Эшман, Норберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Август Йозеф Норберт Бургмюллер ( нем. August Joseph Norbert Burgmüller ; 8 февраля 1810 , Дюссельдорф ― 7 мая 1836 , Ахен ) ― немецкий композитор и пианист , брат Фридриха Бургмюллера .
Родился в семье композитора и дирижёра , от которого и получил первые уроки музыки, и Анны Терезы Фридерики фон Цандт цу Райхартсхаузен (18.6.1771 — 26.12.1858). После смерти отца в 1824 году Норберта взял под покровительство граф Франц фон Нессельроде-Эресхофен, поселивший его в своём поместье близ Касселя . При финансовой поддержке графа Бургмюллер получил хорошее музыкальное образование, среди его учителей были Мориц Гауптман и Луи Шпор .
В конце 1820-х Бургмюллер часто выступал как пианист, а в январе 1830 дебютировал и как композитор, исполнив собственный Концерт для фортепиано с оркестром. На следующий год он вернулся в Дюссельдорф в надежде найти там преподавательскую работу, но это ему не удалось. У него проявились признаки эпилепсии , он вёл затворнический образ жизни, общаясь только с самыми близкими друзьями, среди которых был поэт Х. Д. Граббе .
В 1834 Бургмюллер познакомился с Мендельсоном , который одобрительно отозвался о его музыке и исполнял в своих концертах его Симфонию c-moll и Фортепианный концерт. После отъезда Мендельсона финансовое и общественное положение Бургмюллера осталось нестабильным, и он вынашивал планы уехать в Париж , где в то время уже жил и работал его брат. Этим планам не суждено было осуществиться: в 1836, находясь на курорте в Ахене, Бургмюллер утонул во время очередного эпилептического припадка.
На раннюю смерть Бургмюллера откликнулся Роберт Шуман , написавший некролог в газете Neue Zeitschrift für Musik , где говорил, что это самая большая потеря для музыки со времён кончины Шуберта . Мендельсон написал памяти Бургмюллера траурный марш, op. 103, под звуки которого проходили его похороны. Был похоронен на в Дюссельдорфе; в начале XX века могила перенесена на .
Очень короткая творческая карьера Бургмюллера не позволила его дарованию раскрыться в полной мере . Тем не менее, в его музыке ясно прослеживается развитие индивидуального стиля. Самые ранние сочинения Бургмюллера ― струнные квартеты op. 4 и op. 7, романтические по духу ― испытали влияние Шпора, в написанных позднее песнях проявилась ясность изложения, более свойственная классицизму. Первый фортепианный концерт, написанный в очень редкой по тем временам для сольного концерта тональности fis-moll , отмечен масштабностью формы и нестандартной оркестровкой (например, в медленной части обширная сольная партия доверена виолончели в оркестре, по сути выводя её на уровень второго солиста).
Из двух симфоний Бургмюллера была завершена только первая, у второй не окончен финал, в котором автором написано только 58 тактов. Шуман во время своего пребывания в Дюссельдорфе собирался завершить эту симфонию, но так и не осуществил свои намерения.
Вскоре после смерти Бургмюллера его сочинения были почти забыты. Большинство из них было впервые издано только во второй половине XIX века, а настоящее возрождение его музыки началось только с 1986 года, когда отмечалось 150-летие со времени его кончины.
В Дюссельдорфе создано Общество Норберта Бургмюллера .