Альбомы Avantgarde Music
- 1 year ago
- 0
- 0
Шри-сукта ( санскр. श्रीसूक्त , IAST : śrī-sūkta ) — гимн Риг-веды , обращённый к одной из самых популярных богинь индуизма , богине Шри - Лакшми . Этот гимн входит в состав V мандалы Риг-веды в Башкара - шакхе ( IAST : bāṣkala-śākhā ), датируемых приблизительно добуддийсской эпохой .
Читается обычно для получения благословения богини Шри - Лакшми .
Согласно современным исследователям (в частности, J. Scheftelowitz), состоит из нескольких совмещённых частей и её суммарный размер в некоторых редакциях может доходить до 55-60 строф :
1. |
Часть первая состоит из строф с 1-й по 19-ю — сама
Шри-сукта
:
|
2. | Часть вторая — строфы с 16 по 29-ю — Шри-сукта-пхалашрути ; |
3. | Третья часть начинается с 23-й строфы — но, фактически, входит в состав 2-й части. |
4. | Иногда добавляется и четвёртая часть — Шри-сукта-махатмья — фрагмент из 13-ти строф — диалог Парашурамы и Пушкары — из Вишну-дхармоттара-пураны , 129 глава. Её используют в некоторых школах вайшнавизма и шактизма . Читается обычно перед чтением самой Шри-сукты как дхйанашлоки . |
Наиболее древней считается 1-я часть — она датируется примерно тем же временем, что и брахманы; хотя вполне возможно, что гимн является поздней переработкой или компиляцией более древних гимнов. Второй слой датируется приблизительно временем Упанишад ; третий — самый молодой и датируется раннеэпическиим периодом. Шри-сукта входит в состав Панча-сукт , читаемых во время ежедневной абхишеки в большинстве индуистских храмов. Она также используется во время домашнего (индивидуального) почитания богини Шри и богини Лакшми.
Богиня Шри появляется уже в ранних гимнах Риг-веды и является персонификацией благости и удачи . Шри-сукта — фактически самый ранний из ведийских текстов, в котором проводятся параллели между этими двумя богинями . В более поздний период, когда началась кодификация основных Пуран (примерно 400-е годы н. э.), богиня Шри стала прочно ассоциироваться как один из основных аспектов богини Лакшми, которая к тому времени уже воспринималась как супруга Вишну .
Шри-сукта описывает Шри-Лакшми как прекрасную богиню, украшенную драгоценными камнями, сияющую как Агни , Сурья и Чандра . Она рассматривается как подательница славы, богатства и изобилия (золота, домашнего скота, лошадей и еды; она милостива к почитающим её и отгоняет от своих почитателей свою старшую сестру Джештху ( санскр. ज्येष्ठा , IAST : jyeṣṭha — «старшая сестра»), предвестницу бед и неудач, которая олицетворяет а-лакшми. Также гимн связывает Шри-Лакшми с аграрным изобилием, плодородием и богатством — что проявляется в эпитете Кардама или Кардами ( санскр. कार्दम , IAST : kārdama / санскр. कर्दमी , IAST : kārdamī — «мокрый, грязный») . С другой стороны, этот эпитет восходит к мифу о явлении богини Лакшми из Молочного Океана — когда Лакшми, в числе других сокровищ, добытых при пахтании, появилась из океана, риши Кардама ( санскр. कर्दम , IAST : kardama ) помог ей выйти на сушу (отсюда эпитет Лакшми — «Дочь [ риши ] Кардамы»).
Текст Шри-сукты постоянно использует мотивы лотоса ( padma или kamala ) и слона ( gaja ) — символы, которые связаны со Шри-Лакшми в более поздней литературе. В индуистской традиции (так же как и в буддизме и джайнизме ) лотос является устойчивым символом чистоты, красоты, духовной силы, жизни, рождаемости и творения Вселенной (в тантризме ). Слон считается символом царской власти и также связан с дождём и облаками, что усиливает статус Шри-Лакшми как богини плодородия и изобилия .
В поздней индуистской иконографии Шри-Лакшми часто изображается в виде Гаджа-Лакшми — богиня с четырьмя руками стоит на лотосе посреди озера с двумя слонами, извергающими струи воды из хоботов. Её верхние руки обычно держат два лотоса, нижние изображаются в мудрах «Благословение» и «Защита» . Сам текст Шри-сукты буквально наполнен различными эпитетами богини (всего их более 110), часть которых (25 эпитетов) упоминает лотос:
О Лотосоокая, Лотособедрая, Лотосоликая, Рожденная из лотоса! Люби меня, благодаря этому я легко обрету счастье! (стих 18)
О Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! (стих 20)
Шри-сукта-махатмья ( санскр. श्रीसूक्तमाहात्म्य , IAST : śrī-sūkta-māhātmya — « Величие Шри-сукты ») представляет собою 13 стихов из 129 главы Вишну-дхармоттара-пураны, одной из упа-пуран , датируемой приблизительно VII—IX веками н. э. В этом фрагменте Рама , седьмая аватара Вишну, просит рассказать риши о Шри-сукте и правилах почитания Лакшми. По своему содержанию Шри-сукта-махатмья является коротким наставлением по почитанию Шри-Лакшми с кратким описанием хомы богине. В тексте места из всех четырёх вед с указанием на конкретные стихи и правила их чтения, а также приводится список вознаграждений за проведение различных подношений — цветками лотоса и листьями бильвы — богине. Обычно текст Шри-сукта-махатмьи читается как дхьяна-шлоки перед чтением самой Шри-сукты.
Как пишет Свами Кришнананда, эту сукту очень хорошо читать по пятницам, во время обычного почитания Богини. Наилучшим временем для чтения Шри-сукты считается или раннее утро или полдень — как указывает Р. Кашьяп , желательно предварительно выучить текст наизусть, с правильным произношением по сварам . В некоторых направлениях тантрического шактизма чтение Шри-сукты сопровождает ритуал почитания Шри-янтры .