Радха-Кришна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ра́дха ( санскр. राधा ; IAST : Rādhā , она же — हरा Harā ) также Радхара́ни или Радхи́ка — одна из женских форм Бога в индуизме. В пуранических текстах описывается как вечная возлюбленная Кришны , воплотившаяся вместе с ним на земле более 5000 лет назад. В одних течениях индуизма Радху почитают как воплощение Лакшми , а в других, являющихся частью кришнаизма , ей поклоняются как источнику Лакшми и всех остальных женских проявлений Бога. Радха является основным объектом поклонения в таких вайшнавских традициях , как вайшнавская сахаджия , гаудия-вайшнавизм , Нимбарка-сампрадая , пуштимарга и, особенно, Радхаваллабха-сампрадая .
В искусстве, иконографии и индуистских мурти , Радху практически всегда изображают вместе с Кришной.
В « Бхагавата-пуране » даётся детальное описание детства Кришны, проведённого в обществе Радхи и других девочек-пастушек ( гопи ) в деревне под названием Вриндавана . Любовные игры Радхи и Кришны обстоятельно описаны в « Брахмавайварта-пуране », « » и « Гитаговинде ».
В пуранах говорится, что Радха появилась на свет в маленькой деревне Варшана в восьми километрах от Вриндавана в Индии . Её отцом был царь-пастух по имени Вришабхану, а её мать звали Киртида.
Радхаштами — день явления Радхи, который пышно празднуется последователями различных течений вайшнавизма.
Радхаваллабха-сампрадая , основанная Хит Хариваншем Госвами в XVI столетии, — единственная традиция индуизма в соответствии с богословием которой Радха является верховным божеством, Кришна же находится в подчинённом ей положении .
В традициях бхакти индуизма , основанных на поклонении Кришне , Радху почитают как вечную возлюбленную Кришны. «Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрёл в экстатическом бхакти Чайтаньи » . В таких течениях, как Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм , Радха рассматривается как изначальная шакти — источник всех женских ипостасей Бога и потенция наслаждения Кришны, которая называется «хладини-шакти». Поклонение Радхе в этих традициях имеет бо́льшее значение, чем поклонение самому Кришне. Другие гопи считаются её экспансиями — помощницами или служанками, в то время как Радха занимает особое положение самой любимой пасту́шки Кришны.
« Падма-пурана » описывает 16 000 пастушек (гопи) среди которых 108 являются самыми главными. Среди этих 108 гопи, восемь являются ещё более важными и среди этих восьми пастушек, две занимают особо возвышенное положение — и Радхарани. Из этих двух, Радха считается самой главной.
Существует два вида любовных отношений Радхи и Кришны: свакия-раса (законные отношения в браке) и паракия-раса (незаконные отношения наперекор религиозным и моральным устоям).
В Нимбарка-сампрадае взаимоотношения Радхи и Кришны рассматриваются на уровне свакия-расы. Последователи Нимбарки ссылаются на описание свадьбы Радхи и Кришны в « Брахма-вайварта-пуране » и « ».
В гаудия-вайшнавизме самой возвышенной формой любви считается паракия-раса — любовь состоящей замужем за другим Радхи к пастушку Кришне, причём эта любовь Радхи постоянно усиливается из-за страха разлуки со своим возлюбленным. Любовь остальных пастушек к Кришне описывается в таком же богословском контексте и объявляется самым возвышенным уровнем спонтанной любви к Богу , родом любви, не имеющей ни малейшего отношения к мирским сексуальным отношениям.
С XV века в Бенгалии и Ассаме процветает неортодоксальная тантрическая традиция вайшнавской сахаджии , во многом основанная на бенгалоязычной поэзии Чандидаса , где Кришна понимается в качестве внутреннего божественного начала мужчины, а Радха, соответственно, женщины .
Радха особенно почитается во Вриндаване , где поклонение ей считается более важным, чем поклонение самому Кришне.
В шри-вайшнавизме словом радха называют состояние преданности Богу, отношение души и Бога. Богиню, которая была с Кришной в его юные годы, шри-вайшнавы называют Наппиней. В их представлении она является воплощением самой Лакшми , которая явилась в форме девушки, чтобы явить миру пример любви и преданности к своему возлюбленному — Вишну, который явился в форме юноши Кришны. Такая любовь в то время считалась табу, так как противоречила социальным устоям и традициям брака [ источник не указан 2781 день ] .
В гаудия-вайшнавизме , также известном как кришнаизм , основатель традиции Чайтанья рассматривается как совместное воплощение Радхи и Кришны в одном лице.
В его биографиях утверждается, что в ряде случаев он проявлял свою божественную форму ближайшему кругу своих последователей:
Господь Шри Кришна является источником всех наслаждений и Шримати Радхарани является воплощением экстатической любви к Богу . Эти две формы слились в одну в Шри Чайтанье Махапрабху . Господь Шри Чайтанья Махапрабху показал Свою настоящую форму Рамананде Рою.
Также в биографии Чайтаньи под названием « Чайтанья-чаритамрита » существует много утверждений о том, что Чайтанья был самим Кришной в умонастроении Радхарани:
Шри Радха — это полная энергия, а Господь Кришна — обладатель этой полной энергии. Они неотличны друг от друга, что подтверждается богооткровенными писаниями. Итак, Радха и Кришна суть одно, хотя и принимают два разных тела, чтобы вкушать сладость Своих игр. Принимая настроение и цвет тела Радхарани, Кришна является в образе Шри Кришна Чайтаньи . Чайтанья Госани не кто иной, как Сам Кришна, сын Нанды Махараджи , вополощение всех рас и олицетворение страстной любви.
У Радхи есть много имён, описывающих её качества:
Одно из её имён — Харā (हरा Harā; не путать с हर Harа, что означает Шиву; Шива-हर — с коротким "а" в конце, Радха/Харā/हरा — с длинным ā) (оно упоминается в « Нарада-панчаратре » 5.5.59), в звательном падеже Харе , является частью мантры « Харе Кришна », — одной из самых популярных ведийских мантр, в особенности среди кришнаитов . Практика воспевания и повторения имён Радхи и Кришны играет в кришнаизме первостепенную роль.
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|publication-year=
игнорируется (
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) (
ссылка
)
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|publication-year=
игнорируется (
справка
)