Interested Article - Группа личных друзей
- 2020-12-19
- 2
Группа личных друзей ( исп. Grupo de Amigos Personales , GAP ) — формирование охраны и безопасности чилийского президента Сальвадора Альенде в 1970 — 1973 . Комплектовалась из леворадикальных активистов СПЧ и MIR . Не имела формального структурирования, подчинялась президенту на основе личных связей. Члены GAP проходили обучение на Кубе и оснащались кубинским оружием. Отличались личной преданностью Альенде, идеологически стояли на марксистско - социалистических позициях Народного единства . 11 сентября 1973 приняли бой в Ла-Монеде . В результате военного переворота GAP была ликвидирована, многие активисты убиты.
Создание
На президентских выборах 1970 левые силы Чили консолидировались в блоке Народное единство ( UP ). Основу UP составили Социалистическая (СПЧ), Коммунистическая , партии и Движение единого народного действия . Кандидатом в президенты был выдвинут социалист Сальвадор Альенде . Предвыборная кампания проходила в жёстком противостоянии и накалённой атмосфере. Ближайшие сподвижники Альенде и решили создать охранное подразделение для защиты кандидата .
Первым телохранителем Альенде стал отставной офицер-коммандос Марио Мельо — активист Левого революционного движения ( MIR ). Большая часть охранных кадров набиралась из членов СПЧ. Дочь Альенде договорилась о содействии с властями Кубы . Руководство принял чилийский боевик чегеваристской Армии национального освобождения Фернандо Гомес. Консультировал офицер МВД Кубы Тони де ла Гуардиа , специализировавшийся на заграничных спецоперациях.
4 сентября 1970 Сальвадор Альенде занял первое место на выборах. В тот же день к нему на дом явились семь боевиков MIR, в том числе Марио Мельо и прошедший стажировку в кубинской разведке оперативник Макс Марамбио . Лидер MIR Мигель Энрикес уполномочил их формировать охрану нового президента. Процесс ускорился с конца октября, когда ультраправые боевики убили главнокомандующего вооружёнными силами Чили Рене Шнайдера . Генерал Шнайдер твёрдо стоял на позициях внеполитической законности и признавал победу Альенде. Смерть главнокомандующего заставила беспокоиться за судьбу избранного президента .
Первоначально в группу телохранителей Альенде входили три члена MIR и один член СПЧ. По отзывам Марамбио, никто из них не обладал должными навыками секьюрити — даже собственный кубинский опыт он оценивал скромно. Вооружены они были двумя пистолетами и антикварным охотничьим ружьём, которое превратили в обрез. Жили в частном доме Альенде, ночевали в спальных мешках .
Итог выборов утвердил Национальный конгресс . 4 ноября 1970 Сальвадор Альенде вступил в должность главы государства. Группа президентской охраны достигла нескольких десятков человек. Единовременная численность составляла порядка 50, в общей сложности через GAP прошли около 120. При этом охрана никак не была конституирована и формализована. Сам Альенде, отвечая на журналистский вопрос в марте 1971 , следующим образом охарактеризовал своих охранников: «Группа личных друзей, которые сопровождают меня повсюду и готовы отдать жизнь за меня» . Так возникло название: Группа личных друзей — GAP .
Структура
Большинство членов GAP не являлись обученными боевиками или профессионалами охраны. Они лишь проходили на Кубе двухнедельный курс обучения, сводившийся к освоению оружия. Мельо, Гомес, Марамбио представляли скорее исключения. В основном в GAP состояли идеологически мотивированные молодые активисты СПЧ и MIR, рабочие и студенты. Отбор в группу производился аппаратом СПЧ по идейным и физическим данным. Социалисты обычно происходили из бедных кварталов Сантьяго и с трудом осваивали протокол и церемониал. Боевики MIR в GAP, по воспоминаниям Марамбио, подчинялись не ему, а Энрикесу и были ориентированы не на охрану Альенде, а на подавление антиправительственных мятежей .
Группа являлась не только служебным, но и политико-идеологическим фактором леворадикального толка. Члены GAP отличались фанатичной приверженностью идеям чилийской революции и Сальвадору Альенде как её олицетворению. Они действительно готовы были отдать жизнь за «товарища Президента» (что со временем доказали) .
Первые полтора года президентства Альенде во главе GAP стоял Макс Марамбио . В 1972 отношения между правительством Альенде и MIR заметно осложнились. Более радикальные боевики MIR ушли из GAP, причём забрали с собой лучшие образцы оружия. Вышел из GAP и Марамбио, хотя оставался в системе президентской безопасности. Командование GAP принял активист СПЧ , по профессии торговый агент . Политкомиссаром стал студент-социолог Марсельо Шиллинг .
Структурно GAP включала три подразделения: сопровождение, авангард (разведка), гарнизон (охрана резиденций). Эскорт численностью около двадцати человек под руководством Марамбио, затем Бланко Тарреса выполнял функции телохранителей, особенно при передвижениях. Авангард под руководством архитектора-спортсмена из СПЧ заранее проверял обстановку в местах, посещаемых Альенде. Гарнизон из трёх групп по шесть человек в каждой под руководством студента-биолога базировался в местах проживания Альенде — дворце Ла-Монеда , резиденции Томас Мор и частном доме. Социалист , врач по профессии, был комендантом Ла-Монеды .
Передвигалась GAP на автомобилях Fiat 125 голубого цвета. Охранники были вооружены советскими автоматами АК-47 , гранатомётами РПГ-7 , пистолетами различных марок. Оружие для GAP, заказанное Марамбио, поставлялось с Кубы и из КНДР .
