Interested Article - Церковь Сретения (Вологда)
- 2020-08-09
- 2
Це́рковь Сре́тения ( Сре́тенская це́рковь , полное название Це́рковь Сре́тения Госпо́дня, что на На́бережной ) — православный храм в Вологде , построенный в 1731—1735 годах и перенёсший позднюю перестройку (колокольня, крыльцо) в 1830 году, достопримечательность Вологды . Находится по адресу: Вологда, , 85, в историческом районе Заречье . Является памятником архитектуры , категория охраны — федеральная .
История
Из надписи, сохранившейся на деревянном напрестольном кресте, следует, что церковь (деревянная) уже существовала в 1656 году . Тёплая церковь была освящена в 1735 году, холодная — в 1837 году. Колокольня и крыльцо подверглись значительной перестройке в 1830—1860 годах.
Посвящение
Сретение (церковнослав., старослав. — встреча) — один из двунадесятых праздников , установленный в память о встрече в Иерусалимском храме Младенца Иисуса, принесённого родителями на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения, с праведным старцем Симеоном ( Лк. ). В христианстве это событие символизирует встречу Ветхого и Нового Завета.
Архитектура
Сретенская церковь построена в 1731 году. В её архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Основная часть храма — сильно вытянутый в высоту куб, увенчанный пятью главами на тонких барабанах , с трапезной (тёплая церковь) и связанной с ней с западной части колокольней и крыльцом. Фасады украшает широкий карниз с фигурной кладкой из кирпича в виде кронштейнов-городков. Тот же мотив использован на барабанах главок, на фасаде трапезной и на трёхъярусной колокольне. Углы здания оформлены парными пилястрами . Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных фигурных изразцов — уникальная для вологодских церквей этого времени деталь . Замечательны богатые наличники окон, сочетающие мотивы русского узорочья с новыми формами, пришедшими в русскую архитектуру в Петровское время («рваные фронтоны»).
Иконы и иконостас
Из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона «Снятие со креста» XVI века, Государственная Третьяковская галерея . Манера письма довольно своеобразна — плоскостная и графичная, где жидкие сплавленные локальные краски заливают строго очерченные контуром ячейки, как в древнерусских перегородчатых эмалях. Краски сияют, как в новгородской школе, но лиризм произведения, нехарактерный для Новгорода, говорит в пользу местного происхождения. При этом сходство с такими выдающимися произведениями древнерусской живописи, как «Снятие со креста» из собрания И. С. Остроухова , «Сошествие во ад» и «Оплакивание» (все — Государственная Третьяковская галерея), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Тайная вечеря» ( Киевский музей русского искусства ) дало некоторым исследователям основание предполагать, что все эти иконы были созданы на Русском Севере , а не в Нижнем Новгороде, как считали ранее. Храмовая икона церкви — «Сретение» XVI века создана уже явно под влиянием московской школы.
Примечания
- (недоступная ссылка)
- Лукомский Г. К. . — репринт 1914 г.. — СПб. : Сириус, 1914. — С. 365. 18 сентября 2010 года.
- Баниге В. , Перцев Н. . — М. : Искусство, 1970. — 168 с. 24 мая 2009 года.
- 2020-08-09
- 2