Боярская дума
- 1 year ago
- 0
- 0
Боярская писаница — памятник изобразительного искусства тагарской археологической культуры , состоящий из двух групп петроглифов : Малой и Большой Боярской писаниц в юго-западной части хребта Бояры ( по-хакасски Пойар тағ — «Священная гора»). Этот невысокий хребет в 6 км к востоку от села Троицкое Боградского района Республики Хакасия тянется вдоль левого берега Енисея .
Петроглифы Боярской писаницы были открыты и исследованы А. В. Адриановым в 1904 году . В 1962 году студентами Московского Высшего художественно-промышленного училища изображения Большой Боярской писаницы были срисованы и сфотографированы. В 1960—1970-е годы М. А. Дэвлет заново обследовала этот объект и опубликовала книгу «Большая Боярская писаница».
Боярскую писаницу датируют VII—III веками до нашей эры и относят к тагарской культуре, хотя частично она касается и переходного времени II—I веков до нашей эры, а именно таштыкской культуры .
Опираясь на иллюстрации М. А. Дэвлет, данные изображения по сюжету можно классифицировать следующим образом: изображений оленя — 22, козла — 12, горного козла — 3, быка — 9, собаки — 1, людей — 24, изображений котлов — 17, домов — 28, всадников — 6, бочонков — 7, держащего в руках лук человека — 1 и т. д. Всего представлено 151 изображение. Всего фигур зверей — 47, что составляет треть всех рисунков. На Большой Боярской писанице самые многочисленные изображения — жилища , только единичных изображений домов — 28. Жилища можно разделить на рубленые дома и юрты . Юрты в контексте этой композиции, по мнению М. А. Дэвлет, следует рассматривать как изображения традиционных жилищ кочевников Южной Сибири и «гэр» степняков Монголии , а рубленые дома — как обычные для тайги бревенчатые избы . На плоскости памятника изображены деревянные юрты, выполненные в той же технике, которая характерна и для современных хакасов .
Малая Боярская писаница включает более 40 изображений жилищ, антропоморфных существ, оленей, коз, коней . Переходом от скотоводства к земледелию объясняет появление изображений С. В. Киселёв . От этого мнения отличается точка зрения, синхронно высказанная М. П. Грязновым , который определил значение памятника как объекта религиозного назначения. Вокруг этих двух точек зрения на писаницу — «реальный посёлок» или «посёлок предков» — ведутся научные споры уже несколько десятилетий.