Interested Article - Путана

Путана и Кришна

Пу́тана ( IAST : Pūtanā ) — в индуистской мифологии ракшаси (демоница), дочь Бали , царя дайтьев . Путана пыталась умертвить Кришну , когда тот ещё был младенцем, кормя его обмазанной ядом грудью, однако Кришна вместе с молоком высосал её жизнь . История Путаны описывается в ряде индуистских текстов. В « Шальяпарве » Путана упомянута в списке из 92 матрик .

Этимология

Слово pūtanā в переводе с санскрита означает «лишённая добродетели»: pūt означает добродетель и — нет. Согласно другой версии, слово pūtanā происходит от pūta (очищающий) и означает «та, что очищает». По мнению Герберта pūtanā происходит от слова put , которым в индуистской мифологии называют ад, связанный с родителями и детьми . Таким образом, согласно Герберту, основываясь на этимологии и упоминанием Путаны в числе матрик , Путана тесно связана с материнством . Уайт, в свою очередь, переводит путана как «вонючий», и указывает на его связь с пустульными экземами, появление которых является симптомом ветряной оспы . Путана — это также название оружия, атрибута богини оспы, .

Миф о Путане и Кришне и его вариации

Вверху: Кришна убивает Путану. Внизу: Обитатели Браджа разрезают и сжигают тело Путаны.

История о Путане и Кришне описывается в ряде индуистских текстов: « Бхагавата-пуране », « Хариванше », « Брахмавайварта-пуране », « Вишну-пуране », « » и « » .

Ракшаси Путана, «убийца младенцев», была подослана демоническим правителем Кансой с целью умертвить младенца Кришну. Приняв облик молодой и красивой женщины, Путана пришла в Гокулу , родную деревню Кришны. Сбитые с толку её красотой, гопы (пастухи) приняли её за проявление богини удачи Лакшми . Приёмная мать Кришны, Яшода , позволила Путане взять младенца к себе на руки и накормить его молоком со своей груди. Намереваясь убить Кришну, Путана предварительно смазала свои соски ядом. Однако Кришна, будучи Богом, знал о её намерениях. Он крепко присосался к груди демоницы и вместе с молоком высосал её жизнь, прану (в прошлой жизни Вишну благословил Путану на то, что в своём следующем воплощении она встретит его в форме снизошедшей на землю аватары, но она забыла об этом благословении). Путана закричала от боли и начала просить Кришну смилостивиться над ней, но Кришна не внял её мольбам. Тогда Путана вскочила и попыталась убежать, но Кришна так и не отпустил её грудь. Испустив дух, она упала на землю, приняв свою настоящую, демоническую форму. Её тело было настолько огромным, что при падении завалило и превратило в пыль деревья на расстоянии в полтора десятка километров . Обитатели Браджа расчленили тело демоницы, закопали кости и стопы, а мясо и кожу сожгли на огромном костре, дым от которого источал приятный аромат. Это объясняется тем, что накормив Кришну, Путана очистилась от всех грехов и обрела освобождение . Также, наряду с Яшодой, она стала приёмной матерью Кришны .

Согласно некоторым, более ранним, версиям мифа, Путана смазала соски не ядом, а одурманивающим средством . Также существует версия, согласно которой само её молоко было ядовитым . В других источниках описывается, что Путана ночью, когда все спали, похитила младенца Кришну .

Самобытную интерпретацию истории Путаны и Кришны представил в своей серии «Кришнаватара» К. М. Мунши . Хотя Путана приходит в дом Нанды и Яшоды с намерением умертвить Кришну, при виде младенца её переполняет радость, в её сердце просыпается материнская любовь: «Возьми этого прекрасного мальчика и преслони его к твоей груди. Ты злобная и несчастная женщина. Никогда ранее ты не испытывала радости, радости, которая наполняет твои тело и ум неописуемым наслаждением». Преисполнившись блаженством, Путана забывает о том, что её грудь намазана ядом. Она берёт Кришну к себе на руки и начинает кормить его молоком. В этот момент она предаётся Кришне: «Я отдаю тебе всё, мой любимый ребёнок… Я твоя». В результате Путана очищается и Кришна дарует ей освобождение .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Kinsley, David. Hindu Goddesses: Vision of the Divine Feminine in the Hindu Religious Traditions (англ.) . — Motilal Banarsidass Publ. , 1998. — ISBN 8120803949 . p.154
  3. Herbert in Shashi p. 844
  4. Herbert in Shashi p.846
  5. White p. 51
  6. Herbert in Shashi p.842
  7. Herbert in Shashi pp.842-4
  8. Olson pp.240-2
  9. Agrawal in Shashi p.822
  10. Dimmitt pp. 111—112
  11. Kakar in Devy p.425

Литература

  • Dimmitt, Cornelia; Buitene, Johannes Adrianus Bernardus. Putana: The Child Killer // (англ.) . — (англ.) , 1978. — ISBN 0-87722-122-7 .
  • Gopal, T. V. (неопр.) . — (англ.) , 2000. — ISBN 1-58112-732-4 .
  • Herbert, J. (1996). . In Shashi, Shyam Singh (ed.). Encyclopaedia Indica . Anmol Publications PVT. LTD. ISBN 81-7041-859-3 .
  • Kakar, Sudhir. Cults and myths of Krishna // (англ.) / Devy, G. N.. — (англ.) , 2002. — ISBN 81-250-2022-5 .
  • Kakar, Sudhir. The Inner World: A Psychoanalytic Study of Childhood and Society in India (англ.) . — Delhi, 1978.
  • Wendy Doniger . (англ.) . — University of Chicago Press , 1982. — ISBN 0-226-61850-1 .
  • Olson, Carl. "Putana's arrival in Vraj" from Bhagavata Purana // (англ.) . — Rutgers University Press , 2007. — ISBN 0-8135-4070-4 .
  • White, David Gordon. (англ.) . — University of Chicago Press , 2003. — P. 51—53. — ISBN 978-0-226-89483-6 .
Источник —

Same as Путана