«Неявные воздействия»
— российский
спектакль
, поставленный
Всеволодом Лисовским
в московском театре «
Театр.doc
»
. Премьера спектакля состоялась
26 июня
2016 года
.
По мнению арт-обозревателя журнала
Interview
, спектакль являлся самым любопытным театральным экспериментом лета 2016 года
. Газета «
Ведомости
» назвала спектакль «самым радикальным театральным проектом московского сезона»
. Обозреватель портала
batenka.ru
назвал этот спектакль самой «панковской» постановкой «Театра.doc»
.
О спектакле
-
Тексты —
И. Кант
,
М. Дурненков
,
Т. Манн
,
С. Давыдов
,
У. Фолкнер
,
Е. Гремина
,
Ж.-П. Сартр
, М. Крапивина,
Т. Тцара
, К. Уварова,
Г. В. Ф. Гегель
, К. Толмазин,
Б. Спиноза
,
Э. Асадов
,
Платон
,
Р. Рождественский
,
Г. Майринк
,
В. Гейзенберг
,
В. Сорокин
,
маркиз де Сад
,
А. Платонов
,
Г. Аполлинер
и другие авторы.
-
Режиссёр —
Всеволод Лисовский
.
-
Актёры —
, Дарья Демидова, Марина Ганах,
Марина Карлышева
, Алина Пономарева,
, Ульяна Васькович, Сергей Фишер,
,
Василий Березин
, Алексей Кокорин.
-
Хореограф —
Евгения Миляева
.
Жанровая принадлежность спектакля наиболее близка к понятию «спектакль-променад». Сам режиссёр
Всеволод Лисовский
определяет жанр как «вождение обезьяны»
. Театральный обозреватель газеты «
Коммерсантъ
» отнёс «Неявные воздействия» к жанру
иммерсивный театр
.
«Неявные воздействия» — это спектакль, действие которого разворачивается в различных городских локациях
. Станции метро, кабинки общественных уборных, площади и частные квартиры, торговые центры и заброшенные здания. Актеры и зрители в этом путешествии взаимодействуют на равных, превращаясь в полноценных соавторов режиссёра
.
Зрители и актёры перемещаются по городу, следуя по постоянно изменяющемуся маршруту за режиссёром спектакля
Всеволодом Лисовским
, несущим флаг с изображением
трубкозуба
. Этот флаг с трубкозубом стал символом спектакля «Неявные воздействия»
.
Всеволод Лисовский поясняет: «Маршрут каждый раз будет разный, в формировании его самое деятельное участие будут принимать зрители. Если „точка старта“ известна, то „точка финиша“ каждый раз будет неожиданной как для зрителей так и для актёров. Актёры будут вооружены знанием определённого количества текстов и пониманием того, что в определённый момент от них могут потребовать исполнения определённого этюда, но дальше этого их осведомлённость не идёт. И ничья не идёт. Порядок и форма исполнения номеров будут определяться спонтанно, опять же при самом активном участии зрителей. Хотя в контексте этого путешествия разделение „актёр—зритель“ утрачивает значение. Правильнее говорить „участники“. Формы участия будет три. „Участники знающие текст“, „участники знающие, что присутствуют на чём-то типа спектакля“ и „участники, которые вообще ничего не понимают“. В последнюю категорию входят прохожие, пассажиры общественного транспорта, сотрудники бизнес-центров, посетители торгово-развлекательных центров, сотрудники полиции и ЧОПов и вообще все, кому не посчастливилось попасться нам на пути».
Несмотря на то, что уличные спектакли-променады носят сезонный характер и ориентированы на тёплое время года, комиссар «Театра.doc» Всеволод Лисовский вместе с актерами провёл несколько «Неявных воздействий» по зимней Москве
.
В январе 2016 года состоялись показы спектакля «Неявные воздействия» в
Санкт-Петербурге
в Центре МАРС в рамках фестиваля «ГЛОБУС 2.0», который собрал на одной площадке такие коллективы как «
Театр Post
», «Театр 101», «Организмы», «Театр Особняк», проект фестиваля «
Точка доступа
», проект перформанс-платформы
Уральской Индустриальной Биеннале
и других
. Во время одного из представлений полиция Санкт-Петербурга задержала режиссёра «Театра.doc»
Всеволода Лисовского
и актрису Людмилу Корниенко, восприняв как реальные угрозы самоубийства монолог актрисы на балконе
Гостиного двора
.
Цитаты
-
«Проект — эксперимент для смелых людей, которые готовы узнать новое о себе и о мире вокруг, попасть в непривычную обстановку и взять на себя ответственность за происходящее. Мы, так или иначе, неявное воздействуем друг на друга и на мир в целом. Мы хотим серьезно погрузиться в исследование этой темы и вовлечь зрителей в творческий процесс» —
Всеволод Лисовский
, 2016
.
