Interested Article - Гражданская религия
- 2021-08-06
- 1
Гражданская религия ( англ. civil religion ) — совокупность религиозных ценностей, символов, обрядов и понятий, которые обеспечивают национальное или политическое единство.
Понятие гражданcкой религии
Гражданская религия — это религия, объединяющая общество, независимо от вероисповедания на основе общих символов, ритуалов и идей, принимаемых большинством граждан страны как священные, которые несут надмирный характер и объединяют нацию в одно целое .
Отличительной чертой гражданской религии является её связь с государственной властью. Государство использует религию и символы для осуществления своих политических целей .
Появление термина
Характерные особенности гражданской религии можно проследить в эпохе античности. В Древнем Риме императоры являлись главными жрецами в государственном культе и были объектом всеобщего поклонения. Само понятие «гражданская религия» возникло лишь в XVIII веке. Известно, что именно Жан-Жак Руссо , представитель французского Просвещения , ввёл этот термин в своей работе 1771 года « », в VIII главе «О гражданской религии».
Виды религии
В этой главе Жан-Жак Руссо выделяет три рода религии по отношению к обществу:
- Религия человека
- Религия гражданина
- Религия священническая
«Первая — без храмов, без алтарей, без обрядов, ограниченная чисто внутреннею верою во всевышнего Бога и вечными обязанностями морали, — это чистая и простая религия Евангелия, истинный теизм, и то, что можно назвать естественным божественным правом» .
Руссо упоминает религию Лам, римское христианство и религию японцев. Говоря о втором виде религии, он указывал на религию гражданина. Эта религия:
«…даёт ей своих богов, своих собственных патронов и покровителей. У неё свои догматы, свои обряды, свой внешний культ, предписываемый законами; исключая ту единственную нацию, которая ей верна, всё остальное для неё есть нечто неверное, чуждое, варварское; она распространяет свои обряды не далее своих алтарей» .
Говоря о третьей религии, Жан-Жак Руссо определяет её как странную и необычайную:
«…эта религия, давая людям два законодательства, двух правителей, два отечества, налагает на них взаимоисключающие обязанности и мешает им быть одновременно набожными и гражданами» .
Гражданская религия в Америке
- См. также : , Иудео-христианская парадигма
В 1950—1960 гг. началась бурная дискуссия на тему гражданской религии. Понятие термина оказалось в центре общественного внимания. В 1967 году в журнале «Американской академии искусства и наук» социолог Р. Н. Белла опубликовал работу «Гражданская религия в Америке». Белла убеждён, что в американском обществе существует независимо от всех религиозных направлений «детально разработанная и хорошо институализированная гражданская религия Америки» .
В своей работе социолог рассматривает инаугурационную речь Кеннеди . Автор подчеркивает, что будущий президент ссылается на Бога три раза. В ней Бог является воплощением покровительства над американским обществом, и большинство американцев принимает этот факт .
По мнению автора, в гражданской религии инаугурация — важное событие: она религиозно легитимизирует высшую политическую власть. Белла отмечает, что Кеннеди произносит клятву перед гражданами Америки и перед самим Богом соблюдать Конституцию, проговаривая, что суверенитет направлен не столько на людей, сколько на Бога .
Гражданская война сыграла важную роль в формировании гражданской религии Америки. Появились новые вопросы бытия о жизни, смерти, о самопожертвования и об отношении к рабству. Смерть на поле боя во имя высших целей в религиозном понимании считается жертвоприношением, где погибшие исполняют Божью волю. Именно таким же является отношение к президенту Линкольну , убийство которого воспринимается как акт жертвоприношения, а жизнь его как жизнь избранника Божьего .
Роберт Белла утверждает, что на сегодняшний день Америка находится на новом переломном этапе, в процессе которого она намерена стать центром мировой гражданской религии или уже стала её частью. Поэтому Америка должна вовлечь международную общественность в гражданскую религию Америки .
Гражданская религия в России
Впервые элементы гражданской религии в России прослеживаются в государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I «Православие, Самодержавие, Народность». В Советской России была создана так называемая «псевдорелигия», в которой можно найти функции, характерные для гражданской религии. Например, мемориальный комплекс 26 бакинских комиссаров или мавзолей Ленина . Это сакральные места для поклонения в национальные праздники. Достижение коммунизма требовало гражданской самоотверженности во благо светлого будущего. Так, советская Россия стала сакральным институтом со своей целью .
С распадом СССР в 90-е годы в обществе прошли больше перемены, обесценились идеологемы , что повело за собой появление новых символов и смыслов. Россия потеряла статус атеистического государства , что предоставило возможность РПЦ вынести в общественное поле новые символы и смыслы, новых героев, новые ритуалы и праздники, которые бы принимались большинством населения.
Ещё одним элементом гражданской религии в современной России является праздник, который пришел из прошлого и сумел сохранить свою святость, — День Победы (9 мая) .
