Interested Article - Сант мат
- 2020-02-25
- 1
Сант мат ( хинди संत मत ) — средневековое гностическое , монотеистическое , мистическое , эзотерическое и дуалистическое религиозное движение бхакти индийского типа, появившееся в северной части Индийского субконтинента в XIII веке . Санты придерживались эгалитарных взглядов, выступая против качественных различий индийской кастовой системы и против проведения различий между индусами и мусульманами . Другое название этого учения - Сурат-шабд-йога или йога внутреннего Света и Звука .
Сантов можно разделить на две основные группы: северную группу из региона Пенджаба , Раджастхана и Уттар-Прадеш , которые использовали язык хинди ( брадж ) для религиозного выражения, и на южную группу, чьим языком был маратхи (представленную Намдевом и другими сантами Махараштры ). Основателем движения является Кабир , а ключевым текстом Анураг Сагар. Наиболее известными сантами были Намдев , Сант Кабир , Равидас , Гуру Нанак , Мирабай , Гуру Ангад , Сурдас , Гуру Амар Дас , Гуру Рам Дас , Даду Даял , Гуру Арджан Дэв , Тулсидас , Гуру Хар Гобинд , Тукарам , Гуру Хар Рай , Гуру Хар Кришан , Гуру Тегх Бахадур , Гуру Гобинд Сингх , Сант Ратнагар Рао Джи , Сант Тулси Сахиб , Свами Джи Махараджи , Баба Джаймал Сингх , Баба Саван Сингх , Сант Кирпал Сингх , Сант Тхакар Сингх и Сант Балджит Сингх .
Этимология
В буквальном переводе сант мат означает «путь святых», «путь истины» или «правильный путь». Термин сант происходит от санскритского слова сат ( санскр. सद ) имеющего несколько значений («истинный», «реальный», «честный», «правильный»). Корневое значение слова — «осознавший истину» или «постигший высшую реальность». Термин «сант» приобрёл общее значение «добродетельный человек», но в основном используется по отношению к поэтам-сантам средневековой Индии.
История и основные особенности
Взгляды сантов и их социально-религиозные отношения были основаны на принципах бхакти (любовной преданности Богу), в том виде, в каком те были описаны за тысячелетия до этого в « Бхагавад-гите ». Движение Сант мат не было однородным. Различные его течения и учителя имели общие обычаи как друг с другом, так и с традициями, которым они противостояли. Санты скорее были группой разнообразных духовных личностей, чем определённой религиозной традицией, хотя все они признавали общность своих духовных корней.
В движении Сант мат не было сектантских границ и ему были чужды брахманские концепции каст и богослужений. Поэты-санты сочиняли свою поэзию на местных языках, обращаясь к простому народу на хинди и маратхи. Они говорили о спасительной силе «Святого имени» и отвергали религиозные ритуалы как не имеющие значения. Санты проповедовали идею, что истиной религией было предание Богу «обитающему в сердце». В традиции Сант мата также говорилось о необходимости принятия живущего духовного учителя, которого называют уважительным титулом , или «совершенный учитель».
Первое поколение североиндийских сантов, (к которому принадлежали Кабир и Равидас ), появилось в регионе Варанаси в середине XV века . До них были две известные фигуры XIII и XIV века — Намдев и Рамананда . Последний, согласно традиции Сант мата, был вайшнавским рамаитским аскетом, давшим духовное посвящение Кабиру, Равидасу и другим сантам. Другие варианты истории жизни Рамананды даются последователями его линии, монахами рамананди , другими сантами, и позднее — сикхами . Общепринятым фактом из его жизни является то, что он принимал в ученики представителей всех каст, за что подвергался критике со стороны ортодоксальных индуистских брахманов. Ученики Рамананды стали первым поколением сантов. Парампара сантов продолжила своё существование на протяжении веков, хотя ряд поэтов-сантов основали свои религиозные школы.
Формально, пути Сант мата следовало лишь небольшое число индуистов, но традиция оказала заметное влияние на последователей различных движений и течений. Бхаджаны авторства таких сантов как Мирабай продолжают оставаться популярными в Индии и в индуистских общинах за её пределами. В средневековой и современной Индии, традиция Сант мата является единственной, сумевшей успешно превзойти барьеры между индусами и мусульманами. Согласно Джулиусу Липнеру , религиозное учение сантов оказало «освобождающее» влияние на жизнь многих индусов.
