Interested Article - Пильграм, Антон

Антон Пильграм ( нем. Anton Pilgram ; около 1460 , Брно , Земли Чешской короны 1515 , Вена ) — выдающийся архитектор и скульптор сербско-моравской школы периода поздней, или «пламенеющей», готики . Известен как скульптор портала Старой Ратуши в Брно и один из строителей собора Св. Стефана в Вене .

Пильграм начинал обучение в строительной артели в Вене, с 1481 года работал в Хайльбронне (Баден-Вюртемберг), вероятно, перестраивал хоры церкви Св. Килиана (этот факт оспаривается некоторыми историками). Достоверно известно, что в качестве архитектора Пильграм работал в Швабии, затем в Брно (Восточная Моравия). В 1495—1508 годах — в качестве скульптора и каменщика в церкви Св. Иакова , создавал скульптуры портала Старой Ратуши (1512) и Юдентор (Ворот евреев). В 1512—1515 годах Антон Пильграм работал строителем главного сооружения Вены — собора Св. Стефана (Штефансдом) .

Одно время Пильграма отождествляли с другим выдающимся скульптором — Николаусом Герхардтом из Лейдена , в творчестве которого угадываются ренессансные черты. Ныне считают его последователем. Известно также, что Пильграм был своенравным и неуживчивым человеком. Приехав в 1510 году в Вену, он сразу же попытался устранить других, конкурирующих с ним мастеров. Через два года он добился назначения на должность главного архитектора собора Св. Стефана. При этом Пильграм стремился захватить и все скульптурные работы в соборе. Это восстановило против него других мастеров. Потребовалось вмешательство императора Максимилиана , чтобы разрядить обстановку. Но Пильграм всё же умудрился создать в интерьере храма два своих автопортрета.

Резные каменные хоры первого большого органа у северной стены собора — шедевр поздней готики. Пята органа, решённая в виде огромной консоли , выполнена Антоном Пильграмом в 1513 году. Её поддерживает пучок причудливо переплетённых нервюр , которые собираются внизу и своим основанием покоятся на плечах скульптурной фигуры выглядывающего из окна человека. В руках у него циркуль и угольник. Это — сам мастер. Поместив свой портрет на самом видном месте, Пильграм внизу расположил подпись и дату: 1513.

Пильграм выполнил также Кафедру собора (1515), удивительное сооружение, согласно эстетике поздней «пламенеющей» готики, совмещающее архитектуру и скульптуру. Кафедру, или пульпит, со спиральной лестницей украшают выразительные портреты Учителей, или Отцов, Церкви . Горельефные бюсты имеют психологический характер, но это не портреты в современном смысле слова (в точности неизвестно, как выглядели эти люди), а изображения четырёх темпераментов (популярная тема средневекового и ренессансного искусства): Августин Блаженный (меланхолик), Амвросий Медиоланский (сангвиник), Иероним Стридонский (холерик), Григорий Великий (флегматик). Под лестницей Пильграм изобразил самого себя с циркулем (атрибут средневекового строителя), как бы выглядывающим из полуоткрытого окна. Перила лестницы, ведущей на кафедру, имеют изображения ползущих жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. В этом произведении, особенно в пластике портретов, очевидны новые, ренессансные черты .

Кафедра собора Св. Стефана — последнее известное произведение Пильграма. Умер Антон Пильграм в 1516 году в Вене. Менее известен Антон Пильграм Первый, строитель, работавший в XIV веке. Позднее в Вене упоминается имя архитектора Франца Антона Пильграма (1699—1761) и других художников с такой же фамилией, возможно, членов одной семьи .

Примечания

  1. Anton Pilgram // (нидерл.)
  2. — 2003.
  3. (англ.) — 2013.
  4. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835—1852
  5. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 489
  6. Либман М. Я. Немецкая скульптура 1350—1550. — М.: Искусство, 1980. — С. 231—232
  7. Власов В. Г. . Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 164

Литература

Источник —

Same as Пильграм, Антон