Interested Article - Армяне в Бережанах

49°26′41″ с. ш. 24°56′13″ в. д.

Армянская и армянокатолическая общины в Бережанах ( арм. Հայերը Բերեժանիում , укр. Вірмени в Бережанах ) существовали с конца XVII века по середину XX века и были важной этнической, религиозной и экономической компонентой этого старинного галицкого города.

Появление и расцвет общины

Первое письменное упоминание про армянских купцов в Бережанах приходится на 1686 год . Поселение армян в Бережанах было непосредственно связано с турецкой оккупацией Подолии в 1672 1699 годах , преследованием армян турками, которые из-за этого массово уходили на территорию Русского воеводства Речи Посполитой . Местные магнаты ценили профессиональные качества армян-ремесленников и купцов, охотно принимали армян в своих владениях, даруя им многочисленные привилегии.

В Бережанах армян принял великий гетман коронный Адам Николай Синявский ( 1666 1726 ), владелец города. В конце XVII века у армян в Бережанах было уже около 200 домов, свой староста, судопроизводство по армянскому праву и деревянная церковь. Армянские купцы из Бережан уходили в далёкие поездки за восточными товарами, кооперируясь с купцами-армянами из других городов, в том числе, из Львова .

В 1710 князь Адам Николай Синявский назначил 300 золотых на содержание армянской церкви и священника. При церкви существовали также армянская школа и братства, которые занимались как религиозными делами, так и дачей денег в долг.

В 1746 новый владелец города Август Александр Чарторыйский ( 1697 1782 ) по просьбе армян позволил им построить новую кирпичную церковь, а кирпич приказал выдавать со своего кирпичного завода. В 1764 строительство церкви было завершено. Согласно сохранившимся свидетельствам еще в 1710 г. в Бережанах существовала Армянская деревянная церковь, на месте которой в 1764 г. был воздвигнут новый храм. В церкви существовало три алтаря: Св. Григория — в честь старого храма, Св. Анны и главный — Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, которое и закрепилось за церковью. Сегодня в официальных документах храм, значится как Св. Григория, в соответствие с древним названием и одним из алтарей.

Ассимиляция и начало упадка

После занятия Бережан австрийскими войсками в 1772 году , новая власть прекратила выплату содержания армянской церкви и священнику. В 1792 году был ликвидирован местный армянский банк , а его капитал был передан львовскому армянскому ломбарду «Mons Pius».

11 сентября 1791 церковь торжественно освятил Якуб Валериан Туманович , львовский армянокатолический архиепископ ( 1783 1798 ). Он застал в Бережанах только 177 прихожан армянского обряда, так как к концу XVIII века количество армян в городе значительно сократилось и усилилась их ассимиляция. Из записей армянского банка и львовского армянского ломбарда можно узнать узнать фамилии армянских родов: Богосевичи, Горбазы, Гункевичи, Каменчаники, Кшиштафовичи, Стефановичи, Хайвашевичи. В 1800 в Бережанах насчитывалось только 15 армянских семей, так что после смерти в этом году священника Яна Гарберта Никизаряна новый священник не был назначен. В 1806 году бережанский староста распорядился закрыть армянскую церковь и использовать её под склад В 1807 австрийские власти насильственно реквизировали церковные ценности. Архив и метрикальные книги забрал римокатолический священник.

Возрождение общины

Тем временем богатые армяне из Львова и других городов, получив шляхетские титулы, покупали значительные имения и образовали влиятельную прослойку землевладельцев. Благодаря их помощи армянокатолический священник Григорий Давидович в 1828 начал новый ремонт армянской церкви. В том же году Армянский Архиепископ-митрополит Львова Самуил Кирил Стефанович освятил церковь. Благодаря материальной поддержке армянских землевладельцев, а также патронов прихода графов Потоцких было назначено содержание священнику, органисту, сторожам, прачке. В XIX веке армянским приходом в Бережанах ведали такие священники: Григорий Давидович ( 1828 1842 ), Григорий Бирар ( 1842 1846 ), Игнатий Стефанович ( 1846 1847 ), Каэтан Бжезинский ( 1847 1876 ), Альфонс Янкевич ( 1876 1878 ), Антоний Косинский ( 1879 1890 ), Юзеф Теодорович ( 1890 1897 ; позже долго служил львовским архиепископом, 1902 1938 ), Валериан Бонковский ( 1897 1905 ). Во второй половине XIX века бережанский приход был расширен за счёт других местностей. В 1887 году в нём было 236 верующих, в 1898 — 240 прихожан. В 1908 1917 годах священником был Игнатий Следзёвский. В 1910 году он начал ремонт и реставрацию храма, в которой участвовал уроженец Бережан, студент краковской академии искусств , будущий маршал и главнокомандующий польской армии.

После Первой мировой войны приход снова принял Валериан Бонковский ( 1819 1922 ), а после него Виктор Квапинский ( 1922 1933 ). В этот период насчитывал около 200 верующих и охватывал уезды Бережанский, Збаражский , Зборовский , Подгаецкий , Скалатский , Теребовлянский , Тернопольский (Тернопольское воеводство) и Рогатинский ( Станиславское воеводство). Приходу также принадлежала часовня в Большовицах в имении армянской семьи Кшечуновичей.

В 1933 году архиепископ Ю.Теодорович назначил бережанского священника гремиальным каноником и директором банка «Mons Pius». В Бережанах армянским приходом ведали Францишек Токаж ( 1933 1938 ), Сергей Эгулян ( 1938 1945 ), погибший при невыясненных обстоятельствах.

Конец общины

Последним армянокатолическим священником в Бережанах был Казимир Ромашкан. Он был назначен 26 июля 1945 года , но уже 21 августа 1945 года был арестован сотрудниками НКВД и переведён в тюрьму во Львове. 9 марта 1946 он был осуждён на 15 лет лишения свободы за «антисоветскую деятельность, поддержание контактов с Ватиканом и шпионскую деятельность в пользу немцев». Вместе с ним были осуждены генеральный администратор львовской архиепархии Дионизий Каэтанович и гремиальный каноник Виктор Квапинский. Львовская армянокатолическая архиепархия была ликвидирована. Армянский храм в Бережанах был оставлен, как и другие церкви архиепархии. Церковь превратили в склад, значительную часть интерьера и витражи были уничтожены, алтарь частично разрушен, иконы исчезли. В Бережанах практически не осталось армян или верующих армянокатолического обряда.

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 сентября 2014. 10 июля 2021 года.

Литература

  • Смірнов Ю. З історії бережанських вірмен і їх святині // Галицька брама, № 7-9 (91-93), 2002, с. 26-27, 36.
Источник —

Same as Армяне в Бережанах