Interested Article - Пасион (трапезит)
- 2020-12-19
- 1
Пасио́н ( др.-греч. Πασίων ) — афинский трапезит V—IV веков до н. э. Известен по упоминаниям в судебных речах Исократа (направленной против самого Пасиона) и Демосфена . Один из богатейших людей в Афинах своего времени и самый богатый из 26 афинских трапезитов IV века до н. э., о которых сохранились сведения в источниках .
Биография
По происхождению раб . Служил трапезиту Архистрату, который вместе со своим компаньоном Антисфеном в конце Пелопоннесской войны держал банкирский дом в Афинах. Этническая принадлежность Пасиона не установлена: он носит греческое имя, однако у древних греков было принято давать своим рабам из варваров новые имена. Высказывается предположение, что он был финикийцем , но тогда трудно объяснить, почему сын Пасиона в речи против Формиона всячески подчёркивает варварское происхождение последнего .
Пасион, ахарнянин , завещал нижеследующее. Я отдаю мою жену Архиппу в жёны Формиону и даю в приданое Архиппе один талант, который следует получить на острове Пепарефе , и талант, который находится здесь; жилище, стоимостью в сто мин, служанок, золотые предметы и остальное, что находится в доме. Всё это я отдаю Архиппе...
Пасион сдал трапедзу в аренду Формиону на следующих условиях: Формион должен вносить сыновьям Пасиона арендную плату по два таланта и 40 мин ежегодно и, кроме того, каждодневно управлять ею. Формиону не разрешается вести самостоятельные денежные операции, если только он не получит на это согласия детей Пасиона. Пасион же должен внести вклад в трапедзу 11 талантов.
между Пасионом и Формионом
Пасион с раннего возраста отличался большим умом. Архистрат в конце концов отпустил его на волю и с согласия компаньона передал ему своё предприятие, а потом и завещал предприятию свой капитал. Под руководством Пасиона этот банкирский дом сделался первым в Афинах; самые богатые и высокопоставленные граждане, такие как , Демосфен (отец великого оратора) и Тимофей отдавали ему свои капиталы и брали у него деньги в долг. Пасиону не раз приходилось оказывать государству финансовые услуги, поэтому он легко добился афинского гражданства . Пасион не раз принимал на себя самую затратную из литургий — триерархию (снарядил за свой счёт пять триер ), а также передал государству в порядке добровольного взноса тысячу щитов .
Не позднее 395 года до н. э. он женился на женщине неизвестного происхождения по имени школы риторов , заводить связи среди честолюбивой и богатой молодёжи. Аполлодор мечтал о политике, почестях, власти и, возможно, стыдился занятия своего отца, которое не считалось достойным для гражданина . Не исключено, что и Пасион не был особенно хорошего мнения о способностях старшего сына, а потому не захотел передать ему своё дело .
, от которой имел двух сыновей: Аполлодора, родившегося в 394 году н. э., и Пасикла. Аполлодора отец воспитал баловнем, дал хорошее образование, разрешил посещатьВ 372 году до н. э. Пасион ещё стоял во главе банкирского дома, а умер в 370 году до н. э. после долгой и мучительной болезни. В этот промежуток времени он привёл в порядок дела и сделал распоряжения относительно будущего. Состояние Пасиона было значительным: недвижимость на 20 талантов и 40 талантов, вложенные в разные дела: ссуды под морские предприятия , закладные и различные векселя , которые наверняка имели солидные гарантии (по приблизительной оценке, приводимой Х. Уэрта де Сото , в ценах середины 2000-х годов размер капиталов Пасиона составил бы около 60 млн долларов) . Его доверенным лицом стал Формион, раб иноземного происхождения, который уже имел в то время своё собственное предприятие. Формион был отпущен на волю, а затем, по мере того, как хозяин старел, получал в банкирском доме всё большее и большее значение, и в конце концов Пасион поручил ему ведение всего дела целиком. Он сдал Формиону в аренду сразу и банк и принадлежавшую ему мастерскую по изготовлению щитов .
Аренда мастерской подразумевала и аренду всех её орудий производства и обслуживающих её рабов; аренда банка распространялась на его клиентов и на право пользования вложенными капиталами. Арендная плата за мастерскую равнялась одному таланту, и, по-видимому, эта сумма не ложилась тяжело на её бюджет, но ежегодный платёж за банк определялся в 100 мин , и был, вероятно, слишком высок: по крайней мере, когда по истечении восьми лет Формион вышел из дела, наследники Пасиона не могли сдать банк в аренду за более высокую цену, хотя он находился в прекрасном состоянии .
Кроме того, Пасион гарантировал Формиону уплату 11 талантов, выданных банком из своих средств разным лицам под залог недвижимости — Формион тогда был ещё простым вольноотпущенником, и ему было бы трудно добиваться через суд уплаты этих долгов; поэтому, не желая возбуждать опасений вкладчиков относительно судьбы их денег, Пасион признал себя должником банка на эту сумму .
