Марши
- 1 year ago
- 0
- 0
Три марша протеста от Сельмы до Монтгомери в 1965 году стали частью массового движения за избирательные права чернокожих американцев , которое в 1960-е годы охватило весь американский Юг , и способствовали принятию в том же году нового Закона об избирательных правах, что стало одним из самых главных успехов движения за гражданские права чернокожих в США . Активисты попытались провести марши из Сельмы до столицы штата Алабама Монтгомери вдоль 54-мильной (87-километровой) автомагистрали, соединявшей оба города, чтобы продемонстрировать стремление афроамериканцев реализовать своё конституционное право голосовать вопреки сегрегационистским ограничениям, подчёркивая тем самым расовую несправедливость.
Законодательные органы Южных штатов ещё в XIX веке приняли и в течение первой половины XX века поддерживали ряд дискриминационных требований и практик, которые фактически лишили гражданских прав большинство афроамериканцев на Юге. В 1963 году при участии Студенческого координационного комитета ненасильственных действий ( англ. The Student Nonviolent Coordinating Committee, SNCC ) была создана Лига избирателей округа Даллас ( англ. Dallas County Voters League, DCVL ), которая в том же году начала в Сельме кампанию по регистрации чернокожих избирателей.
Сопротивление, которое оказывали активистам-правозащитникам белые должностные лица, было труднопреодолимым, даже после того, как Закон о гражданских правах 1964 года прекратил официально правовую сегрегацию, и Лига предложила присоединиться к ней Мартину Лютеру Кингу-младшему и возглавляемой им Конференции христианских лидеров Юга . В январе 1965 года Конференция привезла в Сельму многих видных общественных деятелей и активистов движения в защиту гражданских прав. Начались местные и региональные протесты, в результате которых к концу февраля было арестовано 3000 человек. По словам , который в 1965—1969 годах занимал пост специального помощника президента США Линдона Б. Джонсона по внутренним делам, президент рассматривал Кинга как важного партнёра в принятии Закона об избирательных правах. Калифано, которому президент также поручил следить за финалом марша в Монтгомери, отметил, что Джонсон и Кинг 15 января говорили по телефону, чтобы спланировать стратегию привлечения внимания к несправедливости в использовании тестов грамотности и других барьеров, предназначенных не допускать чернокожих южан к голосованию и что Кинг 9 февраля сообщил президенту о своём решении использовать Сельму для борьбы.
26 февраля 1965 года активист и диакон-баптист Джимми Ли Джексон скончался после смертельного ранения, полученного им несколькими днями ранее. Роковой выстрел произвёл полицейский Джеймс Бонард Фаулер во время мирного похода в соседний Мэрион . После этого, член Студенческого координационного комитета ненасильственных действий Джеймс Бевел, который руководил кампанией за право голоса в Сельме, призвал к маршу от Сельмы до столицы штата Монтгомери.
Первый марш, организованный Бевелом, Амелией Бойнтон и другими активистами, состоялся 7 марта 1965 года. Полиция штата и помощники шерифа , вооружившись дубинками и слезоточивым газом , атаковали безоружных демонстрантов после того, как те, несмотря на запрет губернатора Уоллеса пересекли границу округа. Из примерно 500 демонстрантов по меньшей мере 50 человек получили ранения. Этот день вошёл в историю как «Кровавое воскресенье». Фотография Амелии Бойнтон, избитой полицией и лежащей без сознания на , СМИ обнародовали по всему миру.
Второй марш состоялся 10 марта. Для участия в нём в Сельму приехали многие сочувствующие со всей страны. Солдаты, полицейские и демонстранты столкнулись друг с другом на мосту, но когда солдаты отошли в сторону, чтобы пропустить их, Кинг повёл демонстрантов обратно в церковь. Он подчинялся федеральному судебному приказу, добиваясь для марширующих защиты от федерального суда. В ту же ночь группа белых насмерть забила белого активиста-правозащитника Джеймса Риба, унитаристского пастора из Бостона , который приехал в Сельму для участия во втором марше.
«Кровавое воскресенье» и смерть Риба вызвало национальный протест и акты гражданского неповиновения, направленные как против властей Алабамы, так и на федеральное правительство. Протестующие требовали защиты для участников марша в Сельме и нового федерального закона об избирательных правах, чтобы афроамериканцы могли зарегистрироваться и голосовать без притеснений. Президент Линдон Джонсон, чья администрация уже работала над новым законом о праве голосовать, 15 марта провела историческую совместную сессию Конгресса, показанную по национальному телевидению, с просьбой о представлении и принятии законопроекта. Помимо этого, президент Джонсон обязал защищать демонстрантов губернатора Уоллеса, ранее отказывавшегося делать это.
Третий марш начался 21 марта . Его участников защищали 1900 национальных гвардейцев штата Алабама под федеральным командованием и большое число агентов ФБР и федеральных маршалов . Марширующие шли в среднем по 10 миль (16 км) в день по Шоссе 80, известному в Алабаме как «Хайвей Джефферсона Дэвиса », названному в честь первого и последнего президента Конфедеративных Штатов Америки . 24 марта участники марша вошли в Монтгомери, а 25 марта завершили свою акцию у Капитолия штата Алабама. Учитывая тысячи присоединившимися к кампании, всего в третьем марше приняли участие около 25 000 человек.
6 августа 1965 года, пять месяцев спустя событий в Алабаме, президент Джонсон подписал Закон об избирательных правах 1965 года, который многими считается самой успешной частью законодательства о гражданских правах, когда-либо принимавшимся Конгрессом США.
Маршрут марша ныне увековечен и включён в число .