Interested Article - Шеша

Вишну и Лакшми на Шеша-наге, ок. 1870 года.

Ше́ша или Ананташеша ( санскр. अनन्‍त शेष , IAST : Ananta Śeṣa «бесконечный Шеша») — одна из форм Бога в индуизме и ведизме — тысячеголовый змей, царь всех нагов . Шеша выступает олицетворением вечного времени . Согласно « Бхагавата-пуране », Шеша — это аватара Вишну , также известная по имени Санкаршана . В Пуранах описывается, что Шеша поддерживает на капюшонах своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имён Вишну своими бесчисленными устами.

Ананташешу обычно изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами в космическом пространстве и плавающим в водах вселенского причинного океана (мифологического мирового океана ). Его кольца выступают как место отдыха для Вишну и Его вечной супруги Лакшми . Его изображают пятиголовым, семиголовым, и наиболее часто — с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону.

Ананта-шеша тесно ассоциируется с Вишну . Его имя в переводе означает «то, что остаётся», и происходит от санскритского корня шиш ( śiṣ ) — после того, как вселенная разрушается в конце каждой калпы , Шеша остаётся неизменным. В индуизме Баларама , Лакшмана и Нитьянанда , рассматриваются как воплощения Шеши (или наоборот). Воплощением Шеши также считается Патанджали .

Согласно « Махабхарате » отцом Шеши был риши Кашьяпа , а матерью — Кадру . В одной из пуранических историй, Шеша даёт гору Мандару девам и асурам , дабы те использовали её как мутовку для взбалтывания молочного океана .

В честь Ананта-шеши названа столица южноиндийского штата Керала город Тируванантапурам (в переводе означает «Город Господа Ананты»).

Описание

В Пуранах , в частности в « Бхагавата-пуране », говорится, что от Ананта-шеши изначально происходит Шива . Тело Ананта-шеши описывается как полностью духовное. Он живёт в обители, расположенной ниже планетной системы Патала . Он всегда пребывает в сердце Шивы и помогает ему разрушать вселенную . Поскольку Он учит Шиву уничтожать космос , Ананту иногда называют словом тамаси, которое указывает на то, что Он связан с гуной тьмы . Он описывается как изначальный повелитель материального сознания, который привлекает к себе всех живых существ, и за это его ещё называют Санкаршаной. Весь материальный мир покоится на головах Санкаршаны. Его лоб — источник энергии, с помощью которой Шива разрушает материальный мир. Санкаршана — воплощение Бога, поэтому множество преданных возносят ему молитвы, а все суры, асуры , гандхарвы , видьядхары и риши посещают планетную систему Патала, чтобы в глубоком почтении склониться перед ним. Описывается, что Ананта-шеша беседует с ними, и его речи очень приятны. Тело его целиком духовно и неописуемо прекрасно. Утверждается, что каждый, кто услышит об Ананта-шеше от истинного гуру , полностью избавится от телесных представлений о жизни. Вся материальная энергия действует в соответствии с замыслом Ананты, поэтому его следует считать первопричиной материального творения. Могущество Ананта-шеши безгранично, его величие не смог бы описать даже тот, у кого бесчисленное множество уст — именно поэтому его называют Анантой, «безграничным». Из милости ко всем живым существам он являет обитателям этого мира свой духовный облик.

Средневековый кришнаитский философ Джива Госвами описывает Ананташешу в своём труде « Кришна-сандарбха » следующим образом:

Тысячеголовый Шри Анантадева полностью независим. Всегда готовый служить Верховной Личности Бога, Он только и ждёт Его указаний. Санкаршана — это первая экспансия Васудевы , и, поскольку Он нисходит в этот мир по Своей воле, Его называют сварат, всецело независимым. Это значит, что Он безграничен и пребывает вне времени и пространства. Он предстает в образе тысячеголового Шеши.

В « Бхагавад-гите », на поле битвы Курукшетра , Кришна , говоря о своём качестве вездесущности , утверждает: «Среди многоглавых нагов Я — Ананта».

Ананта-шеша в индуистских храмовых божествах

В большинстве вайшнавских храмов Южной Индии божество Вишну возлежит на кольцах свернувшегося змея Ананта-шеши. Согласно Клаусу Клостермайеру , философское толкование этого образа даёт возможность понять историю с точки зрения философии индуизма , согласно которой история не ограничивается человеческой историей на планете Земля или историей одной отдельно взятой вселенной: существует бесчисленное множество вселенных, в каждой из которых постоянно разворачиваются какие-то события. Ананта-шеша является олицетворением вечности, а каждый из витков его свернувшегося тела символизирует одну из вселенных материального мира с её историей.

Другие имена

  • Шеша-нага «(змей Шеша»)
  • Ади-шеша («изначальный Шеша»)
  • Ананта («бесконечный»/«безграничный»).
  • Нагашаяна

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. , p. 5
  3. 23 декабря 2007 года.
  4. . Дата обращения: 7 июля 2008. Архивировано из 18 ноября 2007 года.
  5. от 12 мая 2008 на Wayback Machine «Среди многоглавых нагов Я — Ананта»

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Klostermaier, Klaus K. (2000), , Oxford: Oneworld, ISBN 1851682139

Ссылки

Источник —

Same as Шеша