Interested Article - Кальс, Адольф-Феликс

Адольф-Феликс Кальс ( фр. Adolphe-Félix Cals ; 17 октября , 1810 , Париж 3 октября , 1880 , Онфлёр ) — французский художник и гравёр середины XIX века, близкий по своей художественной манере, работе на пленэре и кругу общения к импрессионистам .

Биография и творчество

Родился в Париже в семье чернорабочих. Ещё в детстве проявил интерес к рисованию; кроме того, имел слабое здоровье и часто болел. В связи с этим родители позаботились, чтобы их сын не занимался тяжёлым физическим трудом и устроили его на учёбу к гравёру, мастерская которого находилась неподалеку от их дома. Его первым наставником был ( фр. ), сосед и друг семьи . В 1823 году Анселен неожиданно умер и Колье вынужден был переходить от мастерской одного гравёра к другой, пока в 1828 году не устроился в мастерскую Леона Конье в парижской Школе изящных искусств , который являлся представителем неоклассицизма и романтизма , с довольно консервативными взглядами на искусство.

Конье начал ориентировать Кальса на популярную и модную в Париже стилистику исторической живописи , но встретил сопротивление своего ученика, который постепенно отходил от господствующего в то время неоклассицизма в живописи и его эпигонов в сторону более индивидуальной художественной манеры . Конье предупредил упрямого молодого человека, что он может навредить своей художественной карьере, если не будет соблюдать преобладающих в Париже предпочтений и стандартов в живописи . Так и произошло, первоначально начинающий художник не имел финансового успеха и признания.

В мастерской Конье он познакомился со своей женой, серию рисунков и портретов которой он выполнил. Однако их счастье было недолгим, так как вскоре она заболела психическим расстройством