Переяслав
- 1 year ago
- 0
- 0
Киноде́сма ( др.-греч. κυνοδέσμη — дословно «собачья привязь», «собачий поводок») — кожаный шнурок или тесёмка, которую в некоторых случаях использовали мужчины в Древней Греции (прежде всего, атлеты ). Прикрывала крайнюю плоть полового члена , препятствуя оголению его головки , а держалась за счёт того, что с натяжением была обвязана вокруг талии .
Несмотря на то, что мужская нагота в древнегреческой культуре в определённых обстоятельствах ( палестра , гимнасий , игры , изобразительное искусство ) считалась естественной, публичная демонстрация головки пениса рассматривалась как постыдная вещь, достойная только рабов и варваров . При этом, говоря о крайней плоти, греки разделяли πόσθη — ту часть, которая покрывает половой член, и ἀκροπόσθιον ( акропостион ) — конусообразную, трубчатую, визуально определяемую часть, которая выходит за пределы головки . Удлинённый акропостион считался особенно красивым, поэтому не исключено, что как минимум в некоторых случаях целью ношения кинодесмы было добиться именно этого .
Из-за того, что кинодесма чаще всего изображается на атлетах, некоторые учёные предполагают, что она являлась, прежде всего, защитным спортивным снаряжением. Однако спортсмены — не единственный разряд людей, изображаемых в ней. Факт её более широкого применения подтверждается описаниями у античных лексикографов, не связывающих кинодесму именно со спортом, как, например, у Юлия Поллукса , Гесихия Александрийского и (последний также сообщает, что жители Аттики называли пенис κύων , то есть «собака»). «Лексикон» Фотия делает упор на моральную сторону вопроса, говоря о кинодесме как о средстве избежать «позора», но не уточняет, в чём именно он заключался .
Самое раннее упоминание кинодесмы относится к V веку до н. э. — в сатировской драме Эсхила «Феоры, или Истмийские состязания», от которой сохранились только незначительные фрагменты :
И вдруг гляжу — ни дать, ни взять, борцов толпа,
С подвязанными фаллами, как хвостики:
Как видно, ты для Истмий изготовился
И не ленился в здешних упражнениях. Перевод М. Л. Гаспарова
Но имеются и более ранние свидетельства — изображения атлетов на древнегреческой керамике . Так, одной из наиболее наглядных иллюстраций является краснофигурный килик - кратер Евфрония , датируемый 520—510 годами до н. э. На нём среди прочего изображён молодой атлет, натягивающий кинодесму. Другими примерами могут служить панафинейская амфора , расписанная мастером Триптолема около 480 года до н. э., и роспись горлышка амфоры мастером Клеофрада . Нередко в сценах комоса зрелые комасты (участники шествия) также изображаются в кинодесме, встречается она и на сатирах — несомненно, для создания комического эффекта от их неудачного подражания людям .
Среди скульптурных произведений , свидетельствующих об использовании греками кинодесмы, следует выделить статую Анакреонта в образе комаста (II век н. э.), на которой его акропостион подвязан и поднят вверх, что было широко распространённым обычаем . Кинодесма присутствует и на известной эллинистической бронзовой скульптуре «Кулачный боец» , датируемой I веком до н. э.