Женские имена
- 1 year ago
- 0
- 0
«Женские грёзы» ( швед. Kvinnodröm , Женские мечты ) — художественный фильм шведского кинорежиссёра Ингмара Бергмана 1955 года . В основе сюжета — один день из жизни двух женщин — юной фотомодели и её начальницы.
Сюзанна ( Эва Дальбек ), хозяйка стокгольмской фотостудии , собирается ехать в Гётеборг , якобы для организации фотосессии . Но все её подчинённые осведомлены об истинной цели поездки — Сюзанна организовала её, чтобы встретиться с Хенриком, женатым мужчиной, с которым она рассталась несколько месяцев назад.
Вместе с Сюзан должна ехать Дорис ( Харриет Андерссон ), фотомодель, юная и легкомысленная девушка. Палле ( ) пытается отговорить её от поездки, чтобы отпраздновать успешно сданные им экзамены, но Дорис ссорится с ним, и заявляет, что между ними всё кончено. Вечером в дороге Сюзанна борется с желанием открыть дверь вагона и выпрыгнуть под проходящий мимо поезд.
Дорис гуляет по Гётеборгу, разглядывая витрины дорогих магазинов с одеждой и ювелирными украшениями. Возле одной из витрин с ней знакомится Отто Сёндерби ( Гуннар Бьёрнстранд ), пожилой респектабельно одетый мужчина и предлагает купить для Дорис понравившееся ей платье. После недолгих уговоров она соглашается. Отто заказывает платье и туфли в ателье, а в ювелирном магазине — жемчужное ожерелье. Увлечённая примеркой Дорис слишком поздно вспоминает о запланированной съёмке. На площади, где её ждали фотографы и Сюзанна, она появляется с опозданием на час. Сюзанна приходит в бешенство, отменяет съёмку и увольняет Дорис. Её находит Отто, вместе они идут в кафе, в парк аттракционов, затем в его особняк. В особняке Дорис замечает на стене портрет похожей на неё красивой молодой женщины. Отто поясняет, что это портрет его жены, которая уже двадцать три года содержится в психиатрической лечебнице , куда она попала после рождения дочери. Вскоре прибывают утренние покупки, и Отто без труда уговаривает Дорис их надеть. Он откупоривает шампанское и дарит ей браслет с драгоценными камнями. Их оживлённую беседу прерывает визит дочери Марианны ( ). К отцу она испытывает нескрываемую смесь презрения и ненависти, и требует от него денег. Отто безуспешно пытается не пустить Марианну в спальню, где прячется Дорис. Марианна, отпустив несколько оскорбительных комментариев в адрес отца и Дорис, отнимает у неё браслет, даёт ей пощёчину и уходит. Униженная скандалом и внезапным озлоблением Отто, Дорис возвращает ему все подарки и уходит.
После отмены фотосессии Сюзанна звонит Хенрику и умоляет о встрече. Вечером Хенрик приходит в её гостиничный номер, но вскоре их свидание прерывается визитом жены Хенрика Марты (
). Вместо сцены ревности она спокойным голосом рассказывает Сюзанне, что Хенрик слишком слаб, чтобы начать всё сначала, оставив жену вместе с двумя детьми, и к тому же находится в финансовой зависимости от Марты из-за неминуемого банкротства своей фирмы. Позже к Сюзан в номер приходит Дорис, плачет и рассказывает об ужасном дне. Сюзан соглашается взять её обратно.Стокгольм. Дорис помирилась с Палле и продолжает работать в фотостудии. Сюзанна рвёт письмо от Хенрика, в котором он пишет, что готов продолжать встречаться с ней, несмотря на неприятное событие в Гётеборге.
Актёр | Роль |
---|---|
Эва Дальбек | Сюзанна Франк |
Харриет Андерссон | Дорис |
Гуннар Бьёрнстранд | Отто Сёндерби |
Хенрик Лобелиус | |
Марта Лобелиус жена Хенрика | |
Палле жених Дорис | |
Найма Вифстранд | госпожа Арен |
Магнус директор модельного агентства | |
хозяйка ателье | |
фотомодель | |
Фердинанд Сундстрём фотограф в Гётеборге | |
Марианна дочь Сёндерби |
«Женские грёзы» снимались с июня по август 1954 года, дополнительные сцены были досняты в феврале 1955 года . Фильм был задуман в качестве компенсации продюсеру Руне Вальдекранцу за коммерческий провал « Вечера шутов », предыдущего фильма Бергмана, снятого на студии «Сандрев» . Режиссёр вспоминал, что работать приходилось в условиях строжайшей экономии .
В «Женских грёзах» Ингмар Бергман продолжает развивать тему войны полов . В фильмах « Женщины ждут » (1952), «Женские грёзы» и « Улыбки летней ночи » (1955) эта война пока что носит трагикомический характер — противоборствующие стороны идут на всевозможные ухищрения, но за чередой атак, отступлений и капитуляций пока что не следуют непоправимые последствия.
Кинокритик Турстен Маннс в ходе беседы с Бергманом обратил внимание на то, что в основе интереса Отто Сёндерби к Дорис лежит не сексуальный интерес, а сожаление о невозможности нормального общения с ненавидящей его дочерью Марианной . Двойственность этой сюжетной линии остаётся нераскрытой вплоть до сцены с появлением Марианны, и Отто превращается из комического персонажа, богатого престарелого соблазнителя в трагического, одинокого старика, потерявшего жену и дочь.
В Швеции фильм не пользовался успехом у публики и провалился в прокате . Во Франции он демонстрировался в 1958 году в рамках ретроспективного показа фильмов Бергмана, но не привлёк внимания критиков, за исключением Эрика Ромера .
В США «Женские грёзы» появились лишь в 1960 году, после « Седьмой печати » и « Земляничной поляны », что повлияло на оценку критиков. в рецензии для New Yourk Times похвалил хорошую игру Эвы Дальбек, Харриет Андерссон, Инги Ландгре и Ульфа Пальме, но отметил, что фильму недостаёт символизма и поэтики последующих фильмов, сделавших его знаменитым .
Сам Ингмар Бергман считал «Женские грёзы» проходным фильмом:
…фильм получился скучный. Я был тогда очень усталым, это был не очень радостный период моей жизни.
— Интервью Ингмара Бергмана