Смех и горе у Бела моря
- 1 year ago
- 0
- 0
Сардони́ческий смех (от др.-греч. σαρδάνιος — язвительный, презрительный) — злобно-насмешливый, презрительный смех или, реже, горький смех утраты. В Древней Греции так называли смех людей, смеющихся в момент своей гибели.
Прилагательное «сардонический» (означающее «язвительный», «презрительный») по отношению к улыбке в письменных источниках впервые встречается в « Одиссее » Гомера в сцене ссоры вернувшегося на остров Итаку Одиссея с одним из женихов Пенелопы , Ктесиппом: оскорблённый Одиссей сардонически улыбается др.-греч. μείδησε δὲ θυμῷ σαρδάνιον μάλα τοῖον .
Вероятная этимология выражения «сардонический смех» др.-греч. σαρδάνιον γελᾶν приводится у Павсания при описании природы острова Сардинии : согласно Павсанию, у источников на этом острове произрастает растение, схожее с сельдереем , «вкушая которое, люди охватываются конвульсиями и смеются против воли», и умирают, смеясь . В 2009 году ученые из Университета Восточного Пьемонта в Италии утверждали, что идентифицировали омежник ( Oenanthe crocata ) как растение из описания Павсания . Это нейротоксичное растение, по предположению, использовалось для ритуального убийства пожилых людей на Сардинии. По одной версии, когда пожилые люди не могли больше позаботиться о себе, их отравляли этой травой, а затем сбрасывали с высокой скалы или подвергали избиению до смерти. По другой версии, у древних жителей Сардинии был обычай приносить в жертву стариков. Эта церемония происходила при всеобщем смехе, причём смеялись и приносимые в жертву.
Существует также миф о том, что остров Крит охранял Талос, быкоголовый медный страж, которого выковал в Сардинии Гефест . Когда жители Сардинии попытались вторгнуться на Крит, Талос раскалил себя докрасна, и, злобно смеясь, уничтожил всех нападавших в своих огненных объятиях .
Выражение «сардонический смех» в настоящее время применяется как синоним жестокого, злорадного смеха. Однако в отличие от привычного представления о «сардоническом смехе», в рамках этнографии такой смех трактуется как разновидность ритуального смеха — то есть в ходе ритуала, сопровождающего переход из жизни в смерть, смех превращает смерть в новое рождение, уничтожая убийство .