С 35 лет Иванов, следуя своей идее здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год
ходить босой
, одетым только в шорты. В зимнее время демонстрировал незаурядные возможности своего организма переносить любую стужу и мороз. В повседневной жизни практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды, успешно занимался целительством по своей системе, распространял своё учение. «Эксперимент» Иванова продолжался на протяжении 50 лет
.
Содержание
Биография
Родился в ночь с
7
(19) февраля
на
8
(20) февраля
1898 года в селе
Ореховка
, на
Луганщине
в многодетной семье шахтёра
. Имя дали по
святцам
, в честь преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). В семье было 9 детей, Порфирий был старшим из 5 сыновей
. Закончил 4 класса
церковно-приходской школы
(оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году
). С 12 лет стал батрачить, с 15 лет работал на шахте
.
В 1917 году был призван в
Русскую армию
, но не воевал из-за
перемирия
и был демобилизован в 1918 году
. После демобилизации в 1918 году женился на Ульяне Фёдоровне Городовиченко
, и вскоре у них родились два сына (Андрей в 1918 году и Яков в 1925 году)
. Она умерла 3 июля 1974
года от тяжёлой травмы, полученной после падения с высокого сеновала. Иванов тяжело переживал смерть жены
.
В 1920-е годы сменил много мест работы. В 1930-е годы работал экспедитором.
В 1928 году переехал с семьёй в город
Красный Сулин
, где жил до 1975 года (за исключением 1931—1933 гг., когда, согласно сведениям его последователей, жил с семьёй в городе
Армавире
)
.
25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, «умираемой» жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал носить круглый год только одни длинные трусы. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи
.
В 1935 году Иванов был задержан сотрудниками милиции на центральном базаре г. Ростова, где занимался пропагандой своего учения. Он был доставлен в буйное отделение ростовской психиатрической больницы, где был признан психически больным с записью в медицинской карте диагноза «
шизофрения
»
. Врачебно-трудовая экспертная комиссия города Ростова вынесла решение об определении Иванова
инвалидом первой группы
. По этой причине в ходе
Великой Отечественной войны
он не призывался в армию
.
14 февраля 1943 года были освобождены от немцев
Ростов-на-Дону
и
Красный Сулин
. В боях за освобождение Ростова погиб старший сын Иванова, Андрей
. Иванов считал, что в поражении Германии в войне есть и его заслуга, так как он «просил природу, чтобы победил русский солдат»
.
Иванов был освобождён 29 ноября 1954 года
. По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года был
реабилитирован
в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»
.
23 мая 1964 года Иванова арестовали в
Бобринецком районе
Кировоградской области (Украина), было возбуждено уголовное дело по статье 143 часть 2 УК Украины (мошенничество)
. 1 сентября 1964 года отправлен на экспертизу в Москву в
Институт судебной психиатрии им. Сербского
, где признан невменяемым. 12 ноября 1964 года дело, заведённое на Иванова по ст. 143 ч.2 УК Украины, было прекращено
. Через
Бутырскую тюрьму
г. Москвы направлен на принудительное лечение в
Казанскую спецбольницу МВД
, где содержался с 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года
. Затем переведён в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области.
По решению Красносулинского суда окончательно освобождён весной 1968 года.
В 1979 году Иванов создаёт «Гимн „Слава жизни“» — 8 строк, которые, по словам Иванова и последователей, в сжатом виде выражают суть учения
.
20 февраля 1982 года вышла статья о Порфирии Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «
Огонёк
»
(№ 8, 1982)
. По заданию редакции автор статьи журналист
Сергей Власов
и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней. Дата выхода журнала совпала с днём рождения Иванова — ему исполнилось 84 года. После выхода статьи в «
Огоньке
» в ответ на письма читателей Иванов пишет 12 практических советов — «
Детка
»
.
Порфирий Иванов скончался утром 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет у себя дома на хуторе Верхний Кондрючий. Его похоронили на четвёртый день на краю хуторского кладбища, напротив усадьбы, где он жил
.
По мнению тележурналистов Грачёва и Иващенко, авторов документального фильма
Первого канала
«Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», нельзя точно сказать, что стало причиной смерти, поскольку вскрытие не проводилось. Они отмечают, что к врачам Иванов не обращался принципиально. В то же время в своих последних дневниках он жаловался на сильные боли в ноге. По предположению авторов фильма, возможно, ногу поразила
гангрена
от
переохлаждения
, или это были последствия содержания в
психиатрических больницах
.
Дополнения из автобиографии
Ниже приведены примеры непроверяемых или пока недоказанных сведений из жизни П. К. Иванова, которые неоднократно были описаны самим Ивановым в его дневниках, зафиксированы в его воспоминаниях, а в некоторых случаях дополнительно засвидетельствованы очевидцами событий.
До 35 лет Иванов жил как большинство окружающих его людей: пил, курил, любил азартные игры, дрался
. В 1928 году, уже будучи женатым и имея двух детей, был осуждён на два года по статье 169 (мошенничество, за неуплату патентного налога). Отбывал наказание на лесоповале в Архангельской области и за ударный труд был освобождён досрочно через 11 месяцев
.
Коренная перемена в жизни Иванова происходит 25 апреля 1933 года. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Снаружи его окружают одежда и дом, изнутри — пища. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. На этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что возможно он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым
.
Весной 1934 года из-за серьёзного конфликта с начальством Иванов был уволен без права устроиться на работу в течение 6 месяцев. Этот период вынужденной безработицы (май-октябрь 1934 года) Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходит по
Донбассу
и стремится научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов приходит к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начинает практику целительства. Методику вырабатывает сам, интуитивно. Многочисленные случаи исцелений, зачастую чудесных, убеждают его в правильности выбранного пути и заставляют идти дальше. Зимой 1934—1935 гг. после исцеления
парализованной
женщины, которая не ходила ногами 17 лет, Иванов принимает решение навсегда отказаться от обуви, в том числе и зимой. С весны 1935 года Иванов принципиально отказывается не только от обуви, но и от одежды (всегда, в том числе и зимой, ходит босой, в одних трусах)
.
