Обертас, Юлия Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Юлия Николаевна Садыкова ( 1877 , Мосальский уезд , Калужская губерния — 24 января 1932 , Ленинград ) — русская и советская учёная-медик, педиатр . Одна из основоположников Ленинградской школы детских врачей.
Преподаватель Ленинградского Государственного института для усовершенствования врачей , доцент, заведующая клиникой для грудных детей Ленинградского научно-практического Института охраны материнства и младенчества .
Член Российской партии конституционных демократов . Принадлежит старинному дворянскому роду Садыковых .
Родилась в родовом имении потомственного дворянина, землевладельца, члена Земского собрания Мосальского уезда Калужской губернии, губернского гласного , коллежского советника Николая Петровича Садыкова и его жены Марии Алексеевны . В конце восьмидесятых годов семья перебралась в Санкт-Петербург , куда Н. П. Садыков был приглашён секретарём правления Санкт-Петербургского городского кредитного общества . Первые годы проживали на Шпалерной улице . По неподтвержденным сведениям, здесь недалеко, на Надеждинской улице Юлия Садыкова окончила частную женскую гимназию княгини А. А. Оболенской , после чего, по данным академика М. С. Маслова , училась на высших женских Бестужевских курсах . С 1898 года после окончания курсов в течение нескольких лет занималась педагогической деятельностью.
В 1906 году Юлия Николаевна поступила в Женский медицинский институт (ЖМИ), где заметно отличалась своими способностями. Уже на младших курсах она увлеклась педиатрией. Её первыми педагогами в выбранной специальности стали преподаватели кафедры детских болезней ЖМИ, популярные столичные врачи: профессор Д. А. Соколов , приват-доцент И. А. Шабад и ассистент В. О. Мочан . Однокурсницей Ю. Н. Садыковой оказалась известная в будущем педиатр, директор научно-практического Института охраны материнства и младенчества (НПИ ОММ), а позже ректор Ленинградского педиатрического медицинского института (ЛПМИ) Юлия Ароновна Менделева .
С окончанием в 1911 году института и получения звания лекаря Ю. Н. Садыкова была принята врачом в приют для грудных и малолетних детей им. Д. Н. Замятина Императорского человеколюбивого общества . В приюте, который возглавлял авторитетный петербургский врач Н. К. Вяжлинский , помимо прочего, был организован приём приходящих больных. Находился он за чертой города, поблизости от железнодорожной станции Удельная на Ивановской ул., д. 9 . Ежедневно на дорогу приходилось тратить несколько часов, но такая работа позволила Юлии Николаевне приобрести бесценный клинический опыт. Одновременно у себя дома в Виленском пер. она открыла частный кабинет для приёма больных детей.
В 1913 году по рекомендации профессора Д. А. Соколова Юлия Николаевна была принята врачом-ассистентом в Городскую детскую больницу «В память священного коронования Их Императорских Величеств» . Она была открыта на Выборгской стороне всего восемью годами раньше и считалась в те годы самой большой и самой оснащённой в столице. Сначала больницей руководил сам профессор Д. А. Соколов, но к 1913 году её возглавлял его преемник доктор медицины А. Д. Зотов .
После Октябрьской социалистической революции Ю. Н. Садыкова продолжила работу уже качестве ординатора. Это совпало с изменением профиля больницы, которая в 1918 году стала называться Выборгской заразной детской больницей. Кроме того, в 1921 году Юлия Николаевна была избрана ассистентом кафедры детских болезней Петроградского Государственного института усовершенствования врачей .
В 1922 году в судьбе Юлии Николаевны произошли существенные изменения. Будучи функционером по сути, запрещённой в декабре 1917 года партии кадетов и одновременно участвуя в работе Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова , которое на своём съезде 22 ноября 1917 года открыто осудило большевистский переворот, Ю. Н. Садыкова давно подозревалась в нелояльности к новой власти.
