажей произносил следующую фразу: «Боже мой… это как в „Ночи живых мертвецов“!». Устройство, отображающее карту местности, должно было выглядеть как Game Boy . Это создавало особый сатирический эффект, когда Вескер разбивал конструкцию, словно разозлённый игрок. Ромеро активно использовал игровой бестиарий и находил особо изобретательные способы убийства членов команды S.T.A.R.S . Текст лояльно относился к первоисточнику, однако не раскрывал многих персонажей, практически не содержал саспенса и при высокой доле зрелищности отличался не очень проработанными диалогами . Сюжет содержал ряд жанровых клише , действие в нём постепенно становилось предсказуемым, он не держал в напряжении .
После смены сценариста концепция проекта была переработана с учётом уже вышедших частей сериала . Андерсон значительно отошёл от первоисточника — убрал готические декорации, а сюжетные перипетии сконцентрировал на главном персонаже — Элис . Он признавался, что ему пришлось отказаться от игровых персонажей-прототипов, поскольку потенциальный зритель знал, что Джилл не погибнет . Андерсон не стал использовать прямые сюжетные заимствования из повествования Capcom . Пол позиционировал свою работу не как продолжение «Рассвета мертвецов» образца 70-х годов, а как « Матрицу » среди зомби-фильмов . Андерсон называл фильм своеобразным приквелом, использующим киберкультуру франшизы. Он считал эту установку правильным подходом, который помог привлечь к просмотру картины как неподготовленного зрителя, так и фаната, который бы замечал отсылки, понятные только поклоннику серии. Непосредственно из игры были взяты концепция особняка в лесу, корпорация Umbrella , подземная железная дорога, T-вирус и различные существа. Андерсон считал постановку «грязного» кино в жанре «брызг» бессмысленной, поэтому отдал предпочтение сценарию, в котором испуг возникал благодаря игре теней и напряжённости . Таким образом Пол оставался лоялен к игре, но «давал поклоннику нечто большее» . Он считал, что в картине было много страсти и энергии, давших толчок для развития франшизы .
Действие начинается с инцидента в секретной лаборатории корпорации. Джилл Валентайн, сотрудница отряда S.T.A.R.S., получает приказ отправиться с командой «Браво» к особняку в Арклайских лесах, чтобы выяснить, что в нём произошло. По прибытии на отряд нападают зомбифицированные собаки и все, кроме Джилл, погибают. Военные эвакуируют Ракун-сити. Крис Рэдфилд, давно подозревающий, что его подруга Джилл обманывает его насчет своей настоящей работы, отправляется за ней в особняк. Через некоторое время на помощь прибывает команда «Альфа» во главе с Альбертом Вескером. Основная цель прибывших — спасти доктора Джона Маркуса, который руководил исследованиями и разработал Т-вирус. Команда находит доктора, обращённого в зомби. Солдаты начинают требовать возвращения на поверхность, но Вескер настаивает на продолжении спуска вниз с целью поиска лекарства от вируса. В итоге выясняется, что никакого антивируса не существует и Вескер действовал исключительно в своих собственных интересах. Валентайн запускает систему самоуничтожения и выжившие поднимаются на поверхность, отбиваясь от всего бестиария, включая Тирана . В завершении Джилл, Крис и Ребекка с Адой Вонг улетают на вертолете, взрыв уничтожает лабораторию, но вирус продолжает распространяться .
«Обитель зла» содержит множество отсылок к работе английского математика Льюиса Кэролла — « Алиса в Зазеркалье ». Аллюзии нашли своё отражение в имени главной героини Элис, дословно — Алиса ; Красной Королеве , требующей отрубить голову; испытании вируса на белом кролике; попадании в секретную лабораторию через зеркало; логической интегральной схеме в компьютере Королевы, отображающей шахматную доску; напольных часах с маятником, на циферблате которых нарисована фигурка Алисы. Собственно сама книга заметна в одной из сцен фильма . Андерсон заявлял, что обе сказки об Алисе относятся к числу его любимых произведений. Сходство между повествованием Кэролловского нонсенса и структурой игры, в рамках которых происходит путешествие героинь по странному подземелью, режиссёр находил интересным. Пол отмечал и обратные параллели. В частности, в Resident Evil Code: Veronica присутствовал монстр по имени Брандашмыг ( англ. Bandersnatch ), упоминаемый в стихотворении о Бармаглоте ( англ. Jabberwocky ) . Киновед Стефан Хантке счёл, что аллюзии были выполнены скорее в стиле адаптации Яна Шванкмайера , чем Уолта Диснея . В проекте сценария от 29 сентября 2000 года в локации «Зазеркальный дом» ( англ. Looking Class House ) должны были встречаться мраморные скульптуры Безумного шляпника и Белого кролика . Путешествие Элис по Муравейнику являло собой не что иное, как падение Алисы в кроличью нору. В итоговом варианте рукописи все намёки на сказку были смягчены и стали носить более абстрактный характер .