В ноябре 1936 года Иванов повёз личное письмо с политическими предложениями в Москву на
VIII Всесоюзный съезд Советов
, на котором планировалось принять новую Конституцию СССР. По его мнению в проекте новой (сталинской) Конституции не были учтены права заключённых и умалишённых
. В Москве на Красной площади Иванов, без документов, обнажённый и босой, был задержан милицией и доставлен сначала на Лубянку, где с ним беседует глава НКВД
Ежов
, а затем в следственный изолятор
Матросская тишина
. Диагноз Ростовской психиатрической больницы, поставленный Иванову в начале 1936 года, спас ему жизнь. Через 67 суток под конвоем и в одежде он был доставлен к месту жительства
.
Зимой 1937 года Иванов был арестован сотрудниками НКВД города
Моздок
как «диверсант». Проверялся на закалённость: при 17 градусах мороза длительное время обливали водой из колодца. Через 3 месяца был отпущен с извинениями
.
Во время войны осенью 1942 года Иванов встречался с немецким генералом
Паулюсом
во время дислокации его штаба в Красном Сулине. Результатом встречи был охранный документ на немецком языке, выданный Иванову, за подписью
Паулюса
. В документе говорится, что Иванов «представляет интерес для мировой науки»
. Несмотря на охранный документ, в ноябре 1942 года Иванов 27 суток испытывался в днепропетровском
гестапо
(закапывали голого в снег, ночью под 22 ноября в сильный мороз
возили раздетым на мотоцикле по улицам
Днепропетровска
)
.
В декабре 1943 года, когда итог войны был фактически предрешён, Иванов поехал к
Сталину
с политическим предложением заключить мир с
Германией
. Однако голого человека зимой на вокзале, утверждающего, что он прибыл с политическими требованиями, милиция доставила в
Институт судебной психиатрии им. Сербского
, где он находился около 100 дней. В Институте Сербского Иванов беседовал с профессором
И. Н. Введенским
, и предложил ему взять на себя миссию переговорить со Сталиным о мире. На что профессор ответил, что его (Введенского) за это или расстреляют, или сюда, в Институт, самого положат
.
Поздней осенью 1948 года (23 ноября — 5 декабря), в год своего 50-летия и 15-летия своей идеи, Иванов осуществил экстремальный эксперимент — проход от
Туапсе
до
Сочи
вдоль берега Чёрного моря. В своих записях и рассказах Иванов утверждал, что начинался проход во время
12-балльного
шторма на море, и 12 суток он находился в естественных условиях природы без пищи, одежды и жилого дома
.
25 апреля 1975 года Иванов отмечает 42 года своей идеи поездкой большой группой людей на Чувилкин бугор (место недалеко от родного села Ореховка, с которым Иванов связывал начало своей идеи). Затем он устраивает обед в Ореховке, на который приходит много односельчан. Иванов говорит, что на Чувилкином бугре родится новый человек («Сын»), который сыграет большую роль в будущем. Многие последователи считают рождением «Сына» 15 июля 1975 года
.
4 ноября 1975 — 5 марта 1976 года Иванова изолируют на период работы
XXV съезда КПСС
, куда он написал обращение и собрался ехать. Его ссаживают с поезда, идущего в Москву, и помещают в
Новошахтинскую
психбольницу. Условия содержания в психбольнице оказались настолько жёсткими, что Иванов был доведён до состояния, близкого к смерти. Непрерывные просьбы родственников и последователей об освобождении были удовлетворены только на следующий день после закрытия съезда
. Иванов был выписан под расписку в крайне тяжёлом состоянии под опеку Валентины Леонтьевны Сухаревской (ближайшей последовательницы Иванова, ещё начиная с 1950-х годов) и перевезён на хутор Верхний Кондрю́чий
. Будучи на свободе, Иванов через трое суток возвращается к привычному распорядку дня, но из-за сильных болей в правой ноге заменяет пробежки ходьбой. Врач Новошахтинской психбольницы приезжает засвидетельствовать выздоровление
.
В 1978 году Иванов ставит эксперимент по длительному воздержанию от пищи и воды. Вместе с Валентиной Сухаревской они пять месяцев обходятся без пищи, из них длительные сроки времени без воды. В этот период в дневниковых записях Иванова появляются слова, которые легли потом в основу «Гимна» (8 строк, которые в сконцентрированном виде, согласно Иванову, выражают суть его идеи)
.
25 апреля 1979 года в день праздника идеи, в ожидании большого наплыва последователей, хутор Верхний Кондрючий, где жил Иванов, был оцеплен милицией и приезд к нему людей был невозможен. Самого Иванова бессрочно сажают под домашний арест (запрещают принимать людей и покидать территорию дома далее 30 метров). Домашний арест, продолжавшийся более 3 лет, был отменён после выхода большой статьи о П. К. Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «
Огонёк
»
.
В общей сложности, начиная с 1933 года, Иванов провёл в изоляции 12 лет (спецбольницы
МВД
, тюрьмы, психбольницы, домашний арест)
.
Другие свидетельства
Ранние годы
Религиовед
Кнорре Б. К.
пишет, что во времена своей юности «
Иванов отличался задиристым, даже хулиганским характером, активно участвовал в деревенских кулачных боях в качестве первого заводилы („битка“)
»
. По данным Б. К. Кнорре, Иванов отбывал срок в тюрьме за кражу сапог
. Во время
революционных событий
, как отмечает Кнорре, Иванов «
проникся симпатией к
большевикам
, пытался изучать
марксистскую литературу
, участвовал в
коллективизации
и даже
закрытии церквей
, был принят в
компартию
»
. (По словам самого Иванова, которые приводят его сторонники, в 1928 году он был только кандидатом в члены ВКП(б) и выбыл из кандидатов в том же году, так как не сообщил в местную ячейку партии о своём переезде на новое место жительства
).
25 апреля 1933 года — «харизматическое пробуждение»
Религиовед
Е. Г. Балагушкин
пишет, что в молодости Иванов «
ничем не выделялся из числа своих сверстников, ничто не предвещало его будущую аскетическую и пророческую линию жизни. Но вот 25 апреля 1933 г., в возрасте 35 лет, Иванов пережил духовный перелом и стал задумываться о смысле человеческого существования, искать его в единении с Природой и в отказе от „неестественных“ потребностей в пище, одежде и жилище
»
. По словам Иванова, у него «
Природою родилось сознание
»
. Духовный перелом в жизни Иванова Балагушкин определяет как «
харизматическое пробуждение
», явление многократно наблюдавшееся и описанное, но ещё далеко не полностью изученное и понятное
.