Так как младший сын Пасиона ещё не достиг совершеннолетия, Пасион выбрал Формиона опекуном ; при этом ответственность последнего должны были разделять несколько друзей и родственников Пасиона. Чтобы ещё более быть уверенным в Формионе, Пасион взял с него слово жениться на своей вдове Архиппе; она получала значительное приданое , необходимое для поддержания привычного ей образа жизни. Из речей Демосфена известно, что многие афинские, эгинские и иные трапезиты поступали аналогичным образом .
Демосфен, вспоминая сорок лет спустя рост этого вначале довольно скромного состояния, говорил: «Среди людей, занимающихся крупной торговлей и денежными операциями, удивительной находкой считается человек, который окажется одновременно предприимчивым и честным, а как раз эти качества Пасион получил не от своих хозяев, но он сам был честен от рождения… Доверие служит в денежных делах наилучшей опорой…» .
Тяжба с Сопеидом
Против Пасиона была в 394 или 393 году до н. э. написана речь одним из величайших древнегреческих ораторов — Исократом. Речь, получившая название «Трапезитика» ( др.-греч. Τραπεζιτικός , в другой транскрипции — «Трапе(д)зитик»), была составлена для сына некоего Сопея, личное имя которого неизвестно, но которого называют «по отчеству» Сопеидом .
Сопей был одним из греческих авантюристов, служивших эллинизированным правителям Боспорского царства и Фракии . У него был сын, стремившийся побывать в Афинах. Отец выдал ему крупную сумму денег и отправил в Пирей с большим грузом хлеба и других товаров, где молодой человек должен был совмещать удовольствия большого города с деловыми интересами семьи. Сопеид был представлен к Пасиону, который оказал ему самый тёплый и почтительный приём. Пасион и его компаньоны подыскали ему друзей и позаботились о развлечениях. Деньги, полученные от продажи товаров, были приняты в банк, и иностранцу пообещали долю в доходах предприятия.
Однако через несколько недель распространился слух, что в Боспорском царстве произошёл дворцовый переворот. Действительно, Сопей потерял расположение царя и попал в тюрьму; его имущество было конфисковано, и царь Сатир послал в Афины уполномоченных, которые должны были разыскать все капиталы, принадлежавшие его бывшему приближённому. Возможно, царь желал также выдачи сына опального сановника. Афины сильно зависели от поставок хлеба из Северного Причерноморья , так что вряд ли стали бы противоречить Сатиру .
Иностранец, ошеломлённый случившимся, бросился к Пасиону и рассказал ему обо всём. Для последнего было важно не лишиться сумм, которые были вложены в дело. Поэтому Пасион посоветовал молодому человеку отдать без возражений уполномоченным Сатира товары и небольшую сумму денег, бывшую у него на руках; что же касается капиталов, положенных в банк, то, следуя совету Пасиона, он должен был отрицать их существование и утверждать, что у него не только нет ничего, но что он ещё должен банку и многим гражданам. Когда же у Сопеида появилась настоятельная потребность вернуть вклад, трапезит сначала ссылался на то, что деньги нельзя быстро вернуть из оборота, а затем и прямо заявил, что ничего не должен, а наоборот, ему должны 300 драхм . Положение Сопеида было отчаянным: письменных доказательств вклада не существовало, свидетелем сделки был только один раб, состоящий при кассе банка, а сам Сопеид неоднократно заявлял во всеуслышание, что у него ничего нет и он живёт в долг.
Неожиданно пришло новое известие: Сопей снова вошёл в милость у царя, который решил даже обручить своего сына с его дочерью. Это совершенно меняло положение клиента Пасиона, поэтому трапезит поспешил принять свои меры. Он тайно отправил за границу кассира Китта, единственного свидетеля вклада иностранца, а затем обвинил двух друзей истца , одного из которых звали Менексеном, в подкупе его служащего, похищении из банка при посредничестве этого раба шести талантов и содействии бегству преступника. Сопеид из обвинителя превратился в обвиняемого и должен был внести залог, чтобы избежать заключения в тюрьму. Однако раб был пойман и привезён в Афины Менексеном, где последний обратился к Пасиону за разрешением подвергнуть беглеца пытке . Тогда, чтобы помешать получению у раба признания, Пасион стал утверждать, что Китт — свободный человек, а потому с ним нельзя обращаться, как с рабом. Менексен, понимая, что Пасион только хочет выиграть время, воспротивился предварительному освобождению Китта, если только Пасион не внесёт залог в сумме, равной той, какую банк был должен иностранцу. Пасион согласился и внёс 7 талантов, чтобы предотвратить пытку и обеспечить свободу своему служащему, которого он ещё недавно обвинял в тяжком преступлении.