В ранней версии сценария Андерсона, которая носила название «Нежить» ( англ. Undead ) , присутствовали сцены с поездками на машинах по наводненным зомби подземельям, однако от них пришлось отказаться в силу бюджетных ограничений. Отличалась и концовка — в ранней версии инфекция распространилась по всему миру. Элис и Мэтт спаслись из Раккун-сити и на бронированном фургоне въезжали в Манхэттен , после чего на экране должна была появиться надпись о том, что главные герои вернутся в фильме « Обитель зла: Апокалипсис ». В ходе съёмок из повествования исчезло и большое количество чёрного юмора. Так, в одной из сцен Элис, Мэтт и заражённый спецназовец должны были встретить сотрудника корпорации Umbrella в костюме биозащиты. Он должен был снять скафандр и сделать искусственное дыхание рот в рот умирающему бойцу, что приводило к соответствующим последствиям . Эти эпизоды привносили в проект элементы комедии, дабы усилить воздействие на зрителя . Режиссёром была снята ещё одна версия окончания фильма, вошедшая в качестве дополнения к некоторым изданиям картины. В ней, спустя полгода после инцидента в Раккун-сити, Элис направляется в штаб-квартиру корпорации Umbrella , чтобы найти Мэтта. На входе в здание её опознаёт охранная система и начинается перестрелка. Элис убивает всех солдат и проходит охранный коридор. В итоге Андерсон решил пойти на определённый риск и выбрал более открытый и депрессивный финал в стиле картин 1970-х .
Подготовка к съемкам началась в 2000 году и продлилась почти полтора года . Рабочее название фильма — Resident Evil: Ground Zero ( англ. Эпицентр, либо Нулевой уровень ), к выходу картины в кинотеатрах название было изменено из-за событий 9/11 . С целью поиска нужной натуры специалистами компании были изучены множество мест Европы — от Латвии до Украины , в том числе старая ядерная станция в Бонне и подземные бункеры в Великобритании, построенные в период Второй мировой войны . Некоторые подготовительные работы проходили в Shepperton Studios в Лондоне . Съёмки, начавшиеся 5 марта 2001 года и закончившиеся спустя одиннадцать недель, к концу мая , проводились на территории Великобритании и Германии — в Дворце Линдштедт ( Потсдам ), послужившим в качестве особняка Спенсера, в Берлинском метро на строящийся станции , выполнявшей функцию входа в Муравейник, в казармах Крапнитца и Studios Berlin ( Адлерсхоф ). Эпизоды из Раккун-сити снимались в Торонто . Проект финансировался за счёт европейских продюсеров. Финансовое положение компании Constantin Films было удручающим, и новый проект Андерсона оказался хорошим шансом поправить положение . В «Обитель зла» также вкладывала свои средства компания Intermedia . Бюджет картины составил 33 миллиона долларов .
Декорации «Обители зла» были выполнены в привычном для серии технократическом стиле. Картина снята в голубовато-зелёных оттенках, соответствующих стилистике и эстетике игры. Режиссёр настаивал на том, чтобы коридоры казались узкими, комнаты — маленькими и наполненными различными предметами, мешающими передвижению . В разработке внешнего вида картины участвовал Дэвид Джонсон ( англ. David Johnson ), ранее выступавший в качестве оператора в проектах « Идеальный муж » и « Хилари и Джеки ». Джонсон пытался придать освещению «сливочные» оттенки. Во внешнем виде декораций он хотел передать пугающее чувство одиночества и абсолютной изоляции. Дэвид работал вместе с художником-постановщиком Ричардом Брайдглэндом ( англ. Richard Bridgland ), также занимавшимся освещением ещё со времён работы с Ридли Скоттом . Сцена с лазерами была вдохновлена одним из эпизодов триллера « Куб » Винченцо Натали , в ходе которого металлической сеткой разрезало Алдерсона. Впоследствии лазерные ловушки использовались в Resident Evil 4 . Джонсон особенно гордился декорацией для этой сцены — блестящее зеркальное помещение, в котором свет контрастируют с лазерным лучом является данью уважения « Космической одиссеи 2001 года » . Создатели также признавались, что на киноверсию «Обители зла» повлияли такие фильмы, как « Синий бархат » и « » .
Актёрский состав «Обители зла»: Милла Йовович, Джеймс Пьюрфой, Мишель Родригес, Колин Сэлмон, Хайке Макач, Эрик Мабиус
|
Милла Йовович согласилась участвовать в съёмках, поскольку она любила наблюдать, как играет в компьютерные игры её младший брат . Нередко Милла собственноручно посвящала прохождению Resident Evil по 4—5 часов в день. Андерсону она открыто заявляла: «Я единственная актриса во всем Голливуде , кто может сняться в этом фильме», после чего и получила роль , несмотря на двухстраничный список потенциальных кандидатов . Элис показалась Йовович жёстким, сексуальным и интересным персонажем. Постепенно восстанавливая память, она овладевает способностями, о которых ранее и не подозревала . Имя главной героини ни разу не упоминалось вплоть до финальных титров . Режиссёр избрал в качестве главного героя фильма девушку, поскольку считал, что игроки при возможности выбора протагониста в 95 % случаев отдают предпочтение женскому персонажу. Табу на женщин в качестве центральных персонажей боевиков он считал бредом . Прототипом Элис была героиня одноимённой игры Джилл Валентайн , а Мэтта Эддисона — Крис Редфилд . Первоначально на роль Мэтта был приглашён Дэвид Борианаз , но он отказался от съёмок из-за работы в спин-оффе телесериала « Баффи — истребительница вампиров » . На роль Ребекки Чемберс планировали взять Сару Мишель Геллар . Имя персонажа Спенсера Паркса является прямой отсылкой к названию лаборатории из игры — Spencer Mansion . Роль Красной Королевы исполнила восьмилетняя Михаэла Дикер, чью модель оцифровали, а впоследствии анимировали в трёхмерной графике и стилизовали под голограмму .