Религиовед
А. А. Радугин
рассматривает историю харизматического пробуждения более подробно
. Он анализирует ранние автобиографические работы Иванова (в частности, дневник «История и метод моей закалки», 1951), из которых следует, что «
зёрнушко Идеи о необходимости познания Природы и самозащиты от неё
» зрело у Иванова ещё с самого детства, с 7-летнего возраста, когда у него на глазах погиб от вихря в степи его родной дед. В 35-летнем возрасте важную роль сыграла встреча Иванова с человеком, который ходил зимой без шапки и не боялся морозов, простуд и заболеваний. Иванов пишет: «
Меня вдруг озарила мысль, что человек закалённый может не бояться Природы. В самом человеке есть силы сопротивляться Природе, и что эти силы и я, и каждый человек может и должен иметь и развивать ещё дальше
»
. Далее, Радугин обращает внимание, что существенную роль в харизматическом пробуждении сыграли «
вещие сны
»
.
Религиовед
Б. К. Кнорре
, а также коллектив авторов — религиовед
, историк И. Н. Федотова и И. В. Шавкунов в своих работах описывают другую версию, согласно которой Иванов в 1933 году
или «в раннем возрасте»
заболел
раком
и обливался водой на сильном морозе с целью умереть от
переохлаждения
, однако остался жив и выздоровел
. Эта же версия излагается в
документальном фильме
Первого канала
«Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», но с оговоркой, что возможно это «миф», придуманный последователями Иванова
.
Последующие годы
Религиовед
Е. Г. Балагушкин
пишет, что последующие 50 лет своей жизни Иванов «
демонстрировал несомненно крупнейшие достижения (если не считать йогов и подобных им носителей паранормальных способностей) в деле овладения поистине космическими возможностями человеческого организма
»
. По мнению Балагушкина демонстрируемые Ивановым «
феноменальные аскетические подвиги
» являются иллюстрацией пропагандируемой им модели «
нового природного человека
» и основным аргументом о возможности реализации этой модели в жизни всех людей
. По оценке Балагушкина Иванов стал «
наиболее видным и влиятельным лидером неоязычества
»
.
Религиовед
А. А. Радугин
, отмечая значительные личные достижения Иванова в закаливании организма, обращает также внимание на то, что Иванов стремился научить этому других людей, чтобы они были здоровыми людьми, «
живущими в согласии с Природой
»
. Иванов занимался целительством. По мнению Радугина свидетельства многих людей подтверждают факт, что Иванов добивался больших результатов в исцелении больных. «
Слава о его чудесных способностях распространилась по всему Советскому Союзу и к нему приезжали больные со всей страны
»
.
Религиовед
В. В. Мильков
отмечает, что Порфирий Иванов за выдающиеся способности и огромный авторитет был назван «
русским богом
»
. Мильков считает Иванова основателем самого многочисленного направления современного
неоязычества
. По мнению Милькова Иванов «
не противопоставлял себя христианству, но был совершенно свободен от догм, личным примером утверждая доброжелательность, открытость, отказ от лжи и лицемерия, умеренность в потреблении благ
»
.
Документальные материалы
Известно около 300 рукописных тетрадей (дневников) П. К. Иванова, охватывающих период 1933—1983 гг. и множество его писем
. Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов
.
Иванов имел только начальное образование (4 класса
церковно-приходской сельской школы
, оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году) и писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы
.
Большинство дневников П. К. Иванова были опубликованы в виде фотокопий рукописей с параллельным печатным текстом (отредактированным или подстрочным)
, а также отдельно от оригиналов в виде отредактированных печатных работ
.
После выхода в свет большой статьи о П. К. Иванове в журнале «
Огонёк
» (№ 8, 1982) Иванов написал одно из последних своих писем, содержащее «Детку»
— его 12 советов здоровья. Эти советы оформлены на одном листке и представляют собой практическую часть учения Иванова — кодекс нравственно-оздоровительного образа жизни
. В настоящее время «
Детка
» опубликована во многих статьях и книгах об Иванове.
Известны аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии, распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.
Самый первый 10-минутный фильм для широкого показа, смонтированный только из документальной кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова, вышел в
1987 году
.
В
1993 году
киностудией
Центрнаучфильм
выпущен первый полнометражный (88 мин.) фильм о П. К. Иванове «Живая жизнь»
(режиссёры: Неля Гульчук, Вадим Иванов).
Начиная с
2006 года
, на телевидении по
Первому каналу
, а также по телеканалам «
Россия
»,
РТР-Планета
,
5 каналу
и телеканалу «
Моя планета
» неоднократно демонстрировались фильмы «Порфирий Иванов. 12 заповедей»
и «Бог моржей. Порфирий Иванов»
(первый фильм снят по заказу Первого канала, второй — по заказу телеканала «Россия»).
В
2012 году
Первый канал представил документальную ленту «Холод. В поисках бессмертия»
. Центральное место в фильме уделено личности и учению П. К. Иванова.
Имеются также другие документы, связанные с жизнью П. К. Иванова. Например, документы из мест заключения, публикации о нём в прессе при его жизни, свидетельства очевидцев и т. п.
В последние годы в связи с развитием информационных технологий многие документальные материалы (тексты, фото, видео, аудио)
переведены в цифровую форму
, опубликованы в сети
Интернет
, где находятся в свободном доступе.
В учении Иванова специалисты находят много элементов
неоязычества
и неохристианства
. Наблюдается сходство с традициями
даосизма
,
йоги
,
буддизма
. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций
.
В современном движении последователей Иванова (
ивановцах
) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей
закаливания
, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения
. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы
христианства
. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как
новое религиозное движение
. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым
.
Положительные оценки
Религиовед
С. И. Иваненко
относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных»
.
Кандидат философских наук
Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем
.
Критика
Религиовед и социолог
Л. С. Астахова
отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь
.
