Interested Article - Раса (индуизм)

Ра́са ( IAST : rāsa букв. «сок растений»; в переносном смысле «лучший, сильнейший» ) — санскритское богословское понятие, используемое в традициях Кришна-бхакти , в частности в гаудия-вайшнавизме .

Термин использовался по крайней мере за 2 тыс. лет до кришнаитских учителей Нимбарки и Чайтаньи , во фразе « Веданта-сутры », которую часто цитируют последователи Чайтаньи: «Воистину, Господь есть раса» ( raso vai sah ). В этом ведийском афоризме Бог представляется как верховный наслаждающийся духовной расой или духовным блаженством, духовными эмоциями. В XVI веке гаудия-вайшнавский богослов Рупа Госвами под непосредственным руководством Чайтаньи сформулировал богословие расы: «определённые взаимоотношения души с Богом в любви и преданности».

Тексты Рупы Госвами в основном базируются на теории расы, сформулированной основоположником санскритской драматургии, или « Натьяшастры » (которая предположительно датируется II веком до н. э. ). Эти взаимоотношения с Богом в духе любви и преданности, раса, очень близки к различным вариациям любовных чувств, испытываемых людьми друг к другу.

раса возникает от слияния различных чувств ( Натьяшастра )

Расы делятся на низшие и высшие. В « Бхагавадгите » (11.44) Арджуна упоминает три наиболее возвышенные расы — супружеские, дружеские и родительские взаимоотношения.

Раса в гаудия-вайшнавизме

В гаудия-вайшнавизме понятие раса представляет собой многообразие духовных отношений живого существа и Кришны . Наиболее полно учение о расе представлено в труде « Бхакти-расамрита-синдху » («Океан бессмертного нектара бхакти ») Рупы Госвами и « Чайтанья-чаритамрите » — работе Кришнадасы Кавираджи Госвами . Бхактиведанта Свами Прабхупада написал литературное изложение «Бхакти-расамрита-синдху», в котором понятие раса определяется как «определённые взаимоотношения, вкус которых очень сладок». Основное отличие расы «любовного преданного служения Богу», или бхакти-расы, от материальных взаимоотношений состоит в том, что она рассматривается как вечная, а её полнота, глубина и многообразие сравниваются с океаном. Говорится, что «нектары рас, вкушаемые различными бхактами , многообразны, однако все эти сладостные расы имеют ашраю („воспринимающий“ — сам индивидуум) и вишаю („объект восприятия“ — Кришна)».

Понятие расы также широко используется в индийском искусствоведении. Согласно одной из точек зрения, учение о расах в традиции гаудия-вайшнавизма было заимствовано из античной индийской поэзии и драматургии. Однако отмечается существенное метафизическое содержание этого понятия в учении гаудия-вайшнавизма, отвечающее сиддханте (основному выводу) классических ведийских текстов. Так, в « Тайттирия-упанишаде » Брахман определяется как раса ваи сах («Он определённо является источником расы»). В комментаторской традиции гаудия-вайшнавизма ( Рупа Госвами , Джива Госвами , Вишванатха Чакраварти ) выделены двенадцать рас:

  • пять основных:
    • шанта — нейтральные отношения
    • дасья — отношения служения
    • сакхья — дружеские отношения
    • ватсалья — родительские отношения
    • мадхурья — супружеские отношения
  • и семь дополнительных:
    • хасья — смех
    • адбхута — изумление
    • вира — доблесть
    • каруна — сострадание
    • раудра — гнев
    • бибхатса — ревность
    • бхая — испуг

Согласно учению гаудия-вайшнавизма, полная реализация этих взаимоотношений возможна только на уровне мокши . Упрощённое перенесение материальных, а также безличных представлений в область духовного бытия определяется понятием раса-бхаса («искажение», «имитация» взаимоотношений), а соответствующие учения — сахаджия . Материальное восприятие мира, в определенном смысле, также можно рассматривать как раса-бхасу, как искажение первоначального духовного восприятия, сосредоточенного на личности Бога, эгоцентрической установкой дживы . Как материальный мир сравнивается с баньяновым деревом, корни которого расположены вверху, а ствол и ветви — внизу, подобно отражению реального дерева в воде, так и материальный «вкус» рассматривается как искажённое отражение истинного «вкуса», формируемое соприкосновением живого существа с гунами материальной природы: добродетелью ( саттва ), страстью ( раджас ) и невежеством ( тамас ).

См. также

Примечания

  1. Смирнов Б. Л. Симфонический санскритско-русский словарь «Бхагавадгиты» // Махабхарата: II. Бхагавадгита. — Ашхабад, 1962. — Ч. 2. — С. 176.
  2. Смирнов Б. Л. Симфонический санскритско-русский толковый словарь «Махабхараты». — М., 2007. — С. 339.
  3. , p. 79
  4. , p. 78
  5. , p. 80
  6. , p. 84

Литература

  • Schweig, G. M. Dance of divine love: The Rasa Lila of Krishna from the Bhagavata Purana, India's classic sacred love story (англ.) . — Princeton University Press, 2005. — 424 p. — ISBN 978-0691114460 .
  • Swami B.V. Tripurari. (англ.) . — Harmonist Publishers, 2011. — ISBN 1-866069-10-7 .
  • Bhaktivedanta, Swami (1982), , The Bhaktivedanta Book Trust , ISBN 0-912776-05-6

Ссылки

  • D Swami. (англ.) . Waves of Devotion . Дата обращения: 17 мая 2008. Архивировано из 4 марта 2013 года.
  • (англ.) . Nectar of Instruction . Дата обращения: 17 мая 2008. Архивировано из 18 марта 2013 года.
Источник —

Same as Раса (индуизм)