Милла Йовович о своём участии в «Обители зла» в интервью говорила следующее: «Скажем так, я не ношу розовые очки… Я вижу себя как Сигурни Уивер этого поколения. И мне это нравится» . Большинство трюков Милла исполнила самостоятельно, за исключением прыжка с труб. Её агент посчитал, что Йовович может запутаться и повиснуть на проводах . Актриса и некоторые её коллеги прошли недельную подготовку у сотрудника тактического подразделения SEAL Джеймса Батлера, в ходе которой они научились обращаться с огнестрельным оружием, забираться на крутые поверхности, освоили тхэквондо и получили иные боевые навыки . Родригес обучили, как сворачивать шею противнику . За время съёмок Йовович по неосторожности набила синяки трём членам съёмочной команды, включая Пола Андерсона и одного из продюсеров . Милла констатировала, что порой не может полностью контролировать свои удары, что становится проблемой для окружающих, находящихся поблизости .
Продолжительное время команда думала над тем, как логично объяснить мини-юбку главной героини. В конце концов юбку заменили на вечернее платье, а сценарий предполагал, что Элис собирается на ужин, прежде чем теряет сознание . Милла считала мокрое платье одной из самых обворожительных черт своей героини: «… я никогда не носила влажное мини-платье до этих съёмок, мне пришлось сражаться и убегать от разных существ и при этом хорошо выглядеть» . Ей вторил Андерсон: «Редчайший случай. Хорошая актриса, которая в кадре может надрать задницу кому угодно — и при этом выглядеть просто великолепно» . Она была единственной, кто не носил дополнительной защиты во время боевых сцен. На всех остальных актёрах были надеты наколенники, налокотники, а также гидрокостюмы в соответствующих «водных» эпизодах . Платье для Миллы было пошито под вдохновением от костюмов Жана-Поля Готье . Для каждого из главных персонажей было создано по пять различных вариантов его одежды, которые менялись от сцены к сцене .
Для Мишель Родригес съёмки в «Обители зла» стали первым европейским проектом . Мишель была первой и последней актрисой, которую прослушивали на роль Рэйн . Милла признавалась, что с Мишель они работали весело — мужественная Родригес не пользовалась помадой, и с криками: «Уберите от меня этого человека!», пыталась скрыться от поцелуев Миллы. На съёмках Йовович хотела нанести на Мишель косметику или обуть её в туфли на высоком каблуке, последняя в свою очередь могла после 15 с половиной часов работы в затопленной лаборатории брызгать в лицо Миллы из шприца водой. После этого они толкали друг друга в воду до тех пор, пока не вернулся разозленный режиссёр . Эрик Мабиус говорил, что получил огромное удовольствие от работы в Берлине над фильмом со столь интернациональным составом съёмочной труппы . Из всех фильмов франшизы наиболее любимой у Андерсона была первая часть, поскольку именно тогда он познакомился с Йовович, своей будущей женой . Родригес впоследствии вспоминала: «Ураган по имени Милла безжалостно налетал на спокойного ребёнка, каким был Пол» .
Андерсон изначально считал, что работы над нежитью будут проблемными . Количество экранного времени, демонстрирующего живых мертвецов, было намеренно сокращено, чтобы имеющиеся кадры оставляли более глубокое впечатление . «Вы не можете сделать сегодня то, что делали режиссёры двадцать лет назад» — сообщал Пол. Вездесущие зомби, капающая и запекшаяся кровь были своего рода modus operandi того времени. Фильммейкеры считали, что для того, чтобы вызывать страх, концептуально нежить в «Обители зла» должна быть различной. С этой целью Андерсон обратился к компании Animated Extras International Ltd., награждённой премией Оскар за фильм « Тень вампира », специалисты которой создавали уникальный грим для каждого зомби .
Паулин Фаулер ( англ. Pauline Fowler ) отмечала, что реализм был ключом к визуальному виду людей, подвергшихся воздействию T-вируса. Вирус попадал в организм воздушно-капельным путём , что отражалось на глазах, носе, рте. Гримеры обратились к медицинской литературе, для того чтобы придумать что-то менее традиционное, чем гниющая плоть. Фаулер сообщала, что вирус мог влиять на человека с разной скоростью воздействия, что внесло разнообразие во внешний вид больных, несмотря на поражения в примерно одинаковых зонах. «Было бы кошмаром для моей команды из шести человек справиться с основным зомби-составом в пятьдесят актёров, если бы вирус изменял тела всех носителей» . Особые контактные линзы придавали взгляду актёров безумие и пустоту .
На роль зомби были наняты профессиональные танцоры. Андерсон пытался объяснить им, как должны двигаться ожившие мертвецы, чтобы итоговый результат не казался смешным. С целью придания движениям актёров пластичности был нанят хореограф Уорнер Ван Эйден, которой, в свою очередь, инструктировал съёмочную группу . Также режиссёр разрешал актёрам самостоятельно выбирать жестикуляцию и походку, чтобы в результате каждый зомби стал уникальным. Так как у Андерсона были проблемы с наймом массовки, в роли ходячих трупов в киноленту попали постановщик трюков, продюсер Джереми Болт, сыгравший за весь фильм трёх зомби и разрешивший побрить себя налысо для одной из сцен, а также его сестра и девушка . Анне Болт пришлось научиться оставаться под водой без кислорода на протяжении трёх минут . Друг Болта, Джейсон Айзекс, специально взял отгул на работе над фильмом Джеки Чана , чтобы появиться в картине в качестве камео . В сцене, где у зомби свёрнута лодыжка, не использовались спецэффекты, потому что у актёра действительно была травма ноги .
