Термины и понятия аниме и манги
- 1 year ago
- 0
- 0
Фэндом аниме и манги — современная субкультура , состоящая из поклонников аниме и манги , японской мультипликации и японских комиксов соответственно.
Индустрия аниме и манги начала развиваться с 1950—1960 гг. и стала стремительно популярной как в Японии , так и за рубежом, и в это же время начала формироваться субкультура фанатов аниме и манги .
С дальнейшим ростом популярности аниме и манги наряду с ними появилась сопутствующая им продукция, включающая в себя статуэтки персонажей аниме и манги, т. н. «гараж-киты» (комплекты деталей из поливинилхлорида , которые необходимо собрать в фигурку и самостоятельно окрасить), а также различную печатную продукцию: книги и артбуки с изображениями персонажей, техническими описаниями произведений манги и аниме и т. д. В 1970—1980 гг. у фанатов аниме и манги появилась потребность не только в сопутствующей продукции, но и в создании вокруг себя особого пространства, посвящённого их увлечениям:
Стиль манги стал использоваться в оформлении интерьеров. Поклонники хотели не только читать любимые истории в виде комиксов и смотреть их по телевизору, но и каждый день жить в окружении персонажей. Поэтому основная задача подобного интерьера — воплощение фантазий отаку (поклонников аниме и манги), навеянных просмотром любимых лент»
Фэндом аниме и манги можно сравнить с любым другим фэндомом ( книг , фильмов или сериалов), однако у него есть ряд особенностей.
Во-первых, в фэндоме аниме и манги можно выделить следующие группы фанатов:
Во-вторых, уникальным аспектом японского фэндома манги являются додзинси — комиксы, создаваемые фанатами с использованием персонажей из манги или аниме. Фактически многие художники манги начали работать в кругу додзинси .
Косплей является особенностью фэндомов в целом, но зародился среди фанатов аниме и манги, и именно поэтому основным прототипом косплея обычно являются персонажи японской анимации и комиксов .
Также, так как подавляющая часть аниме и манги выпускается на японском языке , поклонники через произведения или посредством участия в мероприятиях и обсуждениях знакомятся с особенностями японской культуры и языка. В среде фанатов аниме и манги используется определенный жаргон, основанный на японском . Помимо этого, большая часть людей, изучающих японский, называют свой интерес к аниме основной мотивацией к изучению языка .
Многие произведения аниме и манги обретают известность по всему миру благодаря активной деятельности и интересу к ним со стороны фэндома. Иногда они даже способны повлиять на события и явления, не связанные с фэндомом; так, на Зимних Олимпийских играх 2018 года фигуристы из Японии исполнили номер, вдохновлённый одним из популярнейших аниме 2016 года Yuri on Ice .
Также члены фэндома вносят большой вклад в современную культуру, создавая собственные художественные работы, основанные на определённых аниме и манге или на присутствующих в них элементах. К таким художественным произведениям относятся:
Также фэндомы часто становятся центральным фокусом жизни поклонников того или иного произведения аниме или манги. С одной стороны, такое интенсивное сосредоточение естественно для любого сообщества, будь то церковь, школа или военная организация, но с другой стороны, оно может также способствовать замкнутости фанатов от внешнего мира, которая может сильно мешать социализации индивида . Похожей позиции придерживается Хаяо Миядзаки , культовая фигура в сфере японской анимации: он считает, что аниме страдает из-за того, что большинство людей в индустрии представляют собой «одержимых аниме отаку» .
Наоборот, сторонники фэндома аниме и манги считают, что он отражает новые мировоззренческие и художественные ориентиры, которые олицетворяют дух реальности постмодернизма .
Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: Очерки современной японской массовой культуры. — Восточная литература РАН, 2012. — С. 79-80, 247—250. — 356 с.