Шёпф, Иоганн Давид
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Давид Пассаван , также Иоганн Давид Пассавант ( нем. Johann David Passavant , 18 сентября 1787, Франкфурт-на-Майне — 17 августа 1861, Франкфурт-на-Майне ) — немецкий живописец и историк искусства .
Иоганн Пассаван был сыном франкфуртского купца Иоганна Давида Пассавана (1756—1800) и его жены Катарины Элизабеты, урожденной Гогель. Как и его друг детства, будущий живописец немецкого романтизма Франц Пфорр , он интересовался живописью, но по просьбе отца учился коммерции. В 1809—1813 годах продолжал обучение во Франции, в Париже , где познакомился с выдающимися произведениями искусства, собранными в Музее Наполеона (название Лувра в 1803—1814 годах).
В 1813 году при финансовой поддержке барона Карла Фридриха фон Румора , известного любителя искусства, Иоганн Пассаван отправился в Италию. С 1813 по 1815 год он добровольно участвовал в наполеоновских войнах. В 1815—1817 годах он снова жил в Париже и до такой степени увлёкся живописью, что решил всецело посвятить себя этому искусству и поступил в ученики, сначала к Жаку Луи Давиду , а затем к Антуан-Жану Гро .
Осенью 1817 года он снова поехал в Рим, где сблизился с немецкими художниками-назарейцами : Фридрихом Овербеком , Петером фон Корнелиусом , Францем Пфорром , Юлиусом Шнорр фон Карольсфельдом , Фридрихом Вильгельмом фон Шадовым .
Пассаван и сам занимался живописью, но более сосредоточился на изучении истории искусства. Он был одним из первых, кто осознал выдающееся значение Джотто для развития мировой живописи. В 1820 году он опубликовал свою первую работу «Взгляды на изобразительное искусство и представление движения в Тоскане» (Ansichten über die bildenden Künste und Darstellung des Ganges der selben in Toscana).
По возвращении во Франкфурт в 1840 году Иоганн Давид Пассаван был назначен инспектором Штеделевского художественного института . Он продолжал заниматься изучением творчества мастеров позднего Средневековья, в особенности любимого им Джотто. Он посещал многие государственные и частные коллекции живописи. В 1839 году были опубликованы первые два тома его монографии «Рафаэль из Урбино и его отец Джованни Санти» (Raffael von Urbino und sein Vater Giovanni Santi). Третий том последовал в 1859 году. Издание включало приложение, состоящее из текстов документов и снабжённое комментированным каталогом произведений художника. Ж. Базен назвал эту публикацию «первой из подлинно научных искусствоведческих монографий в современном понимании» .
Пассаван сумел реконструировать экспозицию картин Штеделевского института и приобрести многие новые и ценные произведения, среди которых были Мадонна Лукка Яна ван Эйка и Флемальский алтарь Робера Кампена . Кроме того, он приобрел множество гравюр и рисунков, которые сделали графическую коллекцию Штеделя одной из самых значительных в Германии. Поэтому Иоганн Пассаван справедливо считается одним из основоположников современного музейного дела.
Его именем названа улица Пассавантштрассе в Заксенхаузене .