Interested Article - Групелло, Габриэль де

Габриэль де Групелло ( нем. Gabriel de Grupello , также нем. Gabriel Grupello ) ( 23 мая 1644 Герардсберген Восточная Фландрия 20 июня 1730 замок Эренштайн ( ) Керкраде ) — фламандский скульптор на службе у немецких герцогов .

Жизнь

Групелло родился в городке Герардсберген Восточной Фландрии. Его отец — итальянец Бернардо Рупелли, капитан кавалерии, состоявший на службе в испанской армии. Мать — фламандка, урождённая госпожа Корнелия Делинк. Отец «вышедший в люди» из незнатного рода, умер рано. Хотя позже Габриэль Групелло и причислял себя к потомкам благородных рыцарей, но доказать это документально не представлялось возможным.

В 14-летнем возрасте он приехал в Антверпен и поступил в пятилетнее научение к скульптору Артусу Квеллинусу. Доподлинно неизвестно, был ли эти Квеллинус Младший или Старший, но, вероятнее всего, его учителем нужно считать Артуса Квеллинуса Старшего . Следующей ступенью овладения профессией стала учёба у гаагского скульптора Иоганна Лассона (Johann Lasson) и, наконец, двухлетняя практика техники бронзового литья ( ) в Париже и Версале .

В 1671 году Групелло получает гражданские права и открывает в Брюсселе собственную мастерскую. Он работал на различных властителей Европы, в том числе испанского короля Карла II , Вильгельма II Оранского и бранденбургского курфюрста Фридриха III . В 1695 году Групелло приглашается пфальцским курфюрстом Иоганном Вильгельмом в Дюссельдорф в качестве придворного скульптора. В последующие годы Групелло создал многочисленные скульптурные портреты властительной пары из мрамора и бронзы, а также контролировал работу квалифицированных рабочих, занятых на работах в княжеских дворцах.

Придворная деятельность скульптора закончилась вместе со смертью курфюрста в 1716 году . Наследник Иоганн Вильгельма курфюрст Карл Филипп проводил мероприятия в целях экономии княжеских средств и увольнял служащих и художников. В 1719 году император Карл VI выводит его «за штат» и назначает «зарплату милостей», то есть пенсионное жалование. С этого времени Групелло обращается прежде всего к сакральному искусству. В 1725 году скульптор вместе с женой и дочерью (бывшей в браке с управляющим императорского поместья) переезжает в замок Эренштайн ( ). Здесь он умирает в 1730 году в возрасте 86 лет.

Работы

В брюссельский творческий период главным произведением Групелло считается мраморный стенной источник, созданный для гостиной залы рыботорговца.

В дюссельдорфский творческий период прежде всего выделяют 2 монументальных художественных произведения из бронзовой отливки: конную статую курфюрста Яна Веллема (т.е. Иоганна Вильгельма; (нем.) ) на рыночной площади Дюссельдорфа и пирамиду Групелло ( (нем.) ), ныне стоящую на площади Парадов ( (нем.) ) в Маннгейме . В парке дворца Шветцинга располагаются скульптуры, выполненные Групелло.

От позднего сакрального творческого периода практически ничего не сохранилось. Многие скульптуры считаются пропавшими или уничтоженными при пожаре и разрушении Дюссельдорфского замка ( (нем.) ). Остался лишь великолепный бронзовый саркофаг курфюрста Яна Веллема в мавзолее дюссельдорфской придворной церкви Св. Андрея .

Память

Примечания

  1. Udo Kultermann: Gabriel Grupello . S. 26.
    Удо Культерманн: Габриэль Групелло, стр. 26.

Литература

  • Rudi Dorsch: Grupello-Pyramide im neuen Glanz . Mannheim 1993.
    Руди Дорш: Пирамида Групелло в новом глянце. Мангейм, 1993. (нем.)
  • : Gabriel Grupello . Berlin 1968.
    Удо Культерманн: Габриэль Групелло, Берлин, 1968. (нем.)
  • Kunstmuseum Düsseldorf (Hrsg.): Führer durch die Sammlungen Bd. 1 . Düsseldorf 1992.
    Музей искусств Дюссельдорф: Путеводитель по фондам, том 1., Дюссельдорф, 1992. (нем.)
  • Clemens von Looz-Corswarem, Benedikt Mauer ()Hg.), Peter Henkel (Red.): Das grosse Düsseldorf Lexikon. Greven Verlag, Köln 2012, S. 287-288.
    Клеменс фон Луц-Корсварем, Бенедикт Мауер (издатель), Петер Хенкель (редактор): Большая Энциклопедия Дюссельдорфа. Изд-во Гревен, Кёльн, 2012, стр. 287-288. ISBN 978-3-7743-0485-7 . (нем.)

Ссылки

Источник —

Same as Групелло, Габриэль де