Interested Article - Тассар, Жан Пьер Антуан
- 2021-03-04
- 2
Жан Пьер Антуан Тассар ( фр. Jean-Pierre-Antoine Tassaert ; 1727 , Антверпен , Брабант — 21 января 1788 , Берлин ) — бельгийский скульптор, работавший в Париже и Берлине . Отец гравёра Жана Жозефа Франсуа Тассара (1765—1835), дед живописца Октава Тассара (1800—1874).
Биография
Антверпен и Париж
Жан Пьер Антуан Тассар родился в Антверпене , Австрийские Нидерланды (ныне — Бельгия ), и был крещён там же 19 августа 1727 года. Он был племянником Жана-Пьера Тассара (1651—1725) и внуком Пьера Тассара, антверпенских живописцев. Обучался ремеслу скульптора в Антверпене и Лондоне . С 1744 жил в Париже, где продолжал обучение в мастерской Рене-Мишеля Слодца , члена династии скульпторов бельгийского происхождения, работавших при французском королевском дворе. После смерти Слодца, последовавшей в 1764 году, Тассар стал работать как самостоятельный скульптор.
В 1769 году Тассар стал утверждённым членом (agréé) французской Королевской академии художеств , что представляло собой первый уровень членства, но в дальнейшем так и не стал полноправным академиком. Несмотря на это, карьера Тассара развивалась успешно. Он часто выставлял свои работы на Парижском салоне . В основном это были небольшие мифологические и аллегорические скульптуры и скульптурные группы. Его работы нравились аристократии, а маркиза де Помпадур напрямую покровительствовала скульптору. Среди других влиятельных покровителей и заказчиков были генеральный контролер финансов аббат Жозеф Мари Терре (1715—1778) и русский дипломат, а затем президент Императорской Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов (1733—1811). В 1773 году Тассар стал придворным скульптором (sculpteur attitré) малого двора графа Прованского (много позже взошедшего на престол как король Людовик XVIII ).
Переезд в Берлин
Ещё в 1758 году Тассар женился на художнице-миниатюристке Мари-Эдме Моро (1736—1791). В этом браке родилось 8 детей. Несмотря на большое количество заказов, денег для содержания большой семьи не хватало, и Тассар обоснованно винил в этом слишком высокую конкуренцию среди скульпторов в Париже. По этой причине он решился на переезд. В июне 1775 года, проработав около 30 лет в Париже, Тассар переехал с семьей в Берлин . Здесь он стал третьим по счёту директором Королевской скульптурной мастерской, также называемой «Французской мастерской», потому что двумя предыдущими директорами были французы Франсуа Гаспар Адам (1710—1761) и Зигибер-Франсуа Мишель (1728—1811). Приказ о его назначении был подписан лично королем Пруссии Фридрихом Великим , которому скульптора порекомендовал французский учёный-энциклопедист Жан Лерон д’Аламбер (1717—1783), состоявший с королём в переписке. Тассар также заранее отправил королю некоторые из своих работ, чтобы продемонстрировать свои навыки. Одной из присланных им скульптур была статуя купающейся Венеры . Рассказывают, что скульптура так понравилась прусскому королю, что он долгое время не осмеливался вынуть её из коробки, опасаясь, что при этом она может быть повреждена .
Положение придворного скульптора короля, которое Тассар получил в Пруссии, гарантировало, помимо гонораров, стабильный оклад, оплачиваемых помощников, бесплатную мастерскую и жильё (отдельный дом) за казённый счёт.
Строительство дома и мастерской, обещанных королем, были завершено к 1779 году. Здесь Тассар работал в окружении учеников, самым известным из которых стал Иоганн Готфрид Шадов , позже сменивший своего учителя на посту прусского придворного скульптора.
Первыми крупными работами Тассара, выполненными в Берлине, были четыре мраморные статуи: Вакха , фавна и двух вакханок , сделанные для одного из новых парадных залов дворца Сан-Суси . В дополнение ко многим более мелким заказам для королевских дворцов, Тассар получил от короля заказ на изготовление статуй генерала Зейдлица и фельдмаршала Кейта для площади Вильгельмплац в Берлине (статуи были заменены на площади в 1857 году бронзовыми копиями, выполненными Августом Киссом ; оригиналы можно увидеть в музее Боде ). Вопреки традиции, Тассар изобразил любимца короля, военачальника-кавалериста генерала Зейдлица (прямого предка сталинградского Зейдлица ) в его настоящей военной форме, а не в античных одеяниях, в которых принято было изображать полководца в то время. Это вызвало споры, поскольку некоторые сочли подобный подход недопустимым новаторством. Традиция создавать статуи военачальников в античных одеждах вместо настоящих в Европе окончательно ушла в прошлое только в 1830-е годы.
После смерти короля Фридриха Великого, последовавшей в 1786 году, его племянник и наследник, король Фридрих Вильгельм II поручил Тассару контролировать работу всех скульпторов и скульпторов-декораторов (барельефы, лепнина) в королевских дворцах, чтобы придать их действиям слаженность, а плодам их трудов — стилистическое единообразие. Параллельно, Тассар продолжал работать над собственными заказами. Последней работой скульптора стал проект гробницы графа фон дер Марка, которая в итоге была исполнена в иной манере его учеником Иоганном Готфридом Шадовым . Тассар умер в своём доме в Берлине 21 января 1788 года.
Из числа детей Тассара, Жан Жозеф Франсуа стал гравёром и работал в Париже, а Генриетта-Фелиситэ осталась в Германии, где работала в технике пастели. Сын Жана Жозефа Франсуа, Октав Тассар стал парижским жанровым живописцем.
Галерея
-
Памятник генералу фон Зейдлицу в Берлине в 1872 году на картине Жана Люльве . Бранденбургский музей , Берлин .
-
Памятник генералу фон Зейдлицу . Берлин , бронзовая копия, наши дни.
-
Памятник фельдмаршалу фон Кейту . Берлин, бронзовая копия, наши дни.
-
Общий вид на оба памятника.
-
Аллегория живописи и скульптуры. Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия .
-
Примечания
- ↑ (англ.)
- ↑ Jean-Pierre-Antoine Tassaert // — 1998.
- ↑ (нидерл.)
- ↑ — 2009.
- * Rita Hofereiter: Venus in der Kiste. Ein «morceau de réception» des Bildhauers Jean Pierre Antoine Tassaert für König Friedrich II. von Preußen. In: Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg. Jahrbuch 2 (1997/1998), S. 41-58.
Литература
- P. Seidel: Tassaert, Jean Antoine. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 37, Duncker & Humblot, Leipzig 1894, S. 407—409.
- Rita Hofereiter: Venus in der Kiste. Ein «morceau de réception» des Bildhauers Jean Pierre Antoine Tassaert für König Friedrich II. von Preußen. In: Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg. Jahrbuch 2 (1997/1998), S. 41-58.
- Ulrike Krenzlin: Johann Gottfried Schadow. Verlag für Bauwesen, Berlin 1990, ISBN 3-345-00467-4
- 2021-03-04
- 2