Реформатские священники
- 1 year ago
- 0
- 0
Неприсягнувшие священники ( фр. clergé réfractaire ) — та часть французского духовенства, которая отказалась принести присягу французскому государству во время Великой французской революции .
Во время Французской революции Учредительное собрание отменило традиционную структуру французской католической церкви и реорганизовало её как институт в составе нового государственного устройства Франции. Одним из требований , предъявляемых духовенству, стала необходимость принести присягу на верность французскому государству, что освобождало священников из-под влияния римского папы . Это привело к расколу среди французского духовенства — между теми, кто принес присягу, известными как присягнувшие священники (или конституционное духовенство), и теми, кто отказался от присяги (неприсягнувшими священниками).
В течение столетий, предшествовавших французской революции, церковь функционировала в качестве самостоятельного института в границах Франции. Она контролировала около 10 % всех французских земель, взимала обязательную десятину , и получала доходы от своих имений, при этом церковь не раскрывала размер своих доходов .
При старом порядке Франция была разделена на три сословия , при этом духовенство составляло первое сословие, дворянство — второе, а простолюдины — третье. Как одно из двух привилегированных сословий, церковь была освобождена от всех налогов, хотя каждые пять лет Ассамблея духовенства устраивала подарок королю от имени Церкви .
В течение XVIII века Франция все больше погружалась в финансовый кризис. Для его преодоления государство в 1749 и 1780 годах пыталось отменить налоговые льготы церкви, для чего выступало с заявлениями о необходимости инвентаризации церковных богатств и их последующего налогообложения. Обе эти попытки были успешно отбиты церковью, чья инфраструктура, организация, человеческие ресурсы и влияние не имели себе равных во Франции . Эти события показывали, что попытки умерить силу и привилегии Церкви набирали обороты ещё до начала революции.
В попытке найти мирное решение для растущих народных волнений и призывов к реформам, король Людовик XVI созвал собрание нотаблей в 1787 г., а затем возродил Генеральные штаты в 1789 году. В 1787 году Ассамблея духовенства и представители клира решительно выступали против любых реформ в Церкви, , но к началу заседаний Генеральных штатов в первом сословии начали формироваться внутренние разногласия. Епископы и прочие представители высшего духовенства (которые часто были выходцами из дворян) решительно объединились со вторым сословием в попытке сохранить свои привилегии. Однако многие приходские священники и другие представители низшего духовенства, часто будучи выходцами из третьего сословия, встали на его сторону .
Ситуация стала быстро меняться в 1789 году. 4 августа Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина , а в течение следующего года приступило к полной реорганизации французского общества. Частью этой реорганизации стала национализация церковных земель . В июне 1790 года собрание официально упразднило дворянство, а 12 июля приняло гражданскую конституцию духовенства .
Новое законодательство было направлено на перестройку церкви в том же направлении, в котором оно пыталось перестроить всё остальное общество. Границы епископств были изменены, чтобы соответствовать границам восьмидесяти трёх департаментов Франции . Духовенству было запрещено признавать власть любых должностных лиц церкви, состоявших на иноземной службе, в том числе и власть папы . Новым епископам запрещалось искать подтверждения своего назначения от папы, но разрешалось извещать его о своём назначении .
Наиболее дискуссионным аспектом церковной конституции стал порядок назначения новых епископов и их обязанности. Церковь оказалась полностью включена в структуру государственной власти, а епископы должны были избираться путем народного голосования . Эти изменения были с возмущением восприняты многими священниками, так как они не только разрушали церковную иерархию, но и позволяли протестантам, евреям и атеистам напрямую влиять на церковные дела . Наибольшее возмущение вызвала статья XXI из раздела II. Эта статья требовала от епископов, чтобы они принимали присягу перед муниципальными чиновниками, подтверждая их лояльность по отношению к французской нации под угрозой потери своей должности .
После этого взаимоотношения между церковью и революцией начали портиться гораздо быстрее. Хотя прежде единственной целью, объявляемой революционерами, была церковная реформа, ухудшение отношений с духовенством привело к росту антирелигиозной риторики и призывам к полному запрету церкви. Фабр д’Эглантин приписывал церкви единственную цель — «подчинить себе человеческий род и поработить его под своей властью». В октябре 1790 г. Национальный конвент запретил священникам, монахам, монахиням преподавать в школах; многие члены Конвента стали призывать к тому, чтобы заменить католическое христианство «религией патриотизма» . В ноябре 1790 г. был подготовлен текст присяги, предусмотренной Гражданской конституцией духовенства, а в конце года Конвент потребовал принесения присяги .
Клятва верности привела к огромному расколу в среде духовенства. Многие представители низшего духовенства поддерживали революционные призывы к реформе, но большинство считали такие призывы неприемлемыми. Тысячам священников, монахов и монахинь пришлось выбирать между отказом от присяги и риском последующего ареста и наказания, или принятием присяги и риском потерять надежду на спасение . В марте 1791 года папа был вынужден решить эту проблему путем выпуска буллы , официально осуждавшей революционные действия в отношении Церкви и объявлявшей об отлучении от церкви любого священника, который принял присягу .
Духовенство оказалось расколото на присягнувших священников (тех, кто принял присягу) и неприсягнувших священников (тех, кто отказался). Обе фракции подвергались преследованию, поскольку общины с сильными революционными настроениями преследовали (избивали или даже убивали) неприсягнувших священников, а в традиционных религиозных общинах с нападениями сталкивались присягнувшие священники .
Спор вокруг конституционного устройства духовенства и присяги стал первым крупным конфликтом, который разделил народные массы. До этого момента роялисты и прочие контрреволюционеры не пользовались популярностью среди населения, однако вмешательство государства в дела Бога привело к появлению большого числа несогласных, лояльных по отношению к местным священникам. Кроме того, в тех частях Франции, в которых имелся давний конфликт с протестантскими общинами, католическое население отказалось поддержать что-либо, что могло угрожать господствующему положению католической церкви . Многие священнослужители, ранее поддерживавшие революцию, оказались оттеснены в оппозицию к ней, и тысячи священников скрывались или бежали из страны .
С одной стороны, революционеры предпринимали организованные усилия для борьбы с неприсягнувшими священниками, в том числе преследовали тех, кто участвовал в протестах, принимавших форму религиозных обрядов. С другой стороны, многие революционные лидеры начали воспринимать борьбу с церковью как вредную для революции. Некоторые были категорически против этого с этической точки зрения, как, например, Максимилиан Робеспьер , который утверждал, что атеизм — это опасный продукт аристократического декаданса , и считал, что нравственное общество должно по крайней мере признавать существование высшего существа. Другие революционеры выдвигали более практические возражения, указывая, что глубоко укоренившиеся религиозные убеждения не могут быть быстро изжиты, и что народная поддержка имеет приоритетное значение для революции. Разделение и отчуждение масс на почве религиозных вопросов никак не способствовало этой поддержке .
Конфликт вокруг религии оказал огромное негативное воздействие на Людовика XVI. Людовик был глубоко набожным человеком, и в то время как публично он был обязан одобрять гражданскую конституцию духовенства, в своей частной жизни он полностью её отвергал. В Пальмовое воскресенье в апреле 1791 года он принял причастие от неприсягнувшего священника . В то время как друзья, советники, и его жена решительно призывали его бежать из страны, Людовик сопротивлялся этим предложениям. Нападение на духовенство стало переломным моментом, который привел к несчастливому бегству короля в Варенн в июне 1791 года .