Религиовед
Е. Г. Балагушкин
характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий
культ
и антисоциальную утопию»
, а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма»
, «религиозно-мистический культ»
, «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „
языческим
“,
оккультно
-мистическим характером»
. Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе»
. По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями»
.
Религиовед
Б. К. Кнорре
считает, что «ивановство представляет собой
синкретический
культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии»
. По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «
Они в труде хлеб едят, лучше его не есть
» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от „ненужного“ труда»
. По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова»
.
По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года Иванов П. К. был
реабилитирован
в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»
.
В 2009 году Администрация города
Красный Сулин
совместно с городскими СМИ запустила проект «Имя Сулин» — выбор человека, внёсшего наиболее значительный вклад в историю города
. На первом этапе в местных газетах были опубликованы статьи о 40 известных людях, имеющих отношение к истории Красного Сулина. Среди известных людей был назван П. К. Иванов, «создатель всемирно признанной системы оздоровления человека „
Детка
“»
, проживший в этом городе более сорока лет (1934—1975). О нём была опубликована статья «Феномен Порфирия Иванова»
. На втором этапе, основываясь на итогах голосования красносулинцев, оргкомитет проекта определил список из 12 участников, в число которых вторично вошёл П. К. Иванов.
Библиография
. — Днепропетровск: Пороги, 1993. — 19 с.
(первое издание — 1951 года, Ленинград)
— Пример тетради П. К. Иванова (фотокопия рукописи и параллельный печатный текст).
— Одна из самых последних тетрадей П. К. Иванова
Иванов П.К. Труды / Составитель и рецензент Сопроненков А.Н. —
М.
: Кокон, 1992. — 288 с.
Глава V. Труды и письма Учителя
// Учитель Иванов. Надо изменить поток сознания людей / Сост. О.Г. Быков, Н.М. Быкова. —
М.
: Российское право, 1992. — С. 169—284. — 286 с.
// Учитель Иванов: Надо изменить поток сознания людей / Сост. О. Г. Быков, Н. М. Быкова. — 2-е изд. —
СПб.
: Комета, 1994. — 286 с.
Примечания
↑
, с. 53.
, с. 43, 105.
↑
, с. 251.
↑
, с. 261—268.
↑
, с. 61.
.
, с. 59—115.
.
↑
, с. 476.
↑
, с. 222.
, с. 6.
↑
, с. 63.
↑
, с. 245.
, с. 6.
, «Родители Порфирия — Корней Иванович и Матрёна Григорьевна имели девять детей. Порфирий был старшим из пяти сыновей»., с. 21.
, Цитата П.К.Иванова: «Наша семья состояла из одиннадцати душ, из них девять детей и мать с отцом. А Паршек – самый старший сын от всех пятерых сыновей». T.1. C.36.
, «Своих детей у них с Корнеем народилось девять душ, пять мальчиков и четыре девочки». Порфирий – «старший из сыновей Корнея Ивановича»., с. 7.
, «C 1906 по 1910 годы Порфирий учился (весьма посредственно) в местной церковно-приходской школе при Покровском храме»., с. 26.
, Цитата П.К.Иванова: «И в 12 лет мне пришлось бросить школу: считали, что по хозяйству заниматься некому. Четыре класса всего прошёл — и это было всё чужое». T.1. C.39.
, «Осень 1909 — весна 1910 года — начало трудовой жизни (Паршеку 12 лет). Дядя Фёдор Иванович забирает его из школы и определяет на работу по хозяйству»., с. 537.
↑
, с. 246.
: «С 12 лет Порфирий батрачил, в 15 начал работать в шахте».
: «В 1917 году его призвали в царскую армию.».
: «Порфирий Иванов женился в 1918 году – короткий период затишья между революцией и Гражданской войной. Его избранницей стала тихая девушка из соседнего села Ульяна Городовиченко. [...] Ульяна терпела все выходки мужа. Она привыкла к его длительным отъездам, смирилась с репутацией жены пьяницы и картёжника. С терпением она отнеслась и к странным переменам в жизни мужа.».
: «Вскоре после женитьбы в семье Ивановых появилось 2 сына.».
: «В 1974 году заболела жена Порфирия Иванова. Она получила тяжёлую травму: во время укладки сена упала с высокого сеновала. Порфирий был неуклонен: Ульяна должна была попросить его, как и все. Но она так и не смогла назвать своего мужа "Учителем". Порфирий ничем не смог помочь своей жене. Она так и не оправилась от болезни и в том же году умерла. Смерть жены Порфирий Иванов переживал трудно.».
↑
.
↑
, с. 64.
от 27 февраля 2007 на
Wayback Machine
. Источник: История Паршека. — 1-е изд. — Воронеж, 1991.
: «В 1935 Порфирия задержали на центральном базаре Ростова, где он привычно пропагандировал свою идею. 38-летнего Порфирия Иванова признали психическим больным и сопроводили в буйное отделение ростовской психбольницы. Там ему поставили диагноз "шизофрения". Через 2 месяца он уже вышел из больницы. [...] Диагноз "шизофрения" записан в его медицинской карте с 1935 года.».
: «Из-за психического расстройства Иванова на фронт не призвали».
↑
: «Ещё до войны вместе с семьёй он переехал в село Красный Сулин. В самом начале 1942 года в это село пришли немцы. Порфирий не спрятался в подвале, он продолжал ходить босяком по снегу. Немцы стали над ним издеваться: катали на мотоцикле в сильный мороз, закапывали в сугроб, запирали в конюшне на ночь. Но ничего не брало целителя: его тело было всё красное, и от него валил пар. После этого появилась охранная грамота от Паулюса, в которой было написано, что Порфирий Иванов представляет интерес для науки, и что его нельзя обижать.».
