Христос и грешница (картина Поленова)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хри́стос Кару́зос ( греч. Χρήστος Καρούζος ; 14 января 1900 , Амфиса , ном Фокида , Греция — 30 июля 1967 , Афины ) — видный греческий археолог и переводчик 20 века , академик.
Родился в 1900 году в городе Амфисса, ном Фокида , Средняя Греция, где провёл свои детские годы и окончил гимназию. В 1916 году в шестнадцатилетнем возрасте поступил на Философский факультет Афинского университета , где изучал философию и археологию.
Ещё будучи студентом, в 1919 году был принят на работу в Археологическую службу. Диплом получил в 1921 году . В 1928−1930 гг. продолжил учёбу в Мюнхене и Берлине , где учился у таких известных историков искусств как В. Пиндер и .
В 1925 году получил должность хранителя древностей, последовательно в археологических регионах Средняя Греция, Аттика , Фессалия , Спарта , Киклады и, позже, генерального хранителя Археологической службы.
В 1930 году Карузос издал свою первую работу — «Посейдон Артемисиона», посвящённую одноимённой бронзовой статуе. Эта публикация сделала его известным в международных археологических кругах.
Имея философское и историческое образование и владея немецким языком, Карузос перевёл на греческий ряд исторических и философских работ, включая «Марксизм и философия» писателя Karl Kors (1927) и первую часть «Анти-Дюринга» Фридриха Энгельса под заголовком «Философия» (1928), подписываясь псевдонимом Христос Кастритис.
Среди переведённых Карузосом авторов Κ. Krumbacher, «Византийская литература» (1927), W. Kranz, «Новый гуманизм в Германии» (1928) и Κ. Schoeder, «Метафизика истории» (1928).
В целях безопасности Карузос далее пользовался псевдонимом Христос Логарис в труде «Издание софиста» и томе воспоминаний Димитриса Глиноса (1946 года), что, однако, не защитило его жизнь и карьеру от нападок и преследований, которым подвергались все его идейные соратники .
В годы тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции 27 хранителей древностей Археологической службы, возглавляемые Христосом Карузосом и византинологом (впоследствии директором Национальной галереи) Мариносом Каллигасом, с опасностью для собственной жизни, совершили титанический труд по скрытию древностей от оккупантов. Хранители древностей были вынуждены разрушить свои собственный труд десятилетий, рассеивая и закапывая экспозиции музеев в крипты церквей и пещеры.
Национальный археологический музей (Афины) не имел много альтернатив: его экспозиции, под руководством Карузоса, были закопаны в залах музея и никто из многочисленных участников этой операции не выдал эту информацию оккупантам. Основные греческие музеи в годы оккупации остались практически без своих главных экспонатов .
Однако, за отсутствием достаточного времени и необъятностью памятников и древностей, сотни периферийных музеев, археологических площадок, церквей и монастырей стали объектом грабежа. После войны Карузос и Каллигас, вместе с другими археологами, организованными в ЭАМ (Национально-освободительный фронт), подготовили доклад с детальными списками древностей, похищенных оккупантами . Доклад в 166 страниц был опубликован в 1946 году и разделялся на главы «Хищения», «Несанкционированные раскопки», « Разрушения». Каждая из глав имела подразделения, касающиеся соответственно немецких, итальянских и болгарских оккупантов.
Основная часть доклада касается Германии. Но, хотя доклад часто подкреплён именами и даже адресами грабителей и получателей награбленного, ни одно из послевоенных греческих правительств, ссылаясь на отсутствие информации, не выступило с официальным иском к союзной (сначала в НАТО, а затем в Европейском союзе) Германии, и вопрос возвращения награбленных древностей завис, вместе с вопросами невыплаченных до сих пор Германией репараций за разрушения и возвращения насильственного оккупационного займа Банком Германии .
После освобождения, в 1945 году, Карузос приступил к реорганизации экспозиции музея. Эту работу он закончил в 1964 году .
Одновременно Карузос производил раскопки в разных регионах Греции. Карузос был одним из учредителей греческого отделения Международного союза критиков искусств . Его статьи, как критика, характеризовали «свет и просвещение и ни в коей мере не схоластическая археология» .
Вместе с другими греческими интеллигентами Карузос встал на защиту выставки греческого художника Стериса против нападок дирекции Национальной галереи ), и «18 критических статей вокруг одной выставки», стали «манифестом изобразительного модернизма в Греции» .
Карузос был одной из фигур, повлиявших на духовную жизнь страны . За его вклад он был награждён разными почётными отличиями.
Карузос был провозглашён почётным профессором университета города Базель , Швейцария. В 1955 году Карузос был избран членом Баварской академии наук и Афинской академии, с которой, однако, сразу же столкнулся в вопросе реформы в образовании . Карузос был награждён греческим орденом Орден Феникса (Греция) , и был членом археологических институтов Берлина и Вены.
Карузос ещё со студенческих лет связал свою жизнь с Семни Карузу (Папаспириди), на которой женился в 1931 году . Семни была одной из двух первых женщин, поступивших в археологическую службу в 1921 году и прослуживших там до 1964 года . Вместе с Христосом Карузосом ей принадлежит заслуга в послевоенной реорганизации Археологического музея Афин, «чего было бы достаточно для упоминания их имён» .
До 1984 года Семни опубликовала 120 работ в греческих и иностранных археологических изданиях, из которых 18 были изданы отдельными томами. Особенно значительным был её вклад в изучении греческой амфоры . Семни стала почётным профессором Аристотелева университета города Фессалоники университетов городов Тюбинген и Лион , почётным членом 3-х академий (Британской, Гётингена, Катании) и почётным членом многих археологических обществ Европы и Америки .