Interested Article - Жильсон, Поль

Поль Жильсон ( фр. Paul Gilson ; 15 июня 1865 , Брюссель 3 апреля 1942 , Брюссель ) — бельгийский композитор .

Биография

Вырос в деревушке Рёйсбрук (ныне в составе коммуны Синт-Питерс-Леув ), куда его семья переехала спустя год после его рождения; брат композитора Шарль (1855—1896) остался в Рёйсбруке на всю жизнь и с 1891 года был его мэром .

Начал заниматься музыкой у деревенского органиста Огюста Кантильона (1856—1926), затем учился композиции, гармонии и контрапункту у Шарля Дейка (1822—1888), ученика Франсуа Жозефа Фети и директора музыкальной школы в Андерлехте . Обратился к композиции ещё подростком, его ранние сочинения для церковного хора уцелели в архиве Рёйсбрукской церкви. В 1882 году, после смерти отца, вернулся вместе с матерью в Брюссель. В 1887—1889 годах обучался у Франсуа Огюста Геварта в Королевской консерватории Брюсселя . В 1889 году получил Римскую премию за кантату «Синай», благодаря чему провёл последующие годы в Байройте (1892), Париже (1893—1894) и Италии (1895). По итогам этих поездок Жильсон, согласно правилам премии, представил в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене ряд произведений, включая симфоническую поэму «Небесный огнь» ( фр. Le Feu du Ciel , по мотивам одноимённого стихотворения Виктора Гюго ) и ораторию «Франческа да Римини» на сюжет из « Божественной комедии »; в официальном отзыве Густава Юберти отмечались оригинальная концепция и гармоническое богатство музыки, а также «выдающееся драматическое чувство», проявленное композитором в оратории . О раннем официальном признании Жильсона говорит то, что в 1897 году правительством Бельгии ему была заказана кантата для исполнения при открытии Всемирной выставки в Брюсселе .

В 1900—1902 гг. преподавал гармонию в Брюссельской консерватории, затем до 1906 года в . С 1909 года занимал в министерстве культуры Бельгии должность инспектора по дневному музыкальному образованию (сперва на территории Фландрии, с 1912 года по всей стране). В апреле 1918 года ненадолго возглавил консерваторию в оккупированном немцами Антверпене, после чего в начале 1919 года, по окончании Первой мировой войны , был снят со всех должностей . В 1921—1930 гг. вновь инспектор по музыкальному образованию, после чего вышел на пенсию, продолжая преподавать частным образом, в том числе по переписке (бельгийским студентам, эмигрировавшим в другие страны) . Написал «Руководство по военной музыке» ( фр. Manuel de musique militaire ; 1926).

С начала 1890-х гг. выступал также как музыкальный критик. В 1925 году вместе с Марселем Потом и основал журнал «Revue musicale belge», выходивший до 1939 года. В 1925—1935 гг. вёл еженедельную программу «Музыкальная неделя» на Бельгийском радио . Кроме того, Жильсон был не чужд литературно-драматических амбиций: в 1895 году он написал либретто для балета своего друга Августа де Бука «Золушка», а в 1897 году получил премию за поэму «Комала», основанную на Поэмах Оссиана .

Член-корреспондент (1910), действительный член (1911) Королевской академии наук и искусств Бельгии . Исключён в 1919 году. В 1938 году избран действительным членом новосозданной .

Офицер (1896), командор (1932) Ордена Леопольда I .

Творчество

В общей сложности Жильсону принадлежит около 400 сочинений. На его становление как композитора повлияло как фламандское националистическое течение в музыке, возглавлявшееся Петером Бенуа , так и знакомство в 1883 году с музыкой Рихарда Вагнера . В двухкультурной бельгийской ситуации Жильсон, несмотря на свою франкоязычность, примкнул не к валлонской, а к фламандской музыкальной школе . В дальнейшем значительное влияние на Жильсона оказала русская музыка, впервые услышанная им в 1887 году в одном из Народных концертов дирижёра Жозефа Дюпона ; сохранилась многолетняя переписка Жильсона с Цезарем Кюи и Митрофаном Беляевым .