Критика
Идея гражданской религии Роберта Белла нередко подвергается критике многими учёными, в том числе немецким учёным Паулем Тиллихом и самим Белла , по трём причинам :
- В силу своей специфической особенности гражданская религия может быть применима только в современном американском обществе.
- Существуют много наций, которые отличаются друг от друга своей этнической и культурной принадлежностью и которые не имеют своей гражданской религии.
- Гражданская религия подвергается критике из-за особенных сложностей функционализма.
См. также
Примечания
- ↑ Элвелл Уолтер. Гражданская религия. — Теологический энцеклопедический словарь. — 2004. — С. 377.
- Перевод Хаютин А.Д. С. 212. КАНОН-пресс-ц (1998). Дата обращения: 21 июня 2022. 8 апреля 2022 года.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- Владимир Егоров. // «Сигма». — 2016. 26 марта 2017 года.
- Владимир Егоров. // «Сигма». 26 марта 2017 года.
Литература
На русском языке
- Элвелл Уолтер. Гражданская религия. — Теологический энциклопедический словарь. — 2004. — С. 377.
- Белла Р. Н. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии . — 2014. — Т. 15 , № 3 . — С. 162—182 . (Пер. с англ. С. Б. Веселовой, В. А. Егорова; Robert N. Bellah. // Journal of the American Academy of Arts and Sciences. 6 марта 2005 года. )
- Говорун К. // Русский журнал . — 15.05.2015.
- Егоров В. А. // ACTA ERUDITORUM. — 2012. — Вып. 11 . — С. 60—62 .
- Егоров В. А. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии . 2017. Том 18. Вып. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2017. — С. 261-264.
- Егоров В. А. // . №1. 2019. С. 199-207.
- Егоров В. А. // . №2(4). 2015. С. 185-193.
- Об идейном содержании концепции «гражданской религии // Социологические исследования . — 1983. — № 4 . — С. 82—91 .
- Гражданская религия в США: крах либеральных чаяний и триумфы консерваторов // Вопросы философии . — 1984. — № 1 . — С. 129—135 .
- Гражданская религия в США // Религии мира. 1986. — 1987. — С. 48—67 .
- «Гражданская религия» в США: концепции Р. Беллаха и реальность // Вопросы научного атеизма . — 1987. — С. 57—75 .
- Последнее «ура» новых правых // Новое время. — 1988. — № 14 . — С. 22—23 .
- Уникальный макросубъект мировой политики // Мировая экономика и международные отношения . — 2006. — № 6 . — С. 119—125 .
- . — М. : Издательство СГУ , 2007a. — 353 с. — ISBN 978-5-8323-0490-8 .
- Судьбы идеи «гражданской религии» в России // Свободная мысль . — 2007b. — № 12 . — С. 93—105 .
- Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США // . — 2007c. — № 9 . — С. 150—156 .
- / автореферат дис. … доктора философских наук : 09.00.11. — М. : СГА , 2008. — 54 с.
- Гражданская религия и армейская служба: нарушается ли первая поправка к Конституции США? // Право и образование. — 2008b. — № 3 . — С. 83—94 .
- Социально-философские предпосылки гражданской религии в США: Дж. Локк и Г. В. Ф. Гегель // Труды СГА. — 2008c. — № 3 . — С. 53—68 .
- Гражданская религия в Америке: настоятельность новых интерпретаций // Вопросы философии . — 2008d. — № 3 . — С. 62—74 .
- Котляревский С. А. Гражданская религия у Руссо // Вопросы философии и психологии . — 1910. — № 103 . — С. 180—198 .
- Легойда В. Р. Современная религиозность: гражданская религии в США // Журнал Московской Патриархии . — 1997. — № 11 . — С. 60—71 .
- Легойда В. Р. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . Информационно-аналитический бюллетень. — 1999. — № 4 . — С. 88—101 .
- Легойда В. Р. / диссертация … канд. полит. наук: 23.00.02. — М. : МГИМО , 2000a. — 242 с.
- Легойда В. Р. // Журнал Московской Патриархии . — 2000b. — № 2 . — С. 67—75 .
- Легойда В. Р. // Журнал Московской Патриархии . — 2000c. — № 5 .
- Легойда В. Р. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . Информационно-аналитический бюллетень. — 2002. — № 2 .
- Лернер М. Развитие цивилизации в Америке.
- Руссо Ж. Ж. / Пер. с фр. — М. : «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. — 416 с. — (Малая серия «CIVITAS TERRENA: Социальная теория, политика и право» в серии «Публикации Центра фундаментальной социологии»). — ISBN 5-87533-113-5 .
На других языках
- Christenson J., Wimberly R. Who Is Civil Religious? // Sociological Analysis. — 1978. — № 39 . — P. 77—83.
- Toolin C. American Civil Religion from 1789 to 1981: A Content Analysis of Presidential Inaugural Addresses // Review of Religious Research. — 1983. — № 25 . — P. 39—48.
- 2021-08-06
- 1