Анфилогов, Всеволод Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Все́волод Никола́евич Агапе́ев ( 1877 — 1948 ) — русский и украинский военный деятель, генерал-майор Русской императорской армии , участник Первой мировой войны , позже — военачальник армии Украинской Народной Республики .
Православный. Из дворян Орловской губернии . Сын полковника Николая Антоновича Агапеева.
Окончил Воронежский кадетский корпус (1894) и Павловское военное училище (1896), откуда выпущен был подпоручиком в 39-ю артиллерийскую бригаду .
Чины: поручик (1899), штабс-капитан (1902), капитан (1904), подполковник (1908), полковник (1911), генерал-майор (1916).
В 1902 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. Состоял старшим адъютантом штаба (1904—1905), в составе которой участвовал в русско-японской войне . Затем был помощником старшего адъютанта штаба Киевского военного округа (1905—1908), старшим адъютантом штаба Киевского военного округа (1908—1912). В 1911 и 1912 годах прикомандировывался к Офицерской воздухоплавательной школе , которую окончил со званием летчика-наблюдателя . В 1912—1913 годах был начальником отделения Главного управления Генерального штаба .
21 июня 1913 года назначен начальником штаба 38-й пехотной дивизии , с которой вступил в Первую мировую войну. Был пожалован Георгиевским оружием
За то, что в боях под Ласком с 5-го по 17-е ноября 1914 г. самоотверженно помогал начальнику дивизии управлять боем дивизии, подвергая свою жизнь явной опасности, верно и быстро оценивая обстановку и в особенности значение Юлеевского леса, содействовал начальнику дивизии в достижении цели, поставленной дивизии, т. е. наступлению от Ласка на Шалек.
5 июля 1915 года назначен командиром 141-го пехотного Можайского полка , а 7 октября 1916 года — начальником штаба 124-й пехотной дивизии. Затем командовал 38-й пехотной дивизией. Весной 1917 года был назначен начальником штаба Киевского военного округа.
С 10 мая 1918 года состоял членом Военно-научного комитета при Главном управлении Генерального штаба Украинской державы . Затем был начальником штаба 5-го корпуса гетманской армии. В январе—феврале 1919 года был помощником начальника штаба Юго-Западного фронта армии УНР , затем помощником атамана Оскилка , командующего Юго-Западного района армии УНР . 17 февраля 1919 года назначен начальником штаба Северной группы войск армии УНР. В конце апреля 1919 года участвовал в путче атамана Оскилка против Директории УНР, после поражения которого бежал в Польшу. Затем служил в Вооруженных силах Юга России , был военным агентом в Константинополе.
В эмиграции — во Франции. Состоял членом Общества офицеров Генерального штаба. Жил под Парижем, из-за болезни переехал в Ниццу. Умер в 1948 году в госпитале «Пастер». Похоронен на местном кладбище.
Я по происхождению русский, но всегда был противником как большевистского, так и деникинского монархизма и централизма. Я сторонник широкого демократизма и принципа самоопределения наций. Украину я люблю и служил ей ещё в декабре 1917 г. и в 1918 г. при Центральной Раде, а также в 1918 году при Гетмане и в 1919 году при Директории. Республиканское правительство Украины я признаю, сроднился с украинской армией и с полным удовлетворением вновь принес бы свои знания и опыт на пользу украинской армии.
:
Он был почти единственным военным деятелем, который реально оценивал обстоятельства и своим мудрым руководством не допустил окончательной ликвидации фронта, как то произошло на юге и на востоке Украины.
Оригинальный текст (укр.)Він був майже єдиний воєнний діяч, який реально оцінював обставини і своїм розумним керуванням не допустив до передчасної ліквідації фронту, як то сталося на Сході та на Півдні (України)...
:
Хотя генерал Агапеев плохо владел украинским языком, но он всей своей сущностью был украинцем. Его пылкая натура была целиком отдана украинскому делу. Насколько возможно было, он осуждал «атаманию», а с ней и наказаного атамана Александра Осецкого , который, по его мнению, разрушал всё то, что был украинским, что начинало жить здоровой реальной жизнью
Оригинальный текст (укр.)Хоч генерал Агапіїв зле висловлювався українською мовою, але він всією своєю істотою був українцем. Його палка натура була цілком віддана українській справі. Наскільки можна було він ганьбив „отаманію“, а з нею й наказного отамана (Олександра Осецького), який, на його думку, руйнував усе те, що було українське, що починало жити здоровим реальним життям.
[Агапеев] хотя и был москалём, но отдавался украинскому делу целиком и работал день и ночь, был неоценимым человеком, способным и высокоталантливым старшиной генерального штаба, с большой эрудицией и знанием своего дела, неразлучным моим помощником и соратником в каждом воинском деле, честным человеком и справедливым к своим подчинённым.
Оригинальный текст (укр.)(Агапієв) хоч і був москалем, але віддавався українській справі цілковито і працював день і ніч був неоціненним чоловіком, здібним і високоталановитим старшиною генерального штабу, з великою ерудицією та знанням свойого діла, нерозлучним моїм помічником і порадником у кожній військовій справі, чесним чоловіком і справедливим до своїх підлеглих.