Дэшнер, Джеймс
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеймс Кваст ( нидерл. James Kwast ; 23 ноября 1852 , , Гелдерланд — 31 октября 1927 , Берлин ) — немецкий пианист , композитор и музыкальный педагог нидерландского происхождения. Двоюродный брат Альберта Кваста .
Родился в семье деревенского органиста Яна Кваста (1822—1887), представитель третьего поколения музыкальной династии: его дед, Якоб Кваст (1784—1866), с 1810 года работал школьным учителем и органистом в деревне (ныне в составе коммуны Медемблик ), где создал из местных крестьян высокого уровня смешанный хор, просуществовавший до середины XX века и носивший его имя; именем Якоба Кваста названа улица в Вогнуме .
Начал учиться музыке у своего отца, продолжил занятия в Дордрехте у Фердинанда Бёме . Затем учился в Лейпцигской консерватории у Карла Райнеке и Эрнста Фридриха Эдуарда Рихтера , в берлинской Новой Академии музыки у Теодора Куллака и Рихарда Вюрста и в Брюссельской консерватории у Франсуа Огюста Геварта и Луи Брассена .
В 1874—1883 годах преподавал фортепиано в Кёльнской консерватории , женился на дочери её руководителя Фердинанда Хиллера , актрисе Антонии Хиллер (1850—1931; в дальнейшем этот брак распался). В 1883—1897 гг. профессор во франкфуртской Консерватории Хоха . Одновременно с 1887 года был участником Франкфуртского трио вместе с Вилли Хессом и Хуго Беккером . В 1897—1899 гг. профессор Московской консерватории : по приглашению её директора Василия Сафонова , учившегося, как и Кваст, у Луи Брассена и высоко ценившего его школу, занял место умершего Павла Пабста (впрочем, первую попытку пригласить Кваста в Москву предпринял ещё в 1881 году тогдашний директор Московской консерватории Николай Губерт ). В Москве выступал и как солист, в том числе с исполнением собственного фортепианного концерта; музыкальный критик Иван Липаев высоко оценил мастерство исполнителя, однако музыку Кваста нашёл бессодержательной .
Из Москвы вернулся во Франкфурт и возобновил работу в Консерватории Хоха и выступления в составе фортепианного трио (теперь вместе с Адольфом Ребнером и Иоганнесом Хегаром ). Cреди его учеников оказалась талантливая пианистка Фрида Ходапп , с которой у профессора возник роман, завершившийся свадьбой. Из-за этого Кваст вынужден был в 1902 году оставить консерваторию и город, ряд учеников (в том числе Отто Клемперер ) последовали за ним . В 1903—1906 годах Кваст преподавал в Консерватории Шарвенки в Берлине, после 1906 года — в Консерватории Штерна там же. Важнейшие из его учеников — Ханс Пфицнер (позднее женившийся на дочери Кваста от первого брака), Вальтер Браунфельс , Перси Грейнджер , Ильзе Фромм-Михаэльс . До конца жизни Кваст продолжал концертировать, в том числе в дуэте с женой; по их заказу и с посвящением им Ферруччо Бузони выполнил в 1922 году редакцию своей Контрапунктической фантазии для двух фортепиано , супруги также выступали важнейшими популяризаторами музыки Макса Регера .
Помимо фортепианного концерта, написал фортепианное трио, ряд сольных сочинений для своего инструмента, оркестровую увертюру.