Interested Article - Мюлле, Эмиль

Эмиль Мюлле ( фр. Charles Eugène Émile Muller , 21 сентября 1823 , Альткирх 11 ноября 1899 , Париж ) — французский архитектор , скульптор и инженер . Разработал печи для высокотемпературного обжига керамики и технологию цветного керамогранита . Спроектировал и построил, с 1853 года , первый посёлок для рабочих семей в Мюлузе , ставший прототипом для многих рабочих поселений во Франции и предвосхитивший концепцию города-сада .

Биография

Отец Эмиля Мюлле был юристом в коллегии адвокатов Альткирха . Первоначальное образование он получил в местной средней школе . В 1841 году поступил в Центральную школу искусств и мануфактур в Париже, которую окончил в 1844 году . По окончании учёбы ему было присвоены звания инженера и архитектора - строителя . Некоторое время работал в Восточной железнодорожной компании, строившей линию Париж - Страсбург и в 1845 году возвратился в Альткирх, где организовал собственную строительную компанию .

Самой важной и ответственной работой для новой компании стало возведение в Альткирхе церкви Успения Пресвятой Богородицы ( фр. Notre-Dame d’Altkirch ) по проекту Луи-Мишеля Больца, с которой она успешно справилась. Также компания в это время строила на юге Эльзаса небольшие школы, бани и прачечные .

Тогда же Эмиль Мюлле познакомился и стал работать вместе с братьями Жилардони, которые в 1841 году изобрели пазовую или замковую черепицу ( фр. La tuile à emboîtement ), позволившую сократить время и уменьшить расход материала для покрытия крыш. В 1846 году они вместе разработали высокотемпературную (до 1000 °C) печь для непрерывного обжига керамики, которую первыми в мире построили и запустили в 1854 году .

Рабочий город в Мюлузе

Дома рабочего города в Мюлузе , около 1855 г. Арх. Э. Мюлле

24 сентября 1851 года Ассоциацией промышленников Мюлуза был объявлен конкурс на проект поселения для работников предприятий города. Победил проект инженера-архитектора Эмиля Мюлле. После этого, в 1852 году, по инициативе Жана Дольфуса, компаньона текстильной компании DMC ( фр. Dollfus-Mieg Compagnie ), по проекту Мюлле были построены два модельных дома для рабочих. 10 июня 1853 года было создано Общество рабочих поселений Мюлуза ( фр. Société Mulhousienne des Cités Ouvrières (SOMCO) ), в которое вошли 12 учредителей и 4 текстильных фабрики. С 1854 по 1865 год к обществу присоединилось 11 новых акционеров, в том числе несколько заводов. SOMCO получило поддержку и субсидию от императора Наполеона III , который ещё в 1849 году был одним из учредителей Общества рабочих поселений Парижа : из 10 миллионов франков, выделенных им на строительство с целью улучшения условий жизни рабочих, на 150000 была оказана помощь рабочему поселению в Мюлузе.

Рабочий город Мюлуза строился в несколько этапов с 1853 по 1897 год и насчитывал 1243 единиц жилья на одну семью. Это был город-сад в том смысле, что каждое жильё, помимо отдельного входа в каждую квартиру (в каждом доме было 4 квартиры), также имело свой собственный сад. Эту модель социального жилья многие стали копировать в других местах. Первая очередь строительства на 320 единиц жилья на площади 8 гектар была завершена лишь частично (200 единиц жилья на площади 5 гектар), потому что рабочие посчитали дома с собственным двором и садом слишком дорогими. За первой очередью вскоре последовала вторая, и 660 единиц жилья строились до войны 1870 года . После остановки на несколько лет в связи с войной, уже во время немецкого периода, с 1876 по 1897 год, город вырос ещё на 383 единицы жилья .

Компания Гранд Тюильри в Иври

Мельница шоколадной фабрики Менье в , 1872 г. Арх. , рук. проекта Гюстав Эйфель , декор Эмиль Мюлле

В 1854 году Эмиль Мюлле вместе с братьями Жилардони основал в Мюлузе совместное предприятие по производству кирпича и черепицы . Капитал компании был разделён между ними поровну (50/50), но вся ответственность за её развитие и деятельность была возложена на Мюлле, а право на получение дивидендов братья на 15 лет оставили за собой . В том же году Эмиль Мюлле приобрёл большой земельный участок на берегу Сены , неподалёку от железной дороги Париж - Базель и глиняных карьеров, в южном пригороде Парижа Иври . Здесь им была основана компания «Гранд Тюильри в Иври» ( фр. La Grande Tuilerie d’Ivry ), на следующий год выпустившая первую керамическую продукцию, включавшую и плитку братьев Жилардони. В 1866 году фабрика стала выпускать глазурованную керамику — теперь её продукция включала обычный и глазурованный кирпич, а также обычные или глазурованные плитку и фасадные украшения. В 1871—1872 годах Мюлле выполнил свой первый масштабный архитектурный декор для мельницы шоколадной фабрики Менье в Нуазеле, первого в мире здания с несущей металлической конструкцией, созданного архитектором Жюлем Сольнье .

