Interested Article - Портрет Ивана Ивановича Дибича
- 2021-08-11
- 1
«Портрет Ивана Ивановича Дибича» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца.
Картина представляет собой погрудный портрет генерал-лейтенанта барона Ивана Ивановича Дибича из состава Военной галереи Зимнего дворца .
С начала Отечественной войны 1812 года полковник Дибич занимал должность обер-квартирмейстера 1-го отдельного пехотного корпуса, за отличие в Первом сражении под Полоцком произведён в генерал-майоры , далее он отличился во Втором сражении под Полоцком , при Смолянах и на Березине . В декабре 1812 года подписал с прусским генералом Йорком Таурогенскую конвенцию , благодаря которой прусские войска объявлялись нейтральными, а сама Пруссия вскоре присоединилась к антинаполеоновской коалиции. В Заграничных походах 1813—1814 годов также был во многих сражениях, отличился в Кульмском бою , за Битву народов получил чин генерал-лейтенанта и его последним боевым отличием в Наполеоновских войнах было участие во взятии Парижа .
Изображён в генерал-адъютантском мундире, введённом в 1815 году, на эполетах вензель императора Александра I . Слева на груди генерал-адъютантский аксельбант ; на шее кресты ордена Св. Георгия 3-го класса, прусского ордена Пур ле мерит ; по борту мундира кресты австрийского ордена Леопольда и прусского ордена Красного орла 2-й степени; справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте , бронзовая дворянская медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте , крест австрийского Военного ордена Марии Терезии 3-й степени, звёзды орденов Св. Александра Невского и Св. Владимира 1-й степени, Кульмский крест . Подпись на раме: Барон И. И. Дибичъ 2й, Генералъ Лейтенантъ .
Несмотря на то, что 7 августа 1820 года Комитетом Главного штаба по аттестации барон Дибич был включён в список «генералов, служба которых не принадлежит до рассмотрения Комитета», решение о написании его портрета было принято ранее, поскольку гонорар Доу был выплачен 24 марта и 30 июня 1820 года. Готовый портрет был принят в Эрмитаж 7 сентября 1825 года. Поскольку 12 октября 1821 года Дибич был награждён орденом Св. Владимира 1-й степени, который имеется на портрете, то галерейный портрет был выполнен после этой даты .
Советский историк и искусствовед В. М. Глинка отмечал, что «портрет Дибича в галерее передаёт его наружность в крайне смягчённом и приукрашенном виде» .
В 1823 году в Лондоне фирмой Messrs Colnaghi по заказу петербургского книготорговца С. Флорана была напечатана датированная гравюра Томаса Райта , снятая с галерейного портрета; в следующем году был выпущен новый тираж этой гравюры с указанием даты 1 мая 1824 года . Один из сохранившихся отпечатков гравюры варианта 1824 года также имеется в собрании Эрмитажа (китайская бумага, гравюра пунктиром, 66,5 × 49,7 см, инвентарный № ЭРГ-266) . А. А. Подмазо ошибочно счёл, что на этой гравюре изображён крест ордена Св. Владимира 2-й степени (в действительности на гравюре этого креста нет); а поскольку гонорар Доу был выплачен в 1820 году, то он сделал вывод, что существовал более ранний по отношению к галерейному вариант портрета, современное местонахождение которого неизвестно .
В фондах музея-заповедника Царское село хранится портрет Дибича, полностью композиционно повторяющий портрет из Военной галереи и приписываемый Доу. Дибич на нём изображён с орденом Св. Георгия 2-го класса, которым он был награждён 9 июня 1829 года. Однако сам Доу в мае того года уехал в Варшаву , а оттуда в Лондон , где осенью скончался и, соответственно, написать этот портрет не мог. А. А. Подмазо высказал предположение, что портрет этот был написан либо бывшим помощником Доу В. А. Голике , либо его зятем Томасом Райтом .
Этот портрет (равно как и галерейный) послужил прототипом для множества существенно отличающихся между собой гравюр, частично они описаны Д. А. Ровинским , причём Ровинский не знал о существовании царскосельского портрета и все эти гравюры считал снятыми на основании галерейного варианта . Например, на одной из гравюр Дибич изображён в генеральском вицмундире со знаками ордена Св. Георгия 1-го класса (награждён 12 сентября 1829 года), звездой ордена Св. Андрея Первозванного (награждён 28 августа 1828 года) и без аксельбанта и императорского вензеля на эполетах; раскрашенный акварелью вариант гравюры имеется в собрании Эрмитажа (бумага, гравюра пунктиром, акварель, 56 × 39,7 см, инвентарный № ЭРГ 274) .
На другой гравюре Дибич изображён с чрезплечной Георгиевской лентой и в общегенеральском мундире образца 1814—1817 годов, без аксельбанта и императорского вензеля на эполетах. Эта гравюра также имеется в собрании Эрмитажа (бумага, гравюра резцом и пунктиром, 49,5 × 36,3 см, инвентарный № ЭРГ-269) .
В собрании музея-панорамы «Бородинская битва» есть третий вариант гравюры, приписываемый Томасу Райту (со знаком вопроса) и вероятно исполненный в Лондоне . Этот вариант раскрашен: здесь Дибич изображён по пояс в общегенеральском мундире, но с генерал-адъютантским аксельбантом и вензелем Александра I на эполетах; через плечо переброшена Андреевская лента , из-под которой виднеется Георгиевская лента, на лентах сбоку на поясе кресты орденов Св. Георгия 1-го класса и Св. Владимира 1-й степени (бумага, гравюра неизвестной техники, 26 × 20,5 см, инвентарный № Г-170) .
Существуют и другие гравированные варианты галерейного и царскосельского портретов Дибича в исполнении разных художников.
-
Гравюра Т. Райта из Эрмитажа
-
Гравюра Т. Райта из Бородинской панорамы
-
Гравюра с чрезплечной Георгиевской лентой
-
Раскрашенная гравюра из Эрмитажа. Дибич изображён в вицмундире (без шитья на воротнике)
Примечания
- Дата обращения: 20 июня 2019. 14 ноября 2018 года.
- , с. 381.
- , с. 288.
- ↑ , с. 241.
- , с. 155.
- , стб. 675, № 1.
- , стб. 675—677, № 2—18.
- . Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
Литература
- Глинка В. М. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л. : Лениздат, 1988. — 238 с.
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
- Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
- Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Издание с 700 фототипными портретами. — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1886. — Т. I: А—Д.
- // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 381 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
- 2021-08-11
- 1