В «Обители зла» встречаются и доберманы -зомби. На собак был наложен специальный грим, в котором они казались освежёванными заживо . Съёмочная команда считала, что применение аниматроники в данном случае неприемлемо. Так как напрямую приклеить что-либо на шерсть животных проблематично, первоначально специалисты Animated Extras окрасили в тёмные оттенки эластичную ткань, которую натянули на тело животного. На неё были нанесены выпирающая грудная клетка, жировая ткань, мышцы и кровавые потёки. Компьютерная графика применялась только в области вокруг глаз . Собаки реагировали больше не на Миллу Йовович, а на теннисные мячи и плюшевого мишку, пристегнутого к её ягодицам. Впрочем, актриса отмечала, что некоторые из доберманов были действительно злыми, что придавало дополнительной мотивации в сценах бегства. В фильме использовались не специально обученные животные, а обычные сторожевые псы. Финансирование на более безопасные съёмки, в которых бы доберманы и Милла снимались в разных дублях, отсутствовало . В эпизоде, в котором Элис ударом ноги убивала зомбированную собаку, был использован манекен . Сцены с собаками происходили на позднем этапе съёмок, чтобы актриса могла к ним как следует подготовиться . На протяжении съёмок животные пытались слизать с себя бутафорскую кровь .
В качестве одного из монстров выступал Лизун — гротескное существо с длинным эластичным языком . В игровой серии он впервые появлялся во второй части, где, ползая по потолку, мог внезапно разворачиваться и смотреть на игрока враждебным взглядом. Андерсон заявлял, что если бы он смог повторить тот же образ на экране, то тем самым воздал бы должное игре. В его производстве были использованы аниматронные спецэффекты и компьютерная графика. Сцены с Лизуном были сняты в метро, расположенном рядом с Рейхстагом . Создатели построили несколько моделей монстра , 8 футов в длину и 4 в высоту. Первоначально была создана заготовка в форме безглазого лица с движущимися челюстями и огромными лапами-когтями, в которую помещался кукольник, управляющий костюмом. Текстуры тела монстра напоминали сырое мясо, запёкшуюся кровь и жилистую мускулатуру . Чтобы облегчить работу актёров, был создан язык из латекса , который во время обработки видео заменялся на увеличенную компьютерную модель . На создание существа было потрачено 30 литров хирургического желе . Монстры, встречающиеся в фильме, по признанию режиссёра, были самыми любимыми у фанатского сообщества, что и повлекло их включение в картину .
В декабре 2001 года лейбл Sony , компания Screen Gems , объявила конкурс на разработку лучшего плаката для картины. Вплоть до 31 числа каждый из участников мог отправить до трёх работ, созданных с использованием электронных материалов, размещённых на официальном веб-сайте фильма. Планировалось, что в январе 2002 будут отобраны пять полуфиналистов, а победитель будет определяться путём голосования посетителей сайта . Директор по маркетингу Валери ван Гальдер ( нем. Valerie Van Galder ) сочла, что такой фильм, как «Обитель зла», нуждается в поддержке своих поклонников, что и натолкнуло её на идею организовать конкурс. Гальдер провела исследования с целью обнаружения фокус-группы — потенциального зрителя. «Интернет-аудитория являлась ключевым рынком, желающим посмотреть фильм» — считала она .
Участникам предоставили около ста кадров из фильма и снабдили ссылками на графическое программное обеспечение . Screen Gems получила более трёх тысяч ответов на свою акцию. Победу одержал Ник Дес Бэррес ( англ. Nick Des Barres ), 23-летний актёр и бывший дизайнер журнала, посвященного компьютерным играм, за работу которого было отдано десять тысяч голосов. Его версия постера исполнена в красно-белых тонах, в форме треснувшего креста на фоне двух героинь фильма — Рэйн и Элис. Бэррес получил 2,500 долларов, распечатанный постер и бесплатные билеты в кино для себя и друзей. По мнению Патрика Голдстейна, обозревателя « Chicago Tribune », сам факт подобной акции бросает вызов одной из заповедей Голливуда — необходимости контроля любого аспекта рекламной кампании. Голдстейн считал, что постер фильма передавал чёткое сообщение: кино намерено напугать .
Права на распространение фильма были приобретены телевизионной компанией Columbia TriStar Motion Picture Group в 2001 году . По всему миру насчитывается свыше трёх десятков официальных дистрибьюторов . В России фильм выпускался такими компаниями, как Парадиз Видео , CP Дистрибуция , Top Industry и Пирамида . Новеллизацию, являющуюся книжным воплощением фильма, написал американский писатель , известный благодаря литературным адаптациям вселенных « Звёздный путь », World of Warcraft , Marvel Comics , « Доктор Кто », « Зена — королева воинов » и других. Книга размером в 288 страниц, носившая название «Генезис» ( англ. Genesis ), появилась в 2004 году .