↑
: «из дневника П.К.Иванова «Низко кланяюсь и прошу вас, люди…»: «Я встречался с
Паулюсом
. Он меня спросил: «Кто победит?» — Я ответил: «Сталин». Он ознакомился с моей идеей и выдал мне новую справку, переписав с прежнего русского шрифта на немецкий и приложил к ней гербовую печать. Этой справкой я и спасался в ихнем режиме. Немцы, видя ко мне такое отношение со стороны Паулюса, кричали: «Гут, пан!». А немецкие офицеры решили показать меня в Берлине. Посадили меня в вагон вместе с вербованными и повезли… Но я терпел не зря! Я просил природу, чтобы русский солдат взял над немцами верх. Так оно и получилось! Природа услышала мою просьбу и помогла русскому солдату заиметь такую силу, чтобы немца одолеть. Немецкая армия потеряла своё превосходство под Москвой и покатилась назад. 27 суток я сидел в гестапо и всё это время делал всё, что было необходимо для нашей победы. Моя мысль лазила у Гитлера в голове, заглазно пробуждала в нём то, что нужно было для победы над фашистской Германией. Фашистские начальники - политики хитрые, спрашивали у меня: «Кто победит?» — Я отвечал: «Сталин». Немец проиграл войну и в этом есть заслуга и Паршека [так себя называет Иванов], который просил природу, чтобы победил русский солдат».».
: «В дни оккупации немцы закапывали его в снег, а когда разгребали сугроб, видели, что от его тела шёл пар».
На момент ареста П. К. Иванова в 1951 году в СССР действовали 3 тюремные психиатрические больницы: Казанская (на 600 мест), Ленинградская (на 1000 мест) и Чистопольская (на 250 мест). Источник:
14 июля 2007 года.
.
Слюсаренко А. В.
, свящ. «Культ Порфирия Иванова: история, учение, последние тенденции развития» / автореф. дисс…
канд. богословия
. — М.:
ПСТГУ
, 2013. — 21 с. — «С 1951 по 1953 г. Иванов находился на принудительном лечении в спецбольницах МВД в Москве, Ленинграде, Чистополе и Казани».
«Бог моржей. Порфирий Иванов». Фильм
телеканала Россия
— «
Из 85 лет своей жизни 12 он провёл на принудительном лечении в психиатрических больницах Москвы, Ленинграда, Одессы, Казани, Ростова
». (27:18)
, Глава «Ленинградская специальная психбольница». Т. 1. С. 238—246.
, Годам изоляции 1951—1954 гг. посвящены страницы 190—201, 544—545.
от 21 сентября 2013 на
Wayback Machine
// Татар-информ, 7.12.2007 — «В 1950 году здесь находился на излечении известный целитель Порфирий Иванов».
↑
: «Ростов, Казань, Москва, Новошахтинск – география его пребывания в психушках».
↑
от 3 сентября 2009 на
Wayback Machine
// Музеи Татарстана — «С 23 марта 1953 г. по 29 октября 1954 г., осуждённый по статье 58-10, часть I УК РСФСР „Антисоветская агитация“, находился на лечении в Казанской специальной психиатрической больнице МВД. Вторично в этой психиатрической больнице он находился с 13 февраля 1965 г. по 4 мая 1967 г. (был осуждён по статье 143 УК РСФСР)».
↑
П. К. Иванов был реабилитирован на основании статьи 3 (пункт г) и статьи 5 (пункт а) Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 ноября 1991 года
от 4 июля 2020 на
Wayback Machine
. Соответствующие статьи
от 25 января 2010 на
Wayback Machine
гласят:
Статья 3.
Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
Статья 5.
Признаются не содержащими общественной опасности ниже перечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за:
а) антисоветскую агитацию и пропаганду;
от 14 февраля 2010 на
Wayback Machine
. Текст ст. 143 ч.2 УК Украины в переводе на русский язык:
Статья 143 часть 2 Уголовного кодекса Украины: «Мошенничество, причинившее значительный ущерб потерпевшему, а равно совершённое по предварительному сговору группой лиц или повторно, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации».
↑
Документ:
(
Бутырская тюрьма
, г. Москва). Фотокопия карточки приведена в книге История Паршека: В 2 т. (Сост. Пичугина Н. А.). — 2-е изд. — Самара: 1994. — ISBN
ISBN 5-86611-002-4
(Т. 1, блок фотографий после стр. 480).
: «Из села Красный Сулин он переехал на хутор Верхний Кондрючий.».
↑
.
.
↑
, с. 266—267.
↑
.
, с. 499.
: «Порфирий Иванов умер на 86-м году жизни. Нельзя точно сказать, что именно стало причиной его смерти. Вскрытие не проводилось. К врачам Порфирий не обращался принципиально. Но не задолго до смерти в своих дневниках он жаловался на сильные боли в ноге. Возможно, ногу поразила гангрена от переохлаждения. Возможно, это были последствия лечения в психиатрической больнице. Ясно одно: Порфирий Иванов считал свою систему рецептом бессмертия, но этот рецепт не сработал.».
: «Паршик – так его прозвали в деревне – много пил, был заядлым картёжником. Ни женитьба, ни рождение 2 сыновей на него никак не повлияли.».
от 18 декабря 2008 на
Wayback Machine
. Эпизод о поездке на VIII съезд Советов (см. таймер фильма 20:23)
(неопр.)
Эпизод об охранном документе Паулюса (см. таймер фильма 19:50). Архивировано из
27 июля 2010 года.
: «Из новошахтинской психиатрической больницы МВД 77-летний Порфирий Иванов вернулся едва живым. Его держали зимой в изоляторе без батарей. Он спал на голой сетке без матраса и одеяла в каменном помещении. Он умолял только о прогулках. Во время прогулок он мог бы восстанавливаться, тогда как в этом каменном мешке высасывались все силы. Ему кололи мышьяк в ногу, выкачивали спинномозговую жидкость.».
: «В 77 лет организм очень тяжело поддаётся восстановлению. Но уже через 2 дня Порфирий Корнеевич вернулся к своему многолетнему распорядку дня. Только пробежки теперь пришлось заменить ходьбой. Из-за множества уколов правая нога начала сильно болеть. Через 2 дня приехал лечащий врач зафиксировать смерть. Увидев в дверях Порфирия, он упал в обморок.».
: «После случая в Новошахтинске Порфирия Иванова на психиатрическое лечение больше не направляли, но он продолжал находиться под контролем. В 1979 году, когда количество его последователей уже исчислялось тысячами, Порфирию Иванову запретили принимать людей. Запрет сняли только после публикации о нём статьи в "Огоньке". Но наложили новый запрет – не отходить от дома дальше, чем на 30 метров.».
, с. 60.