Развязка наступила на 2-м Всероссийском съезде врачебных секций и секции врачей Всемедикосантруда в мае 1922 года. Тогда в числе многих Юлия Николаевна выступила с острой критикой в адрес Наркомздрава. По доносу разгневанного наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко началась кампания по массовому изгнанию интеллигенции , которая коснулась и Ю. Н. Садыковой. Она была арестована 16 августа 1922 года. В ходе следствия один из свидетелей показал: «Она определённая кадетка, злостная, открыто, умно и злобно выступает на врачебных собраниях…» . 29 августа Юлию Николаевну приговорили к двум годам ссылки в Киркрай , где использовали по специальности. Главной заботой Юлии Николаевны в Киргизии стала борьба со вспышкой малярии . За успехи на этом поприще, уже через полгода (в феврале 1923 года ) ссылка была заменена на поднадзорное проживание в Самаре, где Юлия Николаевна оставшийся срок продолжала работать врачом .
В конце 1924 года Ю. Н. Садыкова вернулась в Ленинград. Ей удалось восстановиться в своей больнице, статус которой вскоре вновь поменялся. 22 января 1925 года она была преобразована в научно-практический Институт охраны материнства и младенчества имени В. И. Ленина. В марте того же года институт возглавила однокашница Юлии Николаевны по ЖМИ Ю. А. Менделева. Убеждённый большевик , она назначила свою идеологическую противницу и недавнюю политическую ссыльную на одну из ключевых должностей, доверив ей руководство самым сложным подразделением института — клиникой для грудных детей. Формально с этого времени научным руководителем Юлии Николаевны стал профессор М. С. Маслов, который в эти годы на самом деле ещё уступал Ю. Н. Садыковой в клиническом опыте, да и по возрасту был существенно моложе.
Почти одновременно Ю. Н. Садыкова была приглашена преподавателем медицинского техникума при институте, который сама же и возглавила в 1929 году .
В 1930 году , в преддверии организации на базе института больницы-медвуза, Юлия Николаевна была избрана доцентом кафедры физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста профессора М. С. Маслова. В новой должности она проработала очень недолго.
Тяжело заболев, Юлия Николаевна скончалась 24 января 1932 года . Ей была всего 55 лет. Место захоронения Ю. Н. Садыковой установить не удалось.
Среди коллег по НПИ Охраны материнства и младенчества Ю. Н. Садыкова пользовалась авторитетом выдающегося клинициста. Её научный вклад, на первый взгляд не очень велик, однако монография «Пневмонии в грудном возрасте», написанная в содружестве с профессором патологической анатомии института Д. Д. Лоховым , на много лет стала основным руководством по этой проблеме для врачей-педиатров доантибактериальной эпохи. Помимо прочего, это монография выгодно отличалась от подобных исследований тех лет глубиной клинико-морфологических сопоставлений, что позволяет ей оставаться востребованной спустя много десятилетий.
Столь же серьёзной клинической проработкой отличаются работы Юлии Николаевны, посвящённые другим, чаще всего наиболее актуальным вопросам педиатрии.
О склеивании палочки Шига – Крузе при дизентерии ( совместно с Шаминой ) 23.10.1812 О малярии у детей 7.10.1925 Случай геморрагической пурпуры (дем.) 1925 Пневмонии в грудном возрасте 25.04.1928 Случай аномалии мочевых путей (дем.) 1928 Случай dermatitis exfoliativa (дем.) 1930 Клиника и лечение поносов грудных детей 23.04.1931 —
Свои юные годы Ю. Н. Садыкова провела на Шпалерной ул. , д. 32. После окончания гимназии и Бестужевских курсов семья несколько лет проживала на Васильевском острове в доме № 7 по 2-й линии .
В годы учёбы в ЖМИ Юлия Николаевна с родителями на несколько лет переехала поближе к институту на Петербургскую сторону ( Кронверкский проспект , д. 29).
Первые годы работы врачом Ю. Н. Садыкова снимала квартиру в Виленском переулке , д. 5 (доходный дом М. М. Рянгина), где оборудовала частный врачебный кабинет. В годы Первой мировой войны и до своего ареста в 1922 году она делила квартиру со своим братом по адресу: Сергиевская ул. , д. 24.
Последние годы жизни Ю. Н. Садыкова провела на ул. Каляева , д. 5.
Санкт-Петербургское отделение Союза педиатров России