Interested Article - Дукнович, Иван

Иван Дукнович ( хорв. Ivan Duknović ), в Италии известен как — Джованни Далмата ( итал. Giovanni Dalmata ; около 1440 , Трогир , Далмация — около 1510 , Трогир , Далмация ?) — хорватский скульптор эпохи Возрождения . Учился, по-видимому, в Трогире , где на строительстве местного собора работал его отец. Позднее работал в Италии ( Рим , Падуя , Венеция ) и Венгрии .

В Риме

В начале 1460-х годов Дукнович в Риме , где сотрудничает с мастерскими известных скульпторов итальянского кватроченто Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле . Работой, исполненной совместно с Бреньо , считается Надгробие кардинала Тебальди (2-я пол. 1460-х, Рим , церковь Санта Мария сопра Минерва ).

Вместе с Мино да Фьезоле им создана гробница папы Павла II (1471—1473, прежде — Рим , старая базилика Св. Петра , ныне — Ватиканские гроты ). Саркофаг с фигурой покойного — лишь часть, правда, центральная, обширной арочной системы, примыкающей к стене и украшенной рельефными сценами в люнете, цоколе и по сторонам. Раннее сооружение показывает начальный этап развития этой системы, более скромной в основополагающих частях. Зато гробница Павла II являет необычайное богатство пластического декора, включенного в архитектурную раму. В старых источниках говорится о принадлежности Дукновичу аллегорической фигуры Надежды в нижней части надгробия, исполненной в очень высоком рельефе. Современные исследователи приписывают ему и другие компоненты этой монументальной гробницы, в частности, рельеф Воскресение Христово , расположенный непосредственно за саркофагом. Надежда предстает в виде сидящей женской фигуры. Молитвенно сложенные руки и лицо с устремленным ввысь взором передают зрителю чувства упования и надежды. Скульптор по-разному обрабатывает поверхность мрамора, добиваясь контраста в передаче пластики тела и складок одежды.

Иван Дукнович, Ангел-факельщик с гербом рода Чиппико , ок. 1480, Музей города Трогира

В Трогире

Ок. 1480 года мастер вернулся на родину. Этим временем датируется статуя Иоанна Евангелиста в капелле собора в Трогире . Непринужденность позы, композиционная свобода, с которой фигура вписана в пространство полукруглой ниши, совершенство пластической обработки материала свидетельствуют о зрелом этапе творчества скульптора. На базе статуи находится латинская надпись, удостоверяющая авторство Дукновича.

Другая его статуя в той же капелле — апостол Фома — исполнена в последние годы жизни мастера. Для неё характерна ясность и простота образного решения, хотя ей и присуща некоторая сухость пластической обработки.

В Венгрии

В конце 1480 — начале 1490-х годов скульптор работает при дворе венгерского короля Матьяша Корвина , известного своими гуманистическими устремлениями и покровительством художникам. Далматинский мастер участвовал в скульптурном украшении королевского дворца в Буде и, по-видимому, летней резиденции в Вишеграде . Памятники архитектуры и скульптуры этой эпохи впоследствии сильно пострадали во время турецкого нашествия и дошли до нас во фрагментарном состоянии. Наиболее вероятным произведением Дукновича этой поры считается так называемая (ок. 1490, Будапешт , Музей изобразительных искусств). Несмотря на значительные утраты, эта работа, исполненная в высоком рельефе, позволяет ощутить весомость и пластичность объёмов. Глубокие складки одежд усиливают контрасты светотени и придают скульптурному образу драматизм.

Примечания

  1. Giovanni Dalmata // (англ.)
  2. Giovanni Dalmata // — 2008.

Литература

  • Prijatelj K. Ivan Duknović. Zagreb, 1957.
Источник —

Same as Дукнович, Иван