Непоследовательность действий Пасиона была очевидна: он явно противоречил сам себе. Почувствовав, что ему трудно будет объяснить свои поступки, он добился тайного свидания с Сопеидом, на котором предложил пойти на мировую. Свои действия он объяснял серьёзными денежными затруднениями и давал обязательство вернуть капиталы, прося только, чтобы вокруг дела не подымали шума и не губили его репутации. Иностранец поверил искренности раскаяния; в итоге было условлено, что Пасион отправится со своим клиентом на его родину и там возвратит ему деньги: таким образом, в Афинах никто ни о чём не узнает. Если же Пасион не уплатит долга, то посредником между ним и иноземцем будет царь Сатир, причём, в случае неблагоприятного для трапезита приговора, Пасион должен будет кроме основного долга отдать ещё половину требуемой с него суммы. Договорённости были закреплены письменно и документ вручён капитану корабля. Но Пасион немедленно подкупил одного из рабов капитана и заменил договор на подложный.
Теперь при требованиях своего клиента ехать с ним Пасион наотрез отказался. Когда же Сопеид стал настаивать и потребовал предъявления договора, то вместо первоначальных условий была найдена простая расписка в получении денег. Сопеиду оставалось только одно: доказать, что Пасион подделал чужую подпись . Однако дело затянулось. Иностранец в сопровождении Китта отправился в Боспорское царство, где изложил дело Сатиру. Но царь заявил, что не сведущ в таких делах. Тем не менее он выразил сыну своего приближённого расположение: собрал афинских купцов, находившихся в это время в гавани, и обратил их внимание на дело своего подданного; кроме того, он написал афинскому народу письмо и просил для молодого человека покровительства властей и присяжных. Таким образом, пользуясь заступничеством своего государя, Сопеид по возвращении в Афины подал жалобу в суд. Чьей победой закончилась тяжба, неизвестно . Даже если Пасиону пришлось выплатить Сопеиду крупную сумму, он не разорился .
Общественное мнение в Афинах, по-видимому, не относилось сурово к подобным проявлениям мошенничества. Они могли влечь за собой приговор об уплате убытков, но не уголовное наказание, а потому это и не казалось бесчестием. Однако следует учитывать, что дело известно нам только с одной стороны — стороны истца . Не исключено, что на самом деле молодой человек (которого Дионисий Галикарнасский называет учеником Исократа) был авантюристом, который необоснованно заявлял о влиянии его отца на Сатира, друга афинян, надеялся запугать Пасиона угрозой скандального процесса и вымогал у него деньги. Серьёзной причиной поставить под сомнение версию событий, изложенную в речи Исократа, является рост богатства Пасиона, что могло быть только результатом доверия, которое трапезит сумел внушить множеству своих клиентов-афинян и иностранцев. Если в начале своей карьеры он и поддался искушению, то, очевидно, скоро понял, что для него выгоднее быть честным .
Примечания
- , с. 250, 253.
- (лат.) — Berolinum: 1901.
- , с. 253.
- , с. 165.
- Trevett, Jeremy. . — Clarendon Press, 1992. — P. 1. — 209 p. — ISBN 0198147902 .
- Mossé, Claude. Les esclaves banquiers à Athènes au IVe siècle av. J.-C.: une forme originale d'ascension sociale // / Myriam Cottias, Alessandro Stella et Bernard Vincent. — Paris: L'Hartmann, 2006. — P. 120. — 408 p. — ISBN 978-2296018877 .
- Демосфен. XLV. Первая речь против Стефана о лжесвидетельстве, 28.
- Демосфен. XLV. Первая речь против Стефана о лжесвидетельстве, 31.
- ↑ , с. 249.
- Демосфен. XLV. Первая речь против Стефана о лжесвидетельстве, 85.
- : [ 15 августа 2022 ] // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 354. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
- Уэрта де Сото, Хесус . = Dinero, Crédito Bancario y Ciclos Económicos. — Челябинск: Социум, 2008. — С. 44. — 663+XIV с. — (Австрийская школа). — 3000 экз. — ISBN 978-5-91603-001-3 . 17 апреля 2012 года.
- ↑ , с. 250.
- , с. 250—251.
- Демосфен. XXXVI. В защиту Формиона. Встречный иск, 44.
- , с. 163.
- , с. 244.
- ↑ , с. 248.
- , с. 167.
- Дионисий Галикарнасский. Об аттических ораторах, Исократ, 18.
Литература
Первичные источники
- Исократ . Трапезитика
- Демосфен . XXXVI. В защиту Формиона. Встречный иск; XLV. Первая речь против Стефана о лжесвидетельстве; XLVI. Вторая речь против Стефана о лжесвидетельстве; XLIX. Против Тимофея о долге; LII. Против Каллиппа
Вторичные источники
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- Гиро, Поль . / Пер. с фр. Н. И. Лихаревой. — СПб. : Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
- Скржинская М. В. // . — СПб. : Алетейя, 2001. — С. 165—168. — 304 с. — (Античная библиотека. Исследования). — ISBN 5-89329-108-5 .
- Андреев В. Н. // Вестник древней истории : журнал. — 1979. — № 1 (147) . — С. 134—139 . — ISSN .
- (англ.) . — в Smith 's Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology .
- 2020-12-19
- 1