Дворец изящных искусств на Всемирной выставке в Париже 1889 г., арх. Жан-Камиль Формиже, декор Эмиль Мюлле

Около 1885 года Мюлле разработал технологию цветного керамогранита , превратившего керамику из облицовочного в конструкционный архитектурный материал. В 1887 году для выставки в Гавре архитектору Жоржу Жакотену он сделал из него основание, пилястры , капители , балюстрады и антаблемент для фасада здания, перевезённого затем в Александрию и ставшего там Казино Рамлех . Керамогранит , помимо самого Мюлле, стал, благодаря его компании, материалом для творчества Александра Шарпантье , Жюля Далу , Александра Фальгьера , Камиллы Клодель и Гектора Гимара .

Компания Мюлле завоевала награды на Всемирных выставках в Амстердаме (1883), Антверпене (1885) и Чикаго (1893). На Всемирной выставке 1889 года в Париже компания получила Гран-При, помимо этого, Эмиль Мюлле построил каменные балюстрады для Эйфелевой башни , которую возвели для этой выставки . Последней его работой стали бирюзово-синие купола Дворцов изящных и свободных искусств (арх. Жан-Камиль Формиже) на этой Всемирной выставке, облицованные его глазурованной керамикой . После смерти Эмиля Мюлле компанию возглавил его сын Луи Мюлле (1855—1921), и она стала называться «Мюлле и Ко» ( фр. Muller & Cie ) . Не обладая организаторскими и техническими способностями отца, он всё внимание уделил художественной стороне, но это в итоге привело фирму к банкротству в 1908 году . Однако после смены хозяев эта керамическая фабрика в Иври проработала до 1969 года .

Учитель и организатор

Помимо занятий техническим и художественным творчеством, а также руководства своим предприятием, у Эмиля Мюлле оставалось время для обучения молодых и организации различных дел во имя общего блага. Вот лишь некоторые из таких его занятий:

Также Эмиль Мюлле являлся членом «Ассоциация промышленников Франции против несчастных случаев на производстве» ( фр. Association des industriels de France contre les accidents de travail ). За время своей жизни он написал и издал ряд книг, в том числе:

  • . . 1856 и . . 1860.
  • Курс гражданского строительства, преподаваемый в Центральной школе искусств и мануфактур. 1873.
  • Опыты по использованию материалов для мощения, облицовки плиткой и т. д. 1873.
  • Керамические изделия для строительства и промышленности. 1878.
  • . . 1879 и .
  • Заметки из курса гражданского строительства: практические детали распределения воды. 1880.
  • Дешевые дома с точки зрения строительства и санитарии (с гигиенистом О. дю Менилем): отчет, представленный Международному конгрессу дешёвого жилья. 1889.

Самой успешной стала его книга « Жилища рабочих во всех странах », снабжённая альбомом чертежей и представлявшая собой энциклопедию, всесторонне освещавшую практику строительства и эксплуатации домов для рабочих, интерес к которым был во всём мире. Её предварительным изданием можно считать книгу 1856 года , где он подробно и с чертежами изложил свою практику строительства рабочего города в Мюлузе , а также привёл ряд примеров рабочего жилья во Франции и Бельгии . Как пример жилья для рабочих в России , уже в первом издании 1879 года были приведены дома рабочих Кренгольмской мануфактуры .

После его смерти Гюстав Эйфель от имени Общества гражданских инженеров Франции, президентом которого он тогда являлся, написал в некрологе такие слова: « Эмиль Мюлле был выдающимся не только инженером, но и художником — благодаря своему страстному поиску красоты, и по глубокому наслаждению, которое он испытывал, созерцая её вне себя и пробуя её на вкус, когда она являлась плодом его собственных усилий. »

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
  2. . Дата обращения: 18 июля 2022. 7 декабря 2021 года.
  3. . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
  4. . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
  5. . Дата обращения: 8 декабря 2021. 2 июня 2023 года.
  6. . Дата обращения: 8 декабря 2021. 8 декабря 2021 года.
  7. . Дата обращения: 8 декабря 2021. 8 декабря 2021 года.
  8. . Дата обращения: 8 декабря 2021. 8 декабря 2021 года.
  9. . Дата обращения: 8 декабря 2021. 8 декабря 2021 года.

Ссылки

Библиотеки и каталоги :

Музеи :

Источник —

Same as Мюлле, Эмиль