: «Всего в психиатрических больницах Порфирий провёл 12 лет. Ростов, Казань, Москва, Новошахтинск – география его пребывания в психушках».
↑
, с. 246: «Поворотным моментов в жизни Иванова оказалось онкологическое заболевание. Потеряв в 1933 г. надежду на выздоровление, бывший «биток», если верить его словам, решает ускорить свои смерть — умереть не от рака, а от
простуды
и начинает обливаться и ходить раздетым в мороз. Но это даёт обратный эффект — Иванов начинает чувствовать облегчение от смертельной болезни. Безнадёжно больной воспринимает своё выздоровление как особое осознание сущности природных сил:
«Я пошёл в природу, чтобы найти там смерть, а нашёл жизнь... живые силы неумираемого характера»
(здесь и далее цитаты даются в редакторской обработке последователей Иванова. —
Прим. сост.
)».
↑
, с. 136: «Случилось так, что в раннем возрасте он заболел раком. Болезнь была неизлечима, и Порфирий, решив расстаться с жизнью, выбрал один из наиболее быстрых, по его представлению, способов оставления тела. Он вышел на улицу в мороз и решил замёрзнуть, а чтобы это произошло быстрее, он вылил на себя ведро холодной воды. Умереть не получилось, но болезнь отошла.».
: «По словам последователей Иванова, "озарению" их Учителя предшествовала его болезнь – раковая опухоль руки. Когда рак был уже неоперабелен, Иванов с отчаяния решил ускорить свою смерть. Вышел на улицу в сильный мороз раздетым, чтобы замёрзнуть и простудиться. Но, вопреки ожиданиям, не заболел. На следующий день Иванов эксперимент повторил, вдобавок ещё и вылил на себя ведро ледяной воды. Но опять безрезультатно. Он проделывал это ещё несколько раз, но так и не заболел. Напротив, почувствовал себя лучше. Продолжив такое "закаливание", Иванов вскоре совсем выздоровел. (Возможно, эта история уже из разряда "мифов" и придумана последователями учения Порфирия Иванова).».
, с. 200.
, с. 135.
↑
, с. 295.
↑
, с. 62.
↑
Серия: Рождение нового человека в природе. — Свердловск-6, 1990-е годы (около 100 выпусков).
↑
. — Пример тетради П. К. Иванова (фотокопия рукописи и параллельный печатный текст).
. Первая страница дневника Иванова «Закалка и люди», 1967.
от 22 октября 2013 на
Wayback Machine
. Самый первый любительский 10-минутный фильм о П. К. Иванове.
(неопр.)
.
Центрнаучфильм
, 1993. Архивировано из
19 марта 2014 года.
от 18 декабря 2008 на
Wayback Machine
. Первый канал (фильм, 52 мин.). Фильм демонстрировался на
Первом канале
: 7.11.2006, 17.02.2007, 26.08.2009, на телеканале «Время»: 15.09.2011
от 3 сентября 2009 на
Wayback Machine
. Телеканал «Россия» (анонс фильма).
от 27 июля 2010 на
Wayback Machine
. Телеканал «Россия» (фильм, 39 мин.). Фильм демонстрировался на
РТР
: 9.09.2006, 24.06.2007, на
РТР-Планета
: 28.06.2007, 13.10.2010, на
5 канале
: 24-25.05.2010, на телеканале «
Моя планета
»: 8.05.2011
от 20 февраля 2012 на
Wayback Machine
. Первый канал (анонс фильма и рекламный видеоролик Первого канала, 40 сек). Фильм демонстрировался на
Первом канале
: 7.02.2012, 27.02.2012, 6.08.2012 (за рубежом)
: «Не трудно увидеть, что основатель движения был в самой крайней степени прелести и все «силы» черпал из тёмного демонического источника. Лучше всего это показывают его тексты.».
.
, с. 251.
, с. 257.
(рус.)
.
24 июня 2021 года.
↑
(недоступная ссылка)
// krsulin.ru
// Газета «Теле-всё», № 11(15) 18.03.2009, с. 4.
Комментарии, цитаты
Андрей, в отличие от младшего сына Якова, стеснялся своего отца и по сути отказался от него. Ещё до войны сменил своё отчество, стал Андрей Павлович
. В списках погибших он так и числится:
от 11 февраля 2017 на
Wayback Machine
.
Священник Гумеров, приводя это высказывание Иванова, отмечает, что «У находящегося в состоянии самообольщения полностью искажается сознание. Он готов принять любую фантастическую мысль, если она согласуется с его самооценкой. Это мы видим и на примере Порфирия Иванова, который победу нашего народа над фашистами во многом приписывал своим заслугам».
Текст статьи 58-10 часть 1 УК РСФСР на момент ареста (13.02.1951):
58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. ст. 58-2—58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
Источник:
Уголовный кодекс РСФСР: Официальный текст с изменениями на 1 июля 1950 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. — С. 42.
Приведённый текст ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР оставался без изменений до 1 января 1961 года
(недоступная ссылка)
.
Адам Вильгельм
. Катастрофа на Волге. Мемуары адъютанта Ф. Паулюса. (Пер. с нем.) — Смоленск: Русич, 2001. — С. 164. —
ISBN 5-8138-0156-1
— В книге нет эпизода встречи Иванова с Паулюсом, но есть свидетельство очень морозной погоды в те дни, когда Иванов испытывался в гестапо:
«Казалось, и природа ополчилась против нас. В ночь с 20 на 21 ноября ртуть в термометре упала до минус 20 градусов…»
Факт пребывания П. К. Иванова в Новошахтинской психбольнице в 1975-76 гг. документально зафиксирован. Документы представлены в краеведческом музее г.
Свердловск
, где экспонируется выставка, посвящённая жизни и учению П. К. Иванова
от 15 июля 2011 на
Wayback Machine
. Там же приведены письма Якова (сына Иванова) во всевозможные инстанции с просьбой об освобождении отца.
