Табмен, Гарриет
- 1 year ago
- 0
- 0
Гарриет Мартино ( англ. Harriet Martineau ; 12 июня 1802 — 27 июня 1876 ) — английская писательница, экономист и социолог; популяризатор экономической науки с помощью рассказов, имевших в своё время колоссальный успех. Опубликовала сокращённое изложение положительной философии француза Огюста Конта .
Происходила из семьи французских реформатов ( гугенотов ), переселившихся в Англию после отмены нантского эдикта . Расстройство дел фабрики, принадлежавшей отцу, заставило девушку искать самостоятельного заработка. Сначала Мартино была учительницей музыки, но слабость здоровья и глухота побудили её обратиться к литературным занятиям . Экономические взгляды Мартино сформировались под влиянием работ Дж. Милля и Дж. Марсе .
Кроме рассказов для юношества, в духе унитарианской церкви , она написала несколько романов, из которых в «The Rioters» (1826) возможно впервые разработано в беллетристической форме возмущение фабричных рабочих против введения машин .
Забота об улучшении положения рабочего класса побуждала Мартино касаться самых животрепещущих вопросов общественной экономии, каковы, например, законы о бедных, пауперизм , налоговое обложение и т. д. Независимо от специальных брошюр, посвящённых этим темам («Theory аnd Practice», «Mary Campbell», «My servant Rachel»), она увлеклась мыслью популяризировать экономическую науку в рассказах («The illustrations of Polilical Economy, of Taxation», «Poor law and Paupers», 1832) :
Несмотря на дидактичность содержания, рассказы Мартино имели колоссальный успех; интрига ведётся весьма ловко, выводимые личности жизненны и правдивы, научная тенденция не вредит интересу. Рассказы переведены на французский язык Мартино. В. Maurice’ом (1833—1840), под заглавием «Contes sur l’économie politique».
В 1835 г. Мартино предприняла путешествие в Америку и написала «Society in America», беспристрастный очерк социальной, политической и умственной жизни Соединённых Штатов .
Хотя принято считать, что термин «социология» ввёл Огюст Конт, Мартино использовала этот термин уже в работе «Общество в Америке» (1837), поэтому Мартино можно считать «прародительницей» социологии. Так же, как О. Конт, Мартино разрабатывала свои идеи в духе позитивизма: она считала, что жизнь общества подчинена универсальным законам. По её мнению, самый важный закон социальной жизни заключается в стремлении к счастью, понимаемому как общественное состояние, свободное от насилия, доминирования, навязывания воли одних людей другим. Прогресс общества, по мнению Мартино, можно объективно зафиксировать по следующим критериям: уровень общего экономического развития, моральное благополучие, степень автономности индивидов и возможности самостоятельно осуществлять практические действия и моральные акты, условия социально зависимых групп — женщин, расовых меньшинств, заключённых, больных.
В своих социологических работах Мартино сосредоточилась на изучении образцов человеческого взаимодействия, взятых в культурно-исторических контекстах. Так, она провела кросскультурный анализ образцов гостеприимства, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, сексуальных практик; изучала конкретные функции религии, лечебные практики, отношение к преступлениям и наказания за них.
Труды Мартино лежат в основе феминистической социологии. В труде «Общество в Америке» Мартино рассматривает социальные проблемы через призму феминизма и борьбы женщин за равноправие. Она анализирует состояние брачно-семейных отношений в США, отмечая подчиненную роль женщин во взаимоотношениях с мужчинами. Сама Мартино отмечала, что гендерное неравенство мешало ей в работе, особенно в сборе эмпирических данных.
Вклад в становление социологической методологии внесли работы Мартино «Эссе об искусстве мыслить», в котором Мартино сформулировала принципы наблюдения, сбора информации, экспериментирования, учёта ошибок. В труде «Как наблюдать» были подняты проблемы репрезентативности выборки, социальных индикаторов, понимания действий, неочевидных для стороннего наблюдателя.