Первым крупным успехом Жильсона стало «Море» ( фр. La mer ; 1892) — четырёхчастное сочинение с подзаголовком «Симфонические зарисовки» ( фр. Esquisses Symphoniques ) для оркестра с дополнительной группой духовых инструментов, включая 11 саксофонов всех разновидностей, от сопрано до контрабаса. Восторженно встреченное критикой, «Море» до конца года было исполнено в десятке городов, включая американскую премьеру в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Антона Зайдля , а в скором времени оказалось в концертных программах многих стран (российская премьера состоялась в августе 1896 года в Павловске под управлением Николая Галкина ) . В то же время первая опера Жильсона, «Альвар» (1895), на сюжет из времён Нидерландской революции , провалилась по причине крайне неудачного, дилетантского либретто . Опера «Демон» (1895, по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова ) вызвала восторженный отзыв Кюи, отмечавшего:

В формах «Демона» заметно влияние Вагнера, но не рабское ему подчинение: человеческий голос всегда на первом плане и несомненны стремления согласовать музыкальные формы с требованиями и литературными формами текста. В «Демоне» же встречается довольно широкая мелодичность, выгодная и благодарная в вокальном отношении .

На рубеже веков Жильсон продолжает работу для сцены, создавая оперу «Моряки» ( фр. Gens de Mer ; 1895, либретто по поэме Виктора Гюго «Бедные люди»), сказочную оперу «Принцесса Солнечный свет» ( нидерл. Prinses Zonneschijn ; 1901, либретто ), «Бандитская любовь» ( нидерл. Rooversliefde ; 1902), а также балет «Пленница» ( фр. La Captive ; 1902, либретто ), — при этом оперы, написанные на французские либретто, ставятся в итоге во фламандских театрах в переводе на нидерландский . Кроме того, 1901 годом датирован написанный им по заказу Элизы Холл первый в мире концерт для саксофона с оркестром; концерт оказался слишком сложен для заказчицы, никогда не исполнялся и считался утраченным, пока его рукопись не была обнаружена в 2019 году .

После некоторого творческого упадка на рубеже 1900—1910-х гг. новый всплеск композиторской активности Жильсона приходится на годы Первой мировой войны, однако в этот период он работает преимущественно над оркестровыми и камерными сочинениями, среди которых сюита для виолончели и фортепиано (1916), Праздничная песнь ( лат. Carmen Festivum ; 1917) для оркестра. Три начатые в эти годы новые оперы так и не были завершены композитором. Последней крупной работой композитора стал балет «Два горбуна» ( фр. Les Deux Bossus ; 1921, премьера в 1934 году в театре Ла Монне ). Более поздние произведения Жильсона немногочисленны, в их числе «Парафразы фламандских народных песен» ( нидерл. Parafrazen op Vlaamse Volksliederen ; 1929) и «Еврейские прелюдии» ( фр. Préludes hébraïques ; 1934) для оркестра, а также сочинение для струнного оркестра «Хуторок Икара» ( фр. Le mas d'Icare ; 1934), написанное как звукоряд для видового кинофильма режиссёра .

Примечания

  1. Paul Gilson // (фр.) / — Ville de Bruxelles: 1868.
  2. Paul Gilson // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. — 2018.
  4. , с. 32.
  5. , с. 43.
  6. , с. 46.
  7. , с. 59—60.
  8. , с. 67.
  9. , с. 66.
  10. , с. 55.
  11. , с. 45.
  12. Kristin Van den Buys & Jaak Van Holen. Paul Gilson en de Russen. // Paul Gilson (1865—1942). Een Brusselse componist van de wereld / Kurt Bertels (red.). — Brussel: Uitgeverij ASP, 2023. — P. 84.
  13. , с. 40—42.
  14. , с. 44.
  15. Кюи Ц. Два иностранных композитора. ІІ. Поль Жильсон. // «Артист», 1894, кн. 3 (март), № 35, с. 117.
  16. , с. 49.
  17. от 7 июня 2023 на Wayback Machine // International Journal of Music , 13.02.2019.
  18. Marianne Thys. Belgian Cinema: Filmography of Belgian Movies, 1896—1996. — Ghent: 1999. — P. 163.

Литература

Источник —

Same as Жильсон, Поль