Выход киноленты планировался на Хеллоуин 2001 года , однако премьера состоялась только 12 марта 2002 года в Лос-Анджелесе , Калифорния . Широкий показ фильма в кинотеатрах США стартовал 15 марта, в России — 18 июля . По всему миру доход «Обители зла» составил $ 102 984 862, из которых 39 % пришлось на США ($ 40 119 709), и 61 % — на зарубежные страны ($ 62 865 153) . Впрочем, кассовые сборы оказались ниже планируемых . Лента прокатывалась в 2528 кинотеатрах. Американский прокат был окончен к 9 мая 2002 года. За первый уикэнд фильм заработал $ 17 707 106 , заняв второе место после « Ледникового периода » , которого Андерсон называл «сильным соперником». По его мнению, если бы фильм вышел в другое время, он вполне мог бы занять первое место . Ко второй неделе Resident Evil разместился на пятом месте, также уступив комедийному боевику « Шоу начинается », « Инопланетянину » и сиквелу « Блэйд 2 », добавив в кассу картины $ 6 705 076 . К третьей неделе фильм упал до 11 места , а к последней — на 47 .
Среди западных стран наиболее успешно лента прошла в Японии , где серия игр Resident Evil пользуется особой популярностью ($ 17 477 878), а также Франции ($ 5 530 855), Германии ($ 5 015 157), Испании ($ 4 582 633), Италии ($ 4 541 400), Южной Корее ($ 4 087 055) и Великобритании ($ 4 096 015). Хуже всего фильм прошёл в Египте , добавив в кассу всего лишь $ 33 127 . В прокатном рейтинге киноадаптаций компьютерных игр, составленном веб-ресурсом Box Office Mojo , кинокартина заняла 13 место, будучи выше на одну позицию « Хитмэна », но ниже « Макса Пэйна » . Аналогичный показатель среди зомби-фильмов — 14 место , научно-фантастических хорроров — 17 , среди других фильмов франшизы — 5 . По состоянию на 2007 год сумма проката картины на VHS составила $ 5 000 860. «Обитель зла» продержалась в десятке лидеров две недели .
На видеокассетах в формате VHS релиз кинофильма состоялся 17 декабря 2002 года . На DVD носителе лента выпускалась в нескольких вариациях: Deluxe Edition (7 сентября 2004 года) , Superbit Collection (17 декабря 2002) , Special Edition (30 июля 2002 года). Последнее, к примеру, содержало документальные фильмы о съёмках, записи музыкального сопровождения, видео о создании декораций, грима для зомби и клип « My Plague » группы Slipknot . В формате DVD-UMD «Обитель зла» появилась 28 марта 2006 года , на Blu-Ray в качестве 1080p , как обычная версия, так и с бонусами, включая альтернативную концовку, комментарии съёмочной группы и режиссёра касательно фильма в общем и визуальных эффектов в частности, — 1 января 2008 . По ходу выпуска новых частей серии «Обитель зла» неоднократно переиздавалась — 4 сентября 2007 года совместно с « Апокалипсисом » , 9 декабря 2008 — с « Вымиранием » (в высоком качестве совместно с 12 короткометражными видео, включая материалы по съёмкам сцен в лифте, в лазерной комнате, зомби и зомби-псам, поезду, костюмам и набору пасхальных яиц — 1 января 2008) , с « Жизнью после смерти » — 4 сентября 2012 года , « Возмездием » — 21 декабря 2012 . На UMD фильм выпускался совестно с «Сайлент Хиллом» и «Хитмэном» .
Resident Evil: Music From and Inspired By the Motion Picture | |
---|---|
Саундтрек различных исполнителей | |
Дата выпуска | 12 марта 2002 |
Жанры | Хеви-метал , альтернативный метал , индастриал-метал , готик-метал |
Страна | США |
Языки песен | Английский, немецкий |
Лейбл | Roadrunner Records |
Профессиональные рецензии | |
Над музыкальным сопровождением к картине работали два композитора — Марко Белтрами и Мэрилин Мэнсон . Благодаря им фильм приобрёл индустриальное и электронное звучание . Саундтрек к киноленте, насчитывающий в общей сложности двадцать треков и написанный преимущественно в различных жанрах «тяжёлой» музыки , — хэви- , альтернативного , индастриал- и готик-метала , — был выпущен 12 марта 2002 года . Также существует версия в восемнадцать композиций, выпущенная лейблом Roadrunner Records . На официальном сайте Белтрами в свободном доступе находятся десять треков, не попавших в сборник . Специально для альбома была записана новая версия песни Slipknot « My Plague », а также треки «Something» и «Anything But This» групп Coal Chamber и Static-X соответственно .
Андерсон сравнивал музыкальное сопровождение к «Обители зла» с саундтреком, игравшим в лентах « Туман » и « Хэллоуин » Джона Карпентера , которые отличались агрессивным и напряженным звучанием. Команда хотела услышать нечто нестандартное, непохожее на обычный композиционный ряд. Мэнсон был приглашён благодаря своему неоднократному участию в проектах подобного типа. Белтрами в своей работе сочетал различные музыкальные стили XX века. Мэрилин Мэнсон хотел записать концептуальный саундтрек и переложить в рамки сопровождения к фильму тот посыл, который композитор и его группа пытаются донести в рок-музыке. Мэнсон активно использовал гитарные риффы в стиле хэви-металл . Его треки обладали тремя ключевыми качествами: долей детскости, экстремальной холодностью и вызывали биологический отклик. В написании заглавной композиции Мэнсон вдохновлялся классическими иллюстрациями к сказке «Алиса в Стране Чудес» , и характеризовал её следующей фразой: «Элис… попадает в ужасный мир разложения и биологической войны» . Андерсон лично отбирал семплы, вроде тиканья часов или странных шумов, которые использовались при написании музыки. Пол утвердился в верном выборе композиторов, после того как заметил бурную реакцию собаки при прослушивании треков .