«Я сидел ночью за книгами и на мгновение забылся от усталости, я увидел во сне прекрасного вида человека, который смело шёл по снегу совсем обнажённым. От этой картины я пробудился весь возбуждённый, и этот образ стал для меня примером и целью. В этом же году ещё в одном взволнованном и ярком сне проявилась скрытая работа моей мысли. Сон этот такой: я видел, что я влез один на край большой скирды, которая стояла на ещё небывало не паханной целине и была сложена из чистых зёрен пшеницы. И вот скирда поднялась другим своим концом, и зерно лавиной стало засыпать меня со всех сторон. Но я не погиб под ним, а в конце концов оказался на чистой вершине целой горы драгоценных зёрен. Я понял этот сон так: что скирда — Природа, а зёрна это её условия и силы, и они есть её богатства, что если я смело полезу в Природу, она обрушится со всех сторон на меня своими условиями и силами, но они есть её богатства и я не погибну под ними, останусь на вершине целой огромной груды этих богатств природы, как хозяин. Из всего этого в 1934 году во мне созрела идея и смелое решение найти и выработать в самом себе силы не бояться Природы, а идти в Природу, чтобы овладеть её богатствами, её условиями и силами, чтобы шли они не на вред и ужас, а на пользу народу; чтобы человек не боялся Природы, не зависел и не страдал от Природы из-за своего тела, а стал хозяином своего тела и всей Природы. Я решил сам закалять и перерабатывать своё тело так, чтобы оно не получало вред от Природы, а пользу, чтобы проложить путь к богатствам Природы для нашего народа и каждого человека». (П. К. Иванов, «История и метод моей закалки» (1951) Цит. по
Радугин А. А.
// Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — 2-е изд., испр. и доп.. —
М.
: Центр, 2004. — С. 261—268. — 304 с. —
ISBN 5-88860-053-9
.
)
«Если же мысленно абстрагироваться от религиозной и сакрально-мифологической стороны учения Иванова, и попытаться суммировать его
эвристические
положения о жизни и человеке, то окажется, что они не лишены интереса и для строгого научного мышления. Прежде всего это его убеждение в чрезвычайной важности энергетической связи человеческого организма с природной средой: воздухом, водой и землёй. При этом особое значение имеет холод, способствующий повышению жизненного потенциала человеческого тела, его устойчивости против неблагоприятных воздействий, сопротивляемости болезням. Сам Иванов обладал ещё не разгаданным наукой феноменом удивительно высокой жизнеустойчивости: был способен десятки часов проводить, не дыша, под водой, обходиться на протяжении многих недель без пищи и воды, демонстрируя подлинные чудеса „снежной йоги“. Его полувековой жизненный эксперимент свидетельствует не только об удивительных возможностях регуляции процессами метаболизма в человеческом организме, но наводит на мысль об относительной энергетической самостоятельности человеческого тела, способного к длительному выживанию в экстремальных условиях. Наука ещё не в состоянии связать подобные удивительные факты в стройную и всесторонне обоснованную теорию. П. К. Иванов пошёл по пути
эзотерического
объяснения, не переставая в то же время постоянно взывать к академической науке о необходимости исследования и признания фактической достоверности демонстрируемых им феноменов жизнеустойчивости своего организма. В условиях советского авторитаризма он был обречён на систематическую травлю и жестокие преследования, провёл 12 лет в психушках и тюрьмах». (
Балагушкин Е. Г.
Витализм
в системе Учителя Иванова
//
/ Отв. ред. Л. В. Фесенкова. —
М.
:
Эдиториал УРСС
, 2001. — С. 220—227. — 240 с. —
ISBN 5-8360-0302-5
.
)
от 11 октября 2011 на
Wayback Machine
, он же — Боги́ (местное название), официальное название — село Кондрю́че (
укр
.) или
Кондрю́чее (
рус
.)
. По окраине села протекает ручей, который ниже по течению превращается в реку
Кундрю́чья
. Эта река пересекает город
Кра́сный Сули́н
, где П. К. Иванов прожил более 40 лет.
Балагушкин Е. Г.
/ дис. ... д-ра филос. наук. —
М.
:
Институт философии РАН
, 2006. — 350 с.
(Часть 2. Основные представители новых религиозных движений. Глава VII. Неоязыческий культ и антисоциальная утопия Порфирия Иванова)
: Практ. опыт врачей и учёных по природ. оздоровлению человека: [О системе П. К. Иванова]] / Сост. В. А. Захаров, Н. Н. Захарова. — Якутск: Изд-во
ЯГУ
, 2003. — 198 с.
Радугин А. А.
Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп.. —
М.
: Центр, 2004. — С. 266—267. — 304 с. — (Alma mater). —
ISBN 5-88860-053-9
.
(
)
Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук.
Н. А. Трофимчука
. — 2-е изд., доп. и перераб.. —
М.
:
Изд-во РАГС
, 1996. — 472 с.
Социология религии. § 5. Теория секуляризации
// Религиоведение: Учебное пособие / Под ред.
М.М. Шахнович
. —
СПб.
:
Питер
, 2007. — С. 345. — 432 с.
Shnirelman V. А.
// Encyclopedia of Religion and Nature /
(англ.)
(
, ed. — London; New York: Thoemmes Continuum, 2005. — Т. 2. — С. 1188. — 1877 с. —
ISBN 1-84371-138-9
.
Научно-популярная
Иванченко В. А.
(канд. мед. наук)
.
Крепче стали
// Тайны русского закала. — научно-популярное издание. —
М.
:
Молодая гвардия
, 1985. — С. 15—16. — 173 с.
предисловие:
Зверев И. Д.
(вице-президент, академик АПН СССР). — С. 3—5.
Становись и занимай своё место в природе! //
Наука и религия
: научно-популярный журнал. — 1991. —
№ 2
(нач.)
, 3
(оконч.)
.
Вандерхилл Э.
Мистики XX века.Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. —
М.
: МИФ: Локид, 1996. — 522 с. —
ISBN 5-87214-023-3
.
Власов С.М.
Время собирать плоды: Рассказы о современниках. —
М.
: Молодая гвардия, 1984. — С. 93—98. — 111 с.
Власов С. М.
Школа гениев: Сборник очерков о десяти выдающихся наших современниках. —
М.
: Наше наследие, 1992. — С. 61—76. — 158 с.
Учитель Иванов. Природа. Человек. Здоровье (Материалы конференций медицинских работников 11 января и 8 июня 1991 года) / Сост. Т.А. Шаблонова. —
М.
: МИП ИЦ "Приборист", 1991. — 107 с.
