Interested Article - Смартизм

Смарти́зм (или сма́рта-сампрада́я , тради́ция сма́рты ) — одно из основных направлений индуизма . Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта , разработанная философом Шанкарой . Смартизм исповедуют всего 10% индуистов .

Особенности

Наиболее уважаемые из религиозных текстов в традиции смартизма — смрити . Именно от смрити смартизм получил своё название. Шанкара попытался примирить различные традиции последователей Вед , очистив эти традиции от имевшихся в них парадоксов и противоречий. Он утверждал, что любому из различных индуистских богов можно поклоняться, согласно предписаниям, данным в смрити. Он доказал, что поклонение различным божествам не противоречат Ведам, так как все божества — различные проявления Брахмана . Его философия была принята многими, поскольку он преуспел в убеждении брахманов своего времени в том что его толкование наиболее близко к изначальному смыслу заложенному в Ведах. Брахман рассматривается Шанкарой как (не персонализированный Абсолют ) и как сагуна (личностная форма Брахмана, такого каким его видит для себя каждый конкретный человек). Таким образом, с точки зрения традиции смартизма, Абсолют может обладать атрибутами (сагуна) и является объектом поклонения в любой из своих форм, которую индивидуум вообразит себе в уме.

Адвайта-веданта

Адвайта является наиболее известной из всех школ веданты и основной философской школой смартизма. Адвайта в буквальном переводе означает «недвойственность». Её основоположником принято считать Шанкару (788—820), который продолжил философскую линию некоторых учителей Упанишад , в частности, линию своего парама-гуру Гаудапады. Анализируя три стадии опыта, он установил единственную реальность Брахмана, в которой индивидуальная душа и Брахман едины и неотличимы. Личностный аспект Бога , Ишвара , выступает как манифестация Брахмана для материального ума индивида, ещё находящегося под влиянием иллюзорной потенции, называемой авидья .

Различия с другими индуистскими традициями

Смартисты полагают, что человек свободен в выборе специфического аспекта Бога для поклонения. В отличие от них, вишнуиты считают, что поклонения достоин лишь Вишну и его аватары , а иные боги являются его подчинёнными. Соответственно вишнуиты , например, полагают, что только через поклонение Вишну и его аватарам человек может достичь мокши . Точно так же шиваиты разделяют подобные верования относительно Шивы. Многие шиваиты полагают, что Шакти поклоняются для достижения Шивы, для других же Шакти безличный Абсолют. В шактизме акцент сделан на женское начало, через которое понимается непроявленный мужчина, Шива.

Смартисты, как и многие шиваиты, полагают, что Сурья — один из аспектов Бога. Однако шиваиты, например, отличаются от смартистов тем, что они расценивают Сурью как аспект Шивы. Например, в богословии шиваитов солнце является одной из восьми форм Шивы, Аштамурти . Ганеша и Сканда для большинства шиваитов также являются аспектами Шакти и Шивы, соответственно.

Практики смартизма

Распорядок дня

Смартисты считают практику дхармы более важной, чем поклонение. Это — отличительная особенность дхармических религий. Методы включают главным образом яджны . Распорядок дня включает выполнение таких практик, как:

Последние две названных яджны выполняются только в некоторых домах в современной Индии.

Объекты поклонения

Большинство смартистов поклоняется по крайней мере одному из следующих богов: Шива, Вишну, Деви (например, Лакшми , Сарасвати , Дурга , Кали ), Ганеша, Сурья, и/или Сканда. [ источник не указан 4084 дня ]

Шанкара может быть назван основателем современной практики смартизма. Он соответственно почитается в смартизме как гуру . Ачарья рекомендовал смартистам следовать практике Панчаятана-пуджи . Эта пуджа включает поклонение первым пяти выше упомянутым божествам. В этой форме вероисповедания даже семейное божество может почитаться как верховная личность бога. Остальные боги должны быть расположены подле них и им также(по желанию последователя) может оказываться почтение

Есть различные своды правил для каждой стадии жизни человека. Стадиями жизни, предписанными в Ведах, являются брахмачарья , грихастха , ванапрастха и санньяса . Эти четыре стадии обычно продолжаются одна за другой, в зависимости от возраста, зрелости, умственного развития и квалификации. У каждой стадии есть свой собственный свод правил, которому обязаны следовать все находящиеся на данной стадии.

См. также

Примечания

  1. Johnson, Todd M. / Todd M Johnson, Brian J Grim. — John Wiley & Sons, 2013. — ISBN 978-1-118-32303-8 .
  2. .
  3. .

Ссылки

Источник —

Same as Смартизм