Альбом вошёл в хит-парад Billboard 200 , расположившись на 24-м месте , в чарте топ-саундтреков он занял восьмую строчку (на одну позицию выше « Шрека », но будучи ниже « Королевы проклятых »), а в рейтинге Retail 100 и Loud Rock Crucial Spins по версии журнала CMJ — тринадцатую и двадцать шестую позиции соответственно . Согласно данным Nielsen SoundScan , на территории США было продано 256 тысяч копий дисков .
Брэдли Торрэно, обозреватель портала Allmusic , счёл, что саундтрек, составленный под вдохновением от просмотра фильма, снятого на основе игры, является верным признаком того, что индустрия развлечений съедает себя живьём. Обозреватель подчеркнул малое количество нового материала и только несколько ремиксов и композиций от группы Marilyn Manson, по его мнению, придаёт музыке некую долю оригинальности. Трек «My Plague» показался автору тяжеловатым, откровенно коммерческим и непривлекательным. Ремикс «The Right Song» звучал лучше, чем оригинал. Песня Coal Chamber была охарактеризована как довольно средняя, трек Depeche Mode поверг обозревателя в шок, «Anything but This» отличился великолепным звучанием, а «Release Yo' Delf» воспринимался не иначе как «приятный сюрприз». Критик сделал вывод, что альбом угодил придирчивым поклонникам жанра . Алан Моррисон, представитель журнала «Empire», также положительно отозвался об альбоме. Он выразил мысль, что таинственная группа Slipknot гораздо страшнее, чем экранизация компьютерной игры о живых мертвецах. Заглавная композиция Мэнсона воздаёт должное Джону Карпентеру. Саундтрек создает ощущение, будто слушатель находится в бреду, «бегает верх-вниз по коридорам, в то время как бензопила уже жужжит в ушах. Какая хорошая штука» .
№ | Название | Автор | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Red Queen» (в исполнении Михаэлы Дикер) | Пол Андерсон | 0:07 |
2. | « My Plague (New Abuse Mix)» (в исполнении Slipknot ) | 3:40 | |
3. | « The Fight Song (Slipknot Remix)» (в исполнении Marilyn Manson ) | 3:52 | |
4. | «Something Told Me» (в исполнении Coal Chamber ) | Coal Chamber | 3:24 |
5. | « Name of the Game (Clean Name)» (в исполнении The Crystal Method ) |
|
3:36 |
6. | «Everyone» (в исполнении Adema ) | Adema | 3:37 |
7. | «Invisible Wounds (The Suture Mix)» (в исполнении Fear Factory ) | Fear Factory | 3:38 |
8. | «Anything but This» (в исполнении Static-X ) | Static-X | 4:06 |
9. | «Halleluja» (в исполнении Rammstein ) | Rammstein | 3:41 |
10. | «Dirt» (в исполнении Depeche Mode ) |
|
4:59 |
11. | «What Comes Around (Day of the Dead Mix)» (в исполнении Ill Niño ) | Ill Niño | 4:29 |
12. | « Dig (Everything and Nothing Remix)» (в исполнении Mudvayne ) |
|
5:00 |
13. | «Release Yo' Delf ( The Prodigy Remix)» (в исполнении Method Man ) | Method Man | 5:57 |
14. | «800 (Manson remix)» (в исполнении Saliva ) | Saliva | 4:40 |
15. | «The Infinity» (в исполнении ) | 4:28 | |
16. | «The Umbrella Corporation (Film dialogue)» (Нарратив) | Пол Андерсон | 0:32 |
17. | « Resident Evil Main Title Theme (Film Score)» (в исполнении Marilyn Manson и Марко Белтрами ) |
|
2:12 |
18. | «Seizure of Power (Film Score)» (в исполнении Marilyn Manson и Марко Белтрами) |
|
3:53 |
19. | «Reunion (Film Score)» (в исполнении Marilyn Manson и Марко Белтрами) |
|
2:48 |
20. | «Cleansing (Film Score)» (в исполнении Marilyn Manson и Марко Белтрами) |
|
5:14 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Opening» (Unused) | 1:56 |
2. | «Dock Snoopin» | 2:13 |
3. | «Camera Eye» | 1:04 |
4. | «The Hive Train» | 1:20 |
5. | «Door Drilling» | 2:31 |
6. | «Hacin` Evil» | 2:35 |
7. | «Red Qween Warns» | 2:39 |
8. | «Mama Mia!» | 3:12 |
9. | «White Room» (Unused) | 4:28 |
10. | «Pull Back» | 1:09 |
Рейтинги | |
---|---|
Издание | Оценка |
Rotten Tomatoes | 34/100 |
Metacritic | 33/100 |
Empire | |
IMDb | 6,6/10 |
Total DVD | 6/10 |
USA Today | |
Common Sense Media | |
ViewLondon | |
TV Guide | |
New York Post | |
Entertainment Weekly | C+ |
«Обитель зла» была негативно воспринята большинством кинокритиков . Это обстоятельство не беспокоило Андерсона, поскольку он перестал читать рецензии на свои фильмы после выпуска картины « Шоппинг ». Айхингер при упоминании этой проблемы резко раздражался и вопрошал, играл ли кто-нибудь из критиков за всю жизнь в компьютерные игры, после чего добавлял, что не стоит смотреть хорроры, если изначально не любишь фильмы ужасов . «Обитель зла» получила всего лишь 33 % в томатометре на агрегаторе Rotten Tomatoes . Оценка основывается на 123 рецензиях, из которых 41 — с рейтингом свежести, а 82 — с отрицательной отметкой. Впрочем, картина понравилась 70 % зрителей . Кинолента получила 6,6 балла из 10 в базе данных IMDb . Рейтинг первой части франшизы на сайте Metacritic составляет 33 балла из 100. Он основывался на 24 критических мнениях, из которых 2 относилось к категории положительных, 11 — смешанных, и столько же — негативных рецензий .