(
)
Красов Л. И.
Так родилась система
// Одолевший неподвижность. —
М.
:
Советский спорт
, 1996. — С. 267—271. — 352 с.
Кудин А. В.
Глава 8, 9
// Как выжить в тюрьме. —
СПб.
:
Амфора
, 2005. — 318 с.
Золотарёв Ю. Г.
Новое-небывалое. Научность идей Порфирия Иванова. — 2-е изд., перераб. —
СПб.
: Диля, 2006. — 320 с.
Кононов Ю. В.
Порфирий Иванов — человек из космоса?
// Загадки звёздных островов. Кн. 5 / Сост. Ф. С. Алымов. —
М.
:
Молодая гвардия
, 1989. — С. 217—228. — 254 с.
Кононов Ю. В.
, Макарова З.
Порфирий Иванов — победитель природы, учитель народов, бог земли
// Загадки звёздных островов. Кн. 6 / Сост. Ф. С. Алымов. —
М.
:
Молодая гвардия
, 1990. — С. 169—194. — 237 с.
Кононов Ю. В.
, Кононова З. Н.
Бог Земли. —
М.
: Русский духовный центр, 1993. — 176 с.
Коренева С. И.
Путь к истине. —
К.
, 2000. — 360 с.
содержит:
Орлин В.
(Воспоминания Якова о своем отце). — С. 44—52.
Орлин В.С.
«Детка» Порфирия Иванова. — научно-популярное издание. —
М.
:
Советский спорт
, 1991. — 48 с.
Надо жить научиться: Сборник трудов Учителя и об Учителе / Сост. А. А. Фуки. —
М.
:
Колос
, 1993. — 160 с.
Бог Природы: Сборник свидетельств очевидцев Учителя Иванова / Сост. А. А. Чирушкин. — Казань: Татполиграф, 2000. — 242 с.
Жизнь в единении с природой: Система естественного оздоровления Учителя Иванова / Сост. Т. А. Шаблонова, Н. А. Пичугина. —
Л.
: Оптималист, 1991. — 24 с.
/ Сост. Н. А. Пичугина. — Воронеж: Общественный институт человека НПО «Кодекс», 1991. — 900 с.
История Паршека / Сост. Н.А. Пичугина. — 2-е изд. В 2 т. — Самара: Кредо, 1994. — 542 (т. 1), 329 (т. 2) с.
Учитель Иванов. История Паршека: 100 лет со дня рождения / Ред. Н. А. Пичугина. — 3-е изд. —
М.
: Оникс, 1998. — 320 с.
Как человеку жить дальше: [Выдержки из тетрадей-дневников П.К. Иванова, воспоминания о нём] / Сост. Н. А. Пичугина, Ю. М. Панов. — Днепропетровск: Пороги, 1995. — 47 с.
Иванов Ю.Г.
Идея Жизни (серия: "Система Порфирия Иванова"). — М.-Луганск: Русская Правда, 2008. — 240 с.
Иванов Ю.Г.
Учитель и ученик (серия: "Система Порфирия Иванова"). — М.-Луганск: Русская Правда, 2009. — 320 с.
Патинов А.
//
Discovery
: журнал. — 2010. — Март (
№ 3 (15)
). —
С. 96—99 (в pdf—версии 98—101)
.
(англ.)
(
.
//
День и ночь
: литературный журнал. — 2011. — Май—июнь (
№ 3 (83)
). —
С. 38—43
.
// Теле-всё : газета. — 2009. — 18 марта (
№ 11 (15)
). —
С. 4
.
Прижизненные публикации
Агаджанян Н. А.
,
Резервы нашего организма. —
М.
:
Знание
, 1979. — С. 82—83. — 144 с.
(2-е изд., испр. и доп. — 1981, 1982 годов; 3-е изд., перераб. и доп. — 1990 года)
Не бойтесь холода!
(заметка № 7 в рубрике «Время искать и удивляться»)
//
Техника — молодёжи
: журнал. — 1979. —
№ 4
. —
С. 1
.
(тираж 1 700 000 экз.)
Власов С. М.
//
Огонёк
: журнал. — 1982. — 20 февраля (
№ 8 (2849)
). —
С. 30—31
.
(тираж 1 800 000 экз.) (
.
)
Катков А. Ю.
(канд. мед. наук)
.
Голод против холода? //
Химия и жизнь
: научно-популярный журнал
Академии наук СССР
. — 1978. —
№ 1
. —
С. 58
.
Рябов И. А.
Порфирий-целитель и другие
(
фельетон
)
//
Крокодил
: сатирический журнал. — 1958. — 28 февраля (
№ 6 (1512)
).
Также в книге:
Рябов И. А.
Очерки и фельетоны. —
М.
:
Правда
, 1958. — С. 426—432. — 484 с.
Художественная литература
Черкасов В.Г.
Сотвори добро: Роман
(один из персонажей)
. —
М.
:
Современник
, 1980. — С. 84, 162 и др. — 368 с.
Фильмы
(1987) — самый первый любительский 10-минутный фильм о П. К. Иванове. Смонтирован только из кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова. Широко демонстрировался в киноварианте по всей территории СССР.
(1991) —
Киевская киностудия научно-популярных фильмов
. Автор сценария В. Майкут, режиссёр В. Сегеда. Фильм создан по заказу Центра закаливания по системе П. К. Иванова «Родник» Киевского отделения Фонда милосердия и здоровья Украины.
(1993) —
Центрнаучфильм
. Режиссёры Неля Гульчук и Вадим Иванов, автор сценария Вадим Иванов. Продолжительность 90 мин. Фильм снят по заказу Общественного института человека.
(1997) — Центр природного оздоровления «Джерело», при техническом содействии Национальной кинематеки Украины «
Киевнаучфильм
» и киновидеоцентра
Союза кинематографистов Украины
. Автор идеи и режиссёр Георгий Давиденко.
(2006) — Проспект ТВ,
Первый канал
. Авторы: Ирина Иващенко, Ольга Терешкова. Режиссёр Георгий Ананов.
(2006) — «Студия-А» по заказу ФГУП ГТК «
Телеканал „Россия“
». Автор сценария Кирилл Дорошенко, режиссёр Алексей Квертов.