-
«Московский спектакль „Неявные воздействия“ изначально задумывался как зальный, но все начало разрастаться, и мы вышли в город. Там штука вот в чем. Обычно театр поделен на зал и сцену. Сцена — это место, где вырабатывается месседж и тем или иным способом транслируется в зал. А в „Неявных воздействиях“ главное, что месседж не транслируется, он должен формироваться у каждого из зрителей. Это такая обоюдная эксплуатация. Тут месседжа нет, последовательность действий, высказываний и даже сам маршрут перемещений — случайность. За счет этого каждый из зрителей в результате получает что-то свое»
—
Всеволод Лисовский
, 2016
.
-
«Всеволод Лисовский, режиссёр-комиссар Театра. Doc, пять лет делает неявные спектакли. Это новость почти не осознанна театральным сообществом. Зачем делать театр, где не играют, не-театр? До Лисовского, как ни странно звучит, не-театром занимался Антонен Арто. Про „театр жестокости“ ясно одно — если умеючи вставить в театральную рамку историю любого человека, оно и выйдет жестоко. Найти себя, как говорит Клим, жесточайшая работа, а любое честное прикосновение к реальности может вызвать шок»
—
Дмитрий Лисин, 2016
.
-
«Сегодня любой художественный радикализм — часть традиции, которая, как и дух, веет, где хочет. И анархический азарт „Неявных воздействий“ отчасти воскрешает принципы ситуационистского „дрейфа“ — одной из самых летучих, странных и вдохновляющих практик современного искусства» —
Олег Зинцов, 2016
.
-
«Я вообще не люблю променады. Не люблю „Неявные воздействия“, мне кажется, что сама форма променад-театра — неудавшийся эксперимент. Но все равно участвую, не знаю почему. Сева убедил, сказал, что это опыт психогеографии по
Ги Дебору
. Не знаю, как Севе это удается каждый раз — просто обманывать толпы людей. (Смеётся.) Кто-то в каком-то комментарии в фейсбуке написал: „С кем вообще он общается, кому адресованы эти спектакли?“ Я недавно понял. Его спектакли адресованы инопланетянам. В этом, по-моему, и заключается его сила»
—
Василий Березин, 2017
.
Примечания
-
↑
Крижевский А.
от 11 октября 2016 на
Wayback Machine
// www.teatrall.ru. — 2016. — 22 июня.
-
↑
Витвицкая Н.
от 16 сентября 2016 на
Wayback Machine
// www.interviewrussia.ru. — 2016. — 19 июля.
-
Собств. инф.
от 15 сентября 2016 на
Wayback Machine
// musecube.org. — 2016.— 18 июня.
-
Собств. корр.
от 10 января 2017 на
Wayback Machine
// Эксперт Татарстан. — 2016. — 23 ноября.
-
Зинцов О.
от 5 декабря 2016 на
Wayback Machine
// Ведомости. — 2016. — 4 дек.
-
Вирова М.
{
от 9 мая 2017 на
Wayback Machine
Оживающий театр} // batenka.ru. — 2017. — 3 марта.
-
Каменская А.
от 9 января 2017 на
Wayback Machine
// Коммерсантъ. — 2016. — 14 дек.
-
↑
Собств. инф.
Выходные в Москве: От первого Кибатлона до фестиваля Life Picnic // hgorodskoyportal.ru. — 2016. — 14 авг.
-
Крижевский А.
от 17 сентября 2016 на
Wayback Machine
// www.gazeta.ru. — 2016. — 14 сент.
-
Митина Л.
от 9 января 2017 на
Wayback Machine
// life.ru. — 2016. — 22 ноября.
-
↑
Фетисова М.
Неявные воздействия // www.afisha.ru. — 2016. — 1 авг.
-
Шимадина М.
от 10 января 2017 на
Wayback Machine
// www.teatral-online.ru. — 2016. — 19 дек.
-
Собств. корр.
от 10 января 2017 на
Wayback Machine
// РИА Новости. — 2016. — 26 дек.
-
Олещенко Ю.
от 14 января 2017 на
Wayback Machine
// НТВ. — 2017. — 13 янв.
-
Ливси Е.
от 16 января 2017 на
Wayback Machine
// Комсомольская правда. — 2017. — 14 янв.
-
Собств. корр.
от 14 января 2017 на
Wayback Machine
// РИА Новости. — 2017. — 14 янв.
-
Собств. корр.
[Полиция прервала спектакль Театра.doc из-за реалистичной сцены самоубийства героини] // Новая газета. — 2017. — 14 янв.
-
Калиниченко К.
от 30 июля 2017 на
Wayback Machine
// cityreporter.ru. — 2016. — 28 ноября.
-
Лисин Д.
от 28 сентября 2016 на
Wayback Machine
// syg.ma. — 2016. — 12 июля.
-
Киселев А.
от 4 мая 2017 на
Wayback Machine
// daily.afisha.ru. — 2017. — 5 апр.
Ссылки