Ресурс Screenjunkies.com, особо подчеркнув сексуальность главной героини, включил кинофильм в три различных рейтинга: в десятку лучших экранизаций компьютерных игр, расположив её на третьем месте , в десятку игровых фильмов, где она заняла пятую позицию , а также в десятку лучших триллер-хорроров, отметив её первой строчкой . Согласно опросам сайта , в десятке лучших компьютерных адаптаций «Обитель зла» занимает третье место, собрав 13 % голосов респондентов. В тройку лучших также вошли фильмы « Лара Крофт: Расхитительница гробниц » (14 %) и «Сайлент Хилл» (15 %). Голосование, по мнению обозревателя, показало, что секрет популярности экранизаций кроется в сильных женских персонажах . В списке «Лучшие и худшие экранизации видеоигр» по версии газеты Time Out кинолента заняла третью строчку среди лучших работ . Ресурс GamesRadar поставил ленту на седьмое место среди лучших игровых экранизацией, посчитав, что простоватый сюжет не следует первоисточнику, фильм несколько затянут, но в целом выглядит как захватывающий аттракцион . Журнал « Мир фантастики » включил фильм в рейтинг «Сокровищница кинематографа» в жанре ужаса .
, сотрудник Chicago Tribune , писал, что «Обитель зла» является кинематографическим ребёнком « Чужих » Джеймса Кэмерона и «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Старая формула в обёртке от видеоигры видится как гораздо более живая форма жизни, чем стерильная адаптация Саймона Уэста « Лара Крофт: Расхитительница гробниц ». Обновив зомби-жанр и передав аудитории антикорпоративный посыл, картина заставляет зрителей испытывать страх. Режиссёр удачно срастил три направления: научной фантастики, экшена и хоррора. Краткосрочная амнезия главной героини позволяет переживать действие «от первого лица». Фильм, одна из немногих гейм-адаптаций, воссоздаёт игровой опыт, начиная от трёхмерных карт и заканчивая усилением врагов на более поздних уровнях. Тематически «Обитель зла» выступает против засилья крупного бизнеса, а также выводит несколько морализаторское окончание. В качестве недостатка журналист выделил некоторые сюжетные нестыковки . Картина, как и её продолжение, попали в список самых ненавистных фильмов Роджера Эберта . Эберт резко негативно отозвался о сюжете фильма, а также некоторых его эпизодов — в частности, появления Лизуна в финале картины и сцены с лазерами. Не понравились ему и общение персонажей, состоящее из команд, объяснений и восклицаний. «Да, диалог может состоять из восклицаний. Вы сможете это обнаружить, если живете достаточно долго…» — писал Роджер .
Критик журнала Empire отметил, что на первый взгляд экранизация выглядит как Игра с большой буквы, в комплекте с гонкой со временем, ужасными диалогами, компьютеризированными уровнями в CGI , изобилием различных существ, экстравагантной и плохой игрой актёров. Основными проблемами фильма были названы отсутствие игровой атмосферы и сюжета, страдающего в первую очередь от потери интерактивности. По его мнению, актёрский состав никогда не видел фильмов о зомби, а Андерсон вовсе не следует по «кровавым стопам Джорджа Ромеро». Наряд героини Миллы Йовович заставил бы покраснеть саму Шэрон Стоун , что говорит о подростковой направленности фильма . Скотт Фаундас, обозреватель Variety , отнёс экранизацию к категории B. По его мнению, Пол Андерсон был более настроен порадовать фаната, чем развлечь рядового зрителя. Критике подверглись «Красная Королева», охарактеризованная как « менструирующий HAL 9000 », и удивившая, но смешная Милла Йовович со своими физкультурно-балетными движениями. Похвалил автор футуристический гранж, работу гримёров и зомби-массовки . Стив Хэд, критик IGN , назвал фильм «Приключением Алисы в Зомбилэнде». Он сетовал на отсутствие истории у одного из главных действующих лиц — Рэйн, и в целом характеризовал героев как часть производственного дизайна. Некоторым эффектным сценам противопоставлено неразвитое повествование. По его мнению, во всём действии нет смысла — только блеск без драматической искры .
Сергей Кудрявцев считал, что первая часть франшизы запоминается прежде всего из-за необычного жанра. Картина не лишена стильности в отображении жизни подземной научной лаборатории. Критик высоко оценил финал фильма, который вызывает изумление, представляя действо в совершенно ином свете. Лента Пола Андерсона предугадывает события реальной жизни и выходит за пределы развлекательного кинематографа, приобретая черты антиутопии . Иван Гусев, обозреватель журнала « Игромания », заявил, что лента, несмотря на ореол неудачных игровых киноадаптаций, получилась стильной и атмосферной. Тон картине задаёт гибель сотрудников Муравейника. Героиня Милы Йовович первоначально вызывала негативные эмоции у критика, впрочем, с момента возвращения памяти с Элис происходит преображение: отступая от банальных эротических сцен, главная героиня становится похожа на Тринити с помесью Джона Макклейна . Сюжет подвергся творческой переработке — к самым ярким эпизодам игры были добавлены собственные задумки Андерсона. В плюсы картины были отнесены спецэффекты, экшен и интрига, в минусы — отсутствие звёзд первой величины. В заключении автор отметил, что кино понравилось целевой аудитории — фанатам игровой серии .
