Interested Article - Караваево (Владимирская область)

Карава́ево — село в Петушинском районе Владимирской области , входит в состав Пекшинского сельского поселения .

История

В XIX и начале XX века Короваево представляло собой цветущее торговое село, где проходили многочисленные ярмарки, с десятками магазинов и купеческих лавок, чайными, добротными кирпичными и деревянными домами зажиточных селян.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней и храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Короваево.

До середины 1950-х годов село украшали два храма, стоящие на берегу р.Пекша. По документам село известно с начала XVII века как старинная вотчина дворян Кузьминых . В 1637 году оно было во владении стольника Дмитрия Фёдоровича Кузьмина, в то время здесь стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Пречистой Богородицы Огидитрии и собора архистратига Михаила, постороенная «клецки». В 1663 году уже существовал пристроенный к храму придел святителя Николая Мирликийского. В 1678 году Короваево принадлежало двум вотчинникам — Федору Андреевичу и Степану Кузьминым. В 1730 году Дмитрий Афанасьевич Кузьмин-Караваев построил ныне существующую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней, надстроенной в 1871 году. В Советское время церковь была закрыта, уничтожено внутренне убранство, разрушен алтарь.

В официальных документах "Короваево" стало Караваевым (повлияло "акающее" произношение).

В былые времена в Короваеве было много сапожников, скорняков и вальщиков, а до революции существовал кожевенный завод, открытый предприимчивыми братьями Миняевыми. Шили здесь добротную обувь на любой вкус: и рабочие ботинки, и "выходные" женские короткие сапожки с резинками и матерчатыми уголками, и хромовые сапоги для молодых щеголей со специальной обработкой голенищ, чтобы имелись складки. Верхом изящества считались сапоги "со скрипом", когда между подошвой и стелькой вставлялась специальная деревянная пластинка, которая при ходьбе издавала оригинальный скрип. Обувь пользовалась огромным спросом, а трудолюбивые братья Миняевы были уважаемыми людьми. После революции их судьба сложилась трагически - обоих раскулачили и сослали.

Известные русские писатели В.Солоухин и В.Ерофеев имели с Караваевым самую тесную связь. Солоухин много путешествовал по этим местам, собирая материал для своих книг, а Венедикт Ерофеев жил неподалёку, в деревне Мышлино, откуда родом была его первая жена Валентина. У них родился сын, которого тоже назвали Веней. В Мышлино были написаны главы знаменитой повести Ерофеева "Москва - Петушки".

У алтаря церкви сохранилось разрушенное надгробие настоятеля, протоиерея Александра Фёдоровича Аедоницкого (1843—1907), он устроил в селе церковно-приходскую школу (1898 г.) его дочь Анна Александровна (ум. 1948) была учительницей в караваевской школе, а сын Иван Александрович (ум. 1948) — ветеринарным врачом. В советское время их могилы осквернены, надгробие протоиерея Александра Аедоницкого разбито. Писатель В.Солоухин был в Караваеве в 1956 году и вот что увидел: "В прицерковной траве валялись и то и дело попадались нам под ноги черепная кость, то бедро, то обломок человеческого таза, и там и тут виднелись в высокой траве опрокинутые каменные памятники. Удалось разработать несколько стёршихся, забитых землёй надписей: «Секунд-майор Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев, Владимирской губернии предводитель дворянства с 1797 по 1802 года», «Действительный статский советник граф Николай Петрович Апраксин», «Князь Константин Фёдорович Голицын». Даты жизни последнего из названных — 1819—1884, он был младшим братом князя Александра Фёдоровича Голицына-Прозоровского.

В 1864 году местный помещик граф Николай Петрович Апраксин (он жил в усадьбе Митино, находившейся в версте от села на другой стороне реки Пекши) построил в селе второй каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В его подклете в 1889 году был устроен придельный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм был разработан до середины окон нижнего ряда и переделан в сарай.

В центре села стоял памятник царю-освободителю Александру II, разрушенный в советское время.

Богослужения совершаются в частично восстановленной часовне, у входа в которую установлен памятный крест погибшему за веру в 1938 году протоиерею Иоанну Казанскому.

В двух верстах от караваевских храмов находятся деревня Марково и Очеп. Поблизости от них до середины 1950-х годов стоял Преображенский храм древнего погоста Спас Железный посох, построенный в 1809 году на месте деревянного и взорванный на щебёнку для предполагавшегося строительства Караваевской ГЭС, которая так и не была построена.

В конце XIX — начале XX века село являлось центром Короваевской волости Покровского уезда .

С 1929 года село являлось центром Караваевского сельсовета Петушинского района , с 1979 года — в составе Анкудиновского сельсовета , 2005 года — в составе Пекшинского сельского поселения .

Население

Численность населения
1859 1897 1905 1926 2002 2010 2021
398 672 858 725 180 190 139

Достопримечательности

В селе расположены недействующие Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1730) и Церковь Петра и Павла (1864)

Галерея

Примечания

  1. .
  2. / Обработано ст. ред. М. Раевским . — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб. , 1863. — 283 с.
  3. 16 января 2014 года.
  4. . — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — Владимир, 1907.
  5. Предварительные итоги переписи по Владимирской губернии. Выпуск 2-й // / Владимирский губернский статистический отдел. — Владимир, 1927.
  6. . Дата обращения: 21 июля 2014. 7 сентября 2014 года.
  7. . Дата обращения: 2 января 2022. 9 декабря 2021 года.

Ссылки

  • Солоухин Владимир Алексеевич "Владимирские просёлки", 1956 г.
  • Солоухин Владимир Алексеевич "Смех за левым плечом", 1988 г.
  • Протоиерей Олег Пэнэжко "Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области", Владимир, 2005. ISBN 5-93350-104-2 , ББК 86372
Источник —

Same as Караваево (Владимирская область)