Interested Article - Щит Ахилла

Анжело Монтичелли. Щит Ахилла. Гипотетическая реконструкция. 1820

Щит Ахилла — символическое произведение античного искусства, описание которого дано в поэме « Илиада » Гомера (XVIII, 478—609). Фетида , мать героя Ахилла , упросила бога кузнечного дела Гефеста выковать сыну доспехи, среди которых был чудесный щит . Знаменитый археолог Генрих Шлиман , уверив себя в действительном существовании этого артефакта, занимался его поисками:

…Белый, блестящий, тройной…

Щит из пяти составил листов и на круге

Обширном множество дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо, и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц.

Все прекрасные звёзды, какими венчается небо:

Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона…

Далее следует описание множества изображений, будто бы уместившихся на одном щите: города и народы, бытовые сцены, сражения, в которых вместе со смертными участвуют боги, крестьяне, работающие на полях и виноградниках, пасущиеся стада, хороводы и пляски, «юноши и цветущие девы, желанные многим», их украшения и наряды… Подобным же образом в поэме « Илиада » описана полулегендарная золотая Чаша Нестора как принадлежащая Нестору , царю Пилоса .

Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа . По своему щиту Ахилл мог найти любое место: и землю мирмидонян , правителем которой был его отец Пелей , и Трою , где он во главе отряда отстаивал честь Менелая .

Исследователи античности сходятся во мнении, что на щите Ахилла изображена модель мироздания. Согласно легенде, в 334 году до н. э. Александр Македонский взял из оружия, которое хранилось в храме Афины в Илионе (Трое), щит Ахилла, оставив взамен своё оружие, и донёс священный щит до Индии.

Интерпретации

Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли» . Гомеров прототип щита породил множественные реплики, включая более поздний щит Геракла с головой Медузы в центре в поэме , приписываемой Гесиоду . В тексте Гомера называется материал — сплав меди, олова, серебра и золота (типичный для античной бронзы), в дальнейших поэтических версиях доспехи именуются «золотыми». Описание щита Ахилла, для которого потребовалось сто тридцать поэтических строф, является типичным экфрасисом .

Это описание важно также для понимания того, как древним грекам виделось прекрасное произведение искусства . В античности не разделяли понятия ремесла и искусства, то и другое обозначалось одним словом «techne». «Лучезарный» Аполлон в период античной классики покровительствовал лишь высшим, «мусическим» искусствам — поэзии, музыке, танцам, трагедии и комедии. Низшим, «механическим» искусствам (techne) содействовали Афина и Гефест . В строках Гомера мы имеем замечательный пример раннего, архаического отношения к творчеству, в котором сливаются поэзия, вымысел и умелое, искусное ремесло, изображение и слово. Декоративно-прикладное искусство, или художественное ремесло, отделилось от собирательного «искусства» много позднее, только в эпоху итальянского Возрождения .

Галерея

Примечания

  1. Гомер. Илиада / Перевод Н. И. Гнедича . — Л.: Наука, 1990. — С. 270—273 (XVIII, 478—609).
  2. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. — М.: Просвещение, 1992.
  3. Ермолаева Е. Л. Гомер. Илиада. XVIII песнь «Щит Ахилла». — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — 152 с.
  4. , The Oxford Companion to Classical Literature. Oxford University Press, 1937.
  5. Власов В. Г. . Щит Ахилла // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 602
Источник —

Same as Щит Ахилла