Interested Article - Слапиньш, Андрис

Андрис Слапиньш ( латыш. Andris Slapiņš ; 29 декабря 1949 , Рига 20 января 1991 , там же) — латвийский кинооператор и режиссёр-документалист.

Биография

Окончил операторский факультет ВГИКа с экспериментальной специализацией «кинооператор-журналист» (1976 год, мастерская ) с дипломной работой «Песни ливов», ставшей первым фильмом о ливском народе со времён Второй мировой войны .

С 1971 года работал на Рижской киностудии ассистентом оператора, затем оператором, с 1983 года — режиссёром документального кино. Участвовал в съёмках 18 документальных фильмов.

Лауреат Премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1983 год, фильм « Созвездие стрелков »). Дважды удостаивался премии «За лучшую режиссуру» на фестивалях кинодокументалистики: на Всесоюзном кинофестивале учебных фильмов в Ереване (1986 год, фильм «Кришьянис Баронс») и на Международном кинофестивале фильмов об искусстве и археологии в Брюсселе (1989 год, фильм «Письма из Латвии»).

20 января 1991 года, работая в составе съёмочной группы Юриса Подниекса , снимал беспорядки в центре Риги и был убит на месте в ходе перестрелки с участием Рижского ОМОНа (эти кадры позже вошли в фильм « Крестный путь »). Посмертно был удостоен специального приза «За мужество кинодокументалиста» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» (1991 год) и латвийского ордена Виестура.

Расследование гибели

Расследование событий 20 января 1991 года возле Бастионной горки за 30 лет так и не пришло к каким-либо однозначным выводам о том, кто спровоцировал стрельбу и почему операторы Звайгзне и Слапиньш были поражены пулями в спину, когда они вели съемку камерами, направленными в сторону МВД — то есть те, кто нанёс им ранения, находились на Бастионной горке, в тылу ОМОНа.

Поведение операторов Звайгзне и Слапиньша, стоявших в 150 метрах от здания МВД и поражённых прицельными выстрелами (Слапиньш прямо в сердце), говорит о том, что они не чувствовали угрозы со стороны Бастионной горки. Слапиньш вёл съемку, укрывшись за деревом толщиной в полтора метра, однако красный индикатор его включённой камеры хорошо был виден в темноте сзади. Его, видимо, и использовали стрелявшие .

20 января на пресс-конференции в Верховном совете Латвийской ССР их коллега и руководитель, режиссёр Юрис Подниекс намекнул на «третью силу», которую они застали в парке, предположив, что операторов убрали намеренно, чтобы скрыть информацию. Публицист в книге «Юрис Подниекс: легко ли быть идолом» предполагает, что «третьей силой» могли быть и национал-патриоты -- например, люди бывшего советского милиционера Бесхлебникова, в годы перестройки переименовавшегося в Майзниекса. «Бесхлебников-Майзниекс возглавлял в те годы национальные отряды самообороны, созданные как бы в противовес рижскому ОМОНу. Этим отрядам приписывали участие во многих громких событиях начала независимости, в том числе в перестрелке у Бастионной горки», — написала Фаст [ неавторитетный источник ] .

Награды

  • Орден Виестура 1-й степени ( 2010 , посмертно)
  • Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР ( 1983 )
  • Премия «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале учебных фильмов в Ереване ( 1986 )
  • Премия «За лучшую режиссуру» на Международном кинофестивале фильмов об искусстве и археологии в Брюсселе ( 1989 )

Память

Центр арктических исследований Национального музея естественной истории в Вашингтоне в 1991 году учредил Премию памяти Андриса Слапиньша за работу кинодокументалиста, посвящённую жизни и культуре малых народов; премия была присуждена 10 раз, в числе её лауреатов российский антрополог Андрей Головнёв (1994, за документальный фильм «Боги Ямала») .

Памятный знак на месте гибели Андриса Слапиньша

Альбом «In Memoriam Andris Slapins» (1996) записало латвийское фри-джазовое трио под руководством саксофониста и композитора Эгила Страуме , сотрудничавшего со Слапиньшем ещё при создании дипломного фильма «Песни ливов». Кроме того, пьесу памяти Слапиньша, погибшего вместе с ним оператора и режиссёра Подниекса написал композитор .

Памяти Слапиньша посвятил свой переход по маршруту Рига-Стокгольм на виндсёрфе известный латвийский виндсёрфер .

Фотографии Андриса Слапиньша вошли в состав экспозиции трёх фотографов латвийского происхождения «Арктика — наш кристальный мир», проведённой в московском Фотоцентре Посольством Латвийской Республики в Российской Федерации в 2008 году .

Дети Андриса Слапиньша, которых его жена Наталья увезла в Россию через несколько лет после гибели мужа, в 2014 году обратились к Латвии с ходатайством о сохранении двойного гражданства, что не разрешено законом ЛР. Кабинет министров мог разрешить это в порядке исключения, однако 3 ноября 2015 года отказал, базируясь на представлении министра внутренних дел Рихарда Козловского .

См. также

Примечания

  1. от 17 апреля 2010 на Wayback Machine // Lībiešu kultūras un valodas portāls (латыш.)
  2. Фаст, Татьяна Николаевна. . Открытый город . www.freecity.lv (10 декабря 2012). Дата обращения: 15 февраля 2020. 23 октября 2018 года.
  3. Дмитрий Ермолаев. . ИноСМИ.Ru (29 января 2016). Дата обращения: 30 сентября 2019. 30 сентября 2019 года.
  4. от 7 июня 2010 на Wayback Machine (англ.)
  5. : Mākslas doktora zinātniskā grāda disertācija — Rīga: Jāzepa Vītola Latvijas Mūzikas akadēmija, 2009. — s. 111. (латыш.)
  6. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Катера и яхты». — 1991.
  7. . Дата обращения: 23 июля 2011. 5 марта 2016 года.
  8. Ксения Колесникова. . rus.lsm.lv (5 февраля 2018). Дата обращения: 30 сентября 2019. 30 сентября 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Слапиньш, Андрис