Родственные движения
Считается, что классические гностики , средневековые суфийские поэты, такие как Шамс Тебризи , Джалаладдин Руми и Хафиз Ширази , а также синдхские поэты имеют много общего с поэтами-сантами. Движение в Северной Индии рассматривает себя как основного современного продолжателя традиции сантов и их учения. То же утверждают последователи течения кабирпантх, сикхи и некоторые другие движения.
К современному движению Сант Мат также относится организация Сант Мат "Путь мастеров" Мастера Сант Балджита Сингха, а так же Пьер Франко Марченаро (преемник Сант Кирпала Сингха ) и (преемник Сант Тхакара Сингха ). А также ветка Мастаны Джи , одного из учеников Бабы Саван Сингха. Религиозная организация «Миссия божественного света» Гуру Махарадж-джи ( ) рассматривается некоторыми религиоведами современным продолжателем движения Сант мат. К продолжателям Сант мата также причисляют другое современной движение эканкар. Джеймс Льюис называет эти движения «выражением древней веры в новом контексте».
Примечания
- ↑ Woodhead, Linda & Fletcher, Paul. Religion in the Modern World: Traditions and Transformations (2001) pp.71-2. Routledge (UK) ISBN 0-415-21784-9 "
- Schomer, Karine, The Sant Tradition in Perspective , in Sant Mat:Studies in a Devotional Tradition of India in Schomer K. and McLeod W.H. (Eds.) ISBN 0-9612208-0-5
- ↑ Lipner, Julius J. Hindus: Their Religious Beliefs and Practices (1994). Routledge (United Kingdom), pp. 120-1 . ISBN 0-415-05181-9
- Gold, Daniel, Clan and Lineage amongst the Sants: Seed, Substance, Service , in Sant Mat:Studies in a Devotional Tradition of India in Schomer K. and McLeod W.H. (Eds.). pp. 305, ISBN 0-9612208-0-5
- Lewis, James P. (англ.) . — Hitchin: Mandeville Press, 1998. — P. . — ISBN 0-914829-42-4 .
- Hees, Peter, Indian Religions: A Historical Reader of Spiritual Expression and Experience , (2002) p359. NYU Press , ISBN 0-8147-3650-5
- Alsani, Ali. Sindhi Literary Culture , in Pollock, Sheldon I (Ed.) Literary Culture in History — University of California Press (2003), p. 637-638. ISBN 0-520-22821-9
- Juergensmeyer, Mark. The Radhasoami Revival pp.329-55 in Sant Mat:Studies in a Devotional Tradition of India in Schomer K. and McLeod (Eds.) W.H. ISBN 0-9612208-0-5
- . Дата обращения: 28 июля 2021. 28 июля 2021 года.
- Gordon J. Melton , Encyclopedia of American Religions
- DuPertuis, Lucy. «How People Recognize Charisma: The Case of Darshan // Radhasoami and Divine Light Mission» in Sociological Analysis: A Journal in the Sociology of Religion Vol. 47 No. 2 by Association for the Sociology of Religion. Chicago, summer 1986, ISSN 0038-0210, pp. 111—124.
- (1977), World of Gurus , New Delhi: Vikas Publishing House Pvt. Ltd., p. 218, ISBN 0-7069-0523-7
- Geaves, Ron . «From Divine Light Mission to Elan Vital and Beyond: an Exploration of Change and Adaptation» // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions Vol. 7 No. 3. March 2004, pp. 45-62. Originally presented at 2002 International Conference on Minority Religions, Social Change and Freedom of Conscience ( ). ) от 19 мая 2011 на Wayback Machine
- Lane, David C., «The Making of a Spiritual Movement», el Mar Press; Rev. edition (December 1, 1993), ISBN 0-9611124-6-8
- Lewis, James R. The Oxford Handbook of New Religious Movements p.23, Oxford University Press (2003), ISBN 0-19-514986-6
Литература
- Lorenzen D. N. . — New York: SUNY Press , 1995. — ISBN 978-0-7914-2025-6 .
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- 2020-02-25
- 1