Михаил Попов, обозреватель журнала « Мир фантастики », похвалил экранизацию за ритмичную динамику, пропорционально сочетающую в себе ураганные бои, элементы хоррора и диалоги, сменяющие друг друга «быстро, продуманно, максимально эффективно». В итоге лента видится не как первоначально задуманный неторопливый фильм о зомби, а как высокоскоростной боевик в стиле « техно ». Подводя итог критик заявил, что наука может быть страшнее оккультизма , «а огнестрельное оружие и восточные единоборства ещё раз доказали свою пользу для сохранения здоровья человека» . Николай Пегасов, главный редактор издания, также положительно отзывался о ленте, назвав её свежей струёй «в затхлом болоте фильмов о зомби». Пегасов высоко оценил яркие образы персонажей, элементы киберпанка , эротики и модной тяжёлой музыки. Он подчеркнул культовость фильма, назвав «Обитель зла» лучшей игровой экранизацией, с оговоркой, что только « Сайлент Хилл » может поспорить с этим статусом .
Иван Васильев, рецензент онлайн-издания 3DNews Daily Digital Digest счёл, что Андерсон выбрал безошибочное построение картины, сосредоточенное вокруг сексапильной Миллы Йовович, лихо расправляющейся с зомби, что само по себе вызывает восхищение у публики. «Обитель зла» получилась многогранной. Восстанавливающая память Элис придаёт детективный тон истории, разворачивающейся на фоне классической схватки с живыми мертвецами. К положительным характеристикам фильма было отнесено минимальное использование компьютерной графики, интригующий экшен и оригинальные аллюзии . Станислав Ростоцкий охарактеризовал фильм как «роскошное проклепанно-мясное зрелище в духе ожившей обложки к трэш-металлической пластинке», поставленное «специалистом по оживлению компьютерных игр» . Дмитрий Десятерик, сотрудник журнала « Искусство кино », счел отказ от сценария Ромеро одним из переломных моментов истории зомби-кино. Постепенная потеря антропоморфности живых мертвецов и появление различного рода тварей говорит о кризисе в жанре .
Обозреватель Total DVD называл фильм экстремально глупым, но при этом захватывающим, динамичным и по-своему оригинальным. Некоторые сюжетные ходы показались сотруднику журнала чересчур предсказуемыми — в частности, то обстоятельство, что Элис на самом деле работала против корпорации Umbrella . Неожиданное владение боевыми навыками в стиле «Матрицы» было воспринято более благосклонно. Многочисленные заимствования у жанровых конкурентов можно было бы назвать плагиатом, но зритель простит неуклюжую кражу чужих идей, поскольку Андерсон «не задавался целью снять квинтэссенцию жанра». В заключении критик обозвал «Обитель зла» бестолковой трэш -стрелялкой, соответствующей духу игры .
Елена Костылева, обозреватель « Афиши », придавала сюжету первой «Обители зла» сексуальный подтекст. Подземная лаборатория, по её мнению, представляет собой матку, все персонажи в ней — сперматозоиды, которым требуется внутреннее проникновение, а впоследствии — выживание. «Метафора секса, метафора рождения, дальше — эволюции, развития». Элис была охарактеризована как трогательная и бесстрашная женщина, щеголяющая в красном мини-платье с асимметричным подолом. Костылева находила нечто нездоровое в её совмещении должности начальника службы безопасности и любовницы Спенса Паркса. «Как можно одновременно заниматься сексом и охранять какой-либо вход — загадка для психологов» — пишет рецензент. Во франшизе Йовович предстает как мастурбационный образ. Вирус представляет собой ближайший аналог СПИДа .
Франциско Джей Рикардо пришёл к заключению, что кино, как и его продолжения, сосредоточены на борьбе идеалистических спасителей против технологий. Фильм критикует власть идеализма и борьбу за перемены. Элис выступает как воплощение идеализма, которое выглядит неуклюже на фоне безупречной точности корпоративной системы. Материализм и эгоистические попытки побеждать и проигрывать ярко проявляются в гендерной проблематике серии. Манипулятивный мужской образ предателя Спенса теряет свою силу после укуса женщины-зомби. Мужское изображение личности проигрывает, не желая слушать женский голос Элис. Фильм демонстрирует различные оттенки женских образов, соединяющихся в разных комбинациях. В них видится добро и зло, невинность и неуклюжесть, красота и уродство, самоотверженность и разрушение, любовь и секс, альтруизм и детерминизм, сила и выносливость. Эти характеристики проявляются в контексте расы и поколений. Элис и Рэйн символизируют расовое разнообразие, а «Красная Королева», будучи маленькой девочкой, является носителем новых технологий будущего .
Джеймс Кэмерон назвал фильм «постыдным удовольствием», хотя он сделан довольно красиво. Также режиссёр отметил исполнение роли Мишель Родригес .
Год | Премия | Категория | Номинанты | Результаты |
---|---|---|---|---|
2003 | Сатурн | Лучший фильм ужасов | «Обитель зла» | Номинация |
Лучшая актриса | Милла Йовович | Номинация | ||
German Camera Award | Лучший монтаж | Александр Бернер | Номинация | |
2004 | Golden Trailer Awards | Самый оригинальный трейлер | Ignition Creative | Номинация |