Трубецкая, Анастасия Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Анастасия Ивановна ( не позднее 1353 — не ранее 1371 ) — дочь рязанского князя Ивана Александровича (†1351), единственная известная сестра великого князя рязанского Олега Ивановича .
В Государевом родословце записано, что отцом великого князя Олега Ивановича был князь Иван Иванович Коротопол , и на этом основании долгое время его считали и отцом кнж. Анастасии Ивановны Рязанской. Эта неверная информация ставится ещё иногда в ряде генеалогических публикаций. Однако ещё в 1850-х историком Д.И.Иловайским было доказано, что на самом деле их отец — именно рязанский князь Иван Александрович , и все университетские публикации о генеалогии Рюриковичей (например, «Рюриковичи: история и генеалогия» историка Е.В.Пчелова ) сегодня согласны с этим.
Этот вариант тем более правдоподобен, что при первом варианте, если она была дочерью Ивана Коротопола ( умершего в 1343 году ) — то в год своего брака ( 1371 год ) Анастасии было как минимум 28 лет от роду, что для тех времён чересчур много для замужества
Д.И. Иловайский , работая над жалованными грамотами , обратил внимание на интересную деталь, что сам великий князь Олег Иванович своим отцом называет не Иван Ивановича Коротопола, а Ивана Александровича († до 22 июня 1353, когда впервые Олег Иванович в летописи называется великим князем рязанским по малолетству) . В жалованной грамоте великого князя Олега Ивановича Ольгову монастырю начинается словами: “Милосердием божья я молитвою отца своего князя великого Ивана Александровича и благословления епископа Рязанского и Муромского яз, князь великий Олег Иванович…”.
Князья Иван Иванович Коротопол и Иван Александрович принадлежат к одной рязанской ветви Рюриковичей , были рязанскими и пронскими князьями и являлись двоюродными братьями. Первый убил второго, и тем более шокирующим фактом можно считать то, что московские летописцы приняли затем ошибочно за отца великого князя Олега Ивановича и его сестры не настоящего отца, а убийцу их деда.
Великий князь Олег Иванович восходит на престол в 12/14 лет и годы правления (1353 – 1402) великого князя Олега Ивановича стали годами наивысшего подъёма, расцвета и славы Великого Рязано-Муромского княжества, за все четыре столетия его самостоятельного существования.
Княжна Анастасия Ивановна — сестра князя Олега Ивановича. Будучи выданной замуж в (1372) (не моложе 19 лет) своим братом великим князем рязанским Олегом Ивановичем , за ордынского мурзу Салахмира , принесла мужу в приданое: Венёв , Ростовец, Верхдерев , Михайлово поле и Безпутский стан. Салахмир принял крещение с именем Ивана Мирославича и стал рязанским боярином и ближайшим советником своего тестя. Данные упоминания имеются в росписи родословной Апраксиных: “ В лето 6879го (1371) году в дни великого кнзя Московского Дмитрея Ивановича Донского в Резанское княжество великого кнзя Олга Ивановича Резанского выехал из Болшие Орды на Резань муж честен именем Солохмир Мирославович и великий кнзь Олг Иванович Резанский приняв ево с честию крестил в православную веру а во крещении дано имя ему Иоан и уведая ево Солохмира он кнзь великий по выезду мужна чтна дал за него сестру свою родную великую кнжну Настасию Ивановну… .” . Опираясь на историческое исследование управляющего Архивом Д.В. Цветаева и академика А.И. Соболевскаго , древнейшего документа Московского архива Министерства юстиции: “ Жалованная грамота Олега Рязанского ” и опубликованным трудом (1913), историки-исследователи утверждают, что данная жалованная грамота Ольгову монастырю была начата (1371) и окончена вторым писцом (1372). В данной грамоте Иоанн Мирославович упоминается зятем великого князя Олега Ивановича в тексте (1372), что указывает на год свадьбы (1372). Данная уверенность основана на копии исторического документа: Жалованная данная, льготная и несудимая грамота рязанского великого князя Олега Ивановича игумену Солотчинского монастыря Феодору на селище Федорково в Рязанском княжестве , где есть упоминание: Список с списка подлинныя грамоты слово в слово . “ Яз, князь великий Олг Иванович, поговоря з зятем своим с Ываном Мирославовичем, продоли есми святей Богородице на Солотшу игумену Федору Федорково селище….” . Современными криминалистами было проведено исследование (1954) почерков написания данной грамоты и позже проведена экспертиза почерков с помощью новейшей техники того времени (1963). Оба экспертных заключений подтвердили вывод Д.В. Цветаева и академика А.И. Соболевскаго . Опираясь на данный факт, можно утверждать, что обряд крещения мурзы Салахмира был проведён (1372) до его венчания. Принять православную веру — обязательное условие русских князей для согласия на брак, что можно встретить во многих исторических документах.
По родословцам , у рязанского боярина Иоанна Мирославовича и Анастасии Ивановны известен только один сын (по Д. И. Иловайскому):
От брака известны 4 сына (внуки боярыни, княжны Анастасии Ивановны):
Историки, изучающие генеалогию , задались вопросом: а был ли Григорий Иванович единственным сыном? Был подготовлен исторический труд: “ Род Крюковых” , ведущих своё начало от мурзы Салахмира (1915). Родословная была составлена историком А.Ф. Шидловским и отправлена на правки историку, почётному члену Московского историко-родословного общества В.И. Чернопятову , долгие годы занимавшийся генеалогией дворянских родов , с просьбой дополнить труд и исправить по документам Тульского архива. Основываясь на историческом труде “ Род Крюковых”, изданном книгой в г. Москва (1915), где описано 18 колен рода (за 350 лет) с биографическими данными, а также предоставлены сведения о Крюковых, не вошедших в роспись, В.И. Чернопятов утверждает, что у Иоанна Мирославовича и Анастасии Ивановны было три сына: Иван Иванович, Григорий Иванович (Салахмиров) и Михаил Иванович.