Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм в агрогородке Турец Кореличского района Гродненской области Республики Беларусь . Относится к Новогрудской и Лидской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви.
В 80-х годах XVII века в местечке Турец существовала униатская Церковь Покрова Панны Марии . Описание этой церкви в «Визитах униатских церквей Минского и Новогрудского соборов 1680—1682 гг.» является первым письменным документом, который сохранился до нашего времени. Церковь Покрова Панны Марии была деревянная, большая, стоящая недалеко от усадьбы графа Ходкевича. С новой крышей. Церковь была построена на средства Ходкевичей. Отдельно от церкви находилась колокольня, на которой были 4 колокола и железное било. Пресвитер церкви Теодор Мартиневский. Описываются имевшиеся в храме иконы и утварь.
Церковь неоднократно подвергалась ремонту и перестраивалась, о чем свидетельствуют визиты 1754, 1784, 1793, 1798 годов.
Новое деревянное здание храма было построено в 1747 году . В 1827 году через 80 лет со времени постройки храм был перестроен, а в 1861 году подвергся капитальному ремонту. Поскольку церковь была небольшой и достаточно ветхой, прихожане начали сбор денежных средств на постройку нового храма. 50 % было выделено из казны царским правительством ( Александром III ). Сбор пожертвований растянулись более чем на 10-летний период, с 1872 по 1886 годы. Все это время прихожане свозили на погост камни и собирали необходимую сумму денег. 26 апреля 1885 года попечительство Турецкой церкви получило отношение Минского губернского церковно-строительного присутствия, которым прихожанам разрешалось произвести постройку нового каменного здания .
Шестнадцать строителей были избраны прихожанами на общих собраниях: по одному человеку от каждой из 10 деревень прихода и 6 человек — жители м. Турец. Так, от Турца в состав строителей были избраны Григорий Славинский, Иван Выдрицкий, Павел Мазюк, Василий Станкевич, Василий Конюх, Федор Свирид, от д. — Захар Ястреб, д. — Дмитрий Личко, д. — Алексей Гаркавый, д. — Климент Дрик, д. — Григорий Смолянко, д. — Илья Синица, д. — Федор Какареко, д. — Иосиф Мацук, д. — Адам Дрик, д. — Григорий Кистень. Для руководства строительными работами из м. Ивенец был приглашен мастер Филициан Антонович Бурак. Имена строителей церкви, настоятеля Юлиана Зелинского и церковного старосты Леона Лавровича увековечены на бронзовой доске, помещенной на одной из колонн в здании храма .
13 мая 1886 года Святой престол в старой церкви был снят и здание разобрано. После разборки деревянной церкви прихожане сняли полтора аршина холма (около 105 см), разровняли необходимых размеров площадку. Затем были вырыты траншеи для закладки фундамента. К 1 июня, ко дню Святой Троицы, траншеи глубиной и шириной в сажень были готовы, подготовлено было и необходимое количество камней, извести, песка и всего того, что требовалось для начала работы.
3 июня 1886 года, к 12 часам дня приходским священником в кладбищенской церкви была отслужена божественная литургия. Ровно в полдень благочинный Иосиф Рыбцевич при участии священников Мирской Николаевской церкви Феликса Степуры, Сервечско-Любиничской — Григория Кезевича, Кореличской — Андрея Черняковского и местного священника Юлиана Зелинского, диакона Березовицкой церкви Федора Новицкого, при пении хора учеников Турецкого народного училища под руководством псаломщика Михаила Новицкого совершил на церковной площадке «Чин на основание церкви».
4 июня 1886 года каменщики под руководством Фелициана Бурака начали кладку фундамента. Через три недели они приступили к кладке цоколя, а к середине июля начали кладку стен. Работа по строительству храма шла безостановочно и успешно. Руководил постройкой инженер
. С наступлением холодов работы по строительству останавливались и возобновлялись весной. Строительство храма шло быстро. К 12 июля 1887 года (через год) была закончена кладка камней на стенах храма, углы стен и карнизы оштукатурены, к яблочному Спасу была положена железная крыша, поставлены купола, освящены и поставлены железные золоченые кресты на пяти куполах и колокольне. После завершения наружных работ, выполнялись штукатурные и плотницкие работы внутри храма. К 1 августа 1888 года все работы по постройке храма были закончены .14 октября 1888 года благочинный Иосиф Рыбцевич уведомил архиепископа Варлаама, что новая каменная церковь в м. Турец господином инженером 3 ноября ) 1888 года в день памяти Казанской иконы Божией Матери состоялось освещение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы .
передана в духовное ведомство. 22 октября (В 1891 году при церкви построили деревянное здание церковно-приходской школы.
Храм построен в ретроспективно-русском стиле. Это трёхнефный крестово-купольный храм с квадратной апсидой и двухъярусной колокольней. Над крышей основного объёма возвышаются 5 куполов, над двухъярусной колокольней — луковицеобразная главка. Оштукатуренные элементы декора — лопатки, наличники, карнизы и др. — эффектно сочетаются с бутовой кладкой стен .
Иконостас для храма был изготовлен уроженцем местечка Турец — Григорием Яковлевичем Лойко в его столярной мастерской в Санкт-Петербурге. В иконостас были помещены и главные иконы, написанные по заказу Григория Лойко в Санкт-Петербургской Академии искусств. Также им был пожертвован Святой престол из кипарисового дерева.
Одна из главных икон Покрова Пресвятой Богородицы доставлена в храм из Афона, о чём свидетельствует надпись на её тыльной стороне: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в русском святого великомученика и целителя Пантелеймона монастыре с коего и послана в благословение христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред святым Её образом. 1898 год.». Икона, помещенная в большой художественной работы киот, и сегодня является одной из главных святынь храма.
Отдельными прихожанами на украшение церкви были внесены большие суммы денег: Иваном Курьянко — на икону Николая Чудотворца, Максимом и Анной Выдрицкими — на икону Преображение Господне, Яковом Ламаном из д. Загорье — на плащаницу и гробницу к ней, Емельяном Конюхом — на крест Голгофа, Розалией Ломонос — на две металлические хоругви.
Среди образов храма находятся иконы св. Елисея Лавришевского (дар прихожан), Серафима Саровского, Божией Матери «Скорбящая», вмч. Целителя Пантелеймона, а также список с древней белорусской иконы Божией Матери «Груздовская», Евфросинии Полоцкой (дар прихожан) .
В годы атеистической борьбы храм не закрывался.