Деятельность
Члены GAP повсеместно сопровождали президента Альенде, контролировали обстановку, демонстрировали готовность пресечь любую попытку покушения. GAP считалась доверенной силовой структурой, своего рода «преторианской гвардией и политической полицией Альенде». Подчёркнутая идеологизация, демонстративная вооружённость и брутальность, определённая конспиративность c засекречиванием имён создавали вокруг GAP «ауру тайны, а порой и насилия» . GAP причислялась в ряд с Полицией политических расследований ( PPI курировал Эдуардо Паредес, поставленный во главе Следственной полиции) и тюремно-конвойным управлением ( SPC , начальник ) .
Бывали случаи, когда GAP подключалась к оперативным мероприятиям против противников Альенде — ультраправого подполья Родина и свобода , антиправительственно настроенных военных. Добываемая GAP информация, благодаря неформальному, «гибридному» статусу, передавалась не только полиции и карабинерам, но и партийным структурам СПЧ и MIR. Однако из-за отсутствия профессиональных навыков эти действия были малоуспешны. Слежка не удавалась, зато «засвечивалась» военными спецслужбами. Скандальный резонанс вызвал инцидент в ( область Вальпараисо ) 31 марта 1972 : трое членов GAP в нетрезвом состоянии врезались в столб и были задержаны полицией. При них обнаружилось незарегистрированное оружие и чертежи военных объектов . Именно после этого произошёл разрыв между GAP и MIR.
Отношения GAP с армией, полицией и карабинерами, даже лояльными UP, были весьма натянуты. Во время мятежа «танкетасо» едва не произошло столкновение между GAP и армейским патрулём, поддерживавшим Альенде (с другой стороны, охранными услугами GAP пользовался генерал Пратс ). В целом негативно относилась к GAP чилийская пресса. Правая оппозиция ставила вопрос о незаконном вооружённом формировании: Статут о конституционных гарантиях — утверждённый в 1970 по инициативе христианских демократов как условие парламентского утверждения Альенде — не допускал иных силовых структур, кроме вооружённых сил и корпуса карабинеров. В мае 1972, под впечатлением куримонского инцидента, конгресс принял закон, упорядочивающий статус президентской охраны и ограничивающий её полномочия . В июле 1973 на GAP пытались возложить ответственность за убийство военно-морского адъютанта Альенде капитана Арайи , но обвинение не удержалось — было очевидно, а впоследствии доказано, что теракт совершили ультраправые .
Несмотря на брутальный имидж, военные противники Альенде не считали GAP серьёзным препятствием. Адмирал Мерино , близкий соратник генерала Пиночета , после посещения Ла-Монеды в начале сентября 1973 называл «смехотворным» оперативно-боевой уровень GAP: «Дети играют в бандитов» .
Бой
Утром 11 сентября 1973 начался военный мятеж против правительства Альенде. Девятнадцать членов GAP, в том числе Хуан Монтильо, последний раз сопровождали Сальвадора Альенде из Томас Мор в Ла-Монеду . Оборону держали члены GAP, несколько лояльных полицейских и сотрудники дворца — всего около полусотни человек. Защитники Альенде приняли бой. Ни один из них не пытался покинуть осаждённый дворец. Члены GAP вели прицельный автоматный, пулемётный и гранатомётный огонь по наступающим мятежникам . Некоторые из них, запечатлены на последней прижизненной фотографии Альенде .
Но войска хунты Пиночета располагали подавляющим превосходством. После бомбардировки с воздуха генерал Паласиос отдал приказ о штурме Ла-Монеды. После двух часов дня сопротивление было сломлено, дворец взят, Альенде покончил с собой. По официальным данным, со стороны защитников погибли лишь два человека (включая президента), причём оба застрелились. Другие источники утверждают, что в Ла-Монеде были убиты около сорока человек. Большинство из них застрелены не при штурме, а захвачены победителями и казнены без суда — формально «пропали без вести». Значительную часть из них составляли члены GAP .
Доминго Бланко Таррес с двенадцатью бойцами остались организовать оборону в Томас Мор. Около половины десятого они передислоцировались на улицу Моранде, где расположены многие административные здания, в том числе восточное крыло Ла-Монеды. Там их арестовали полицейские, ставшие на сторону хунты. Бланко Таррес, Монтильо, Уэрта, другие захваченные в Ла-Монеде были доставлены в расположение артиллерийского полка Тacna . С того времени — 11—13 сентября 1973 — их следы теряются. Существуют обоснованные предположения о бессудных расстрелах . Вместе с правительством UP перестала существовать GAP.
Память
Не все члены GAP погибли при военном режиме . Частично они сумели скрыться или эмигрировать. Франсиско Маргадонья стал после восстановления демократии левым общественным деятелем. Марсельо Шиллинг известен как политик, депутат и дипломат. В 1991—1992 Шиллинг возглавлял спецслужбу демократического транзита Офис , сумевшую эффективно подавить ультралевый терроризм MIR и FPMR (за что подвергался ожесточённым обличениям бывших товарищей) . Макс Марамбио — крупный кубино-чилийский бизнесмен .
При хунте члены GAP считались преступниками. В современной Чили отношение неоднозначно. Многие чилийцы, особенно сторонники левых сил, считают их героями, защитниками закона и справедливости. Другие, особенно правых взглядов, негативно относятся к идеологии и деятельности. Существует также мнение, что действия GAP объективно играли на руку врагам Альенде и его правительства, способствовали перевороту . Но даже противники GAP обычно отдают должное их идейности, честности и бесстрашию.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- Steve J. Stern. Battling for Hearts and Minds: Memory Struggles in Pinochet’s Chile, 1973—1988 / Duke University Press; Illustrated edition, 2006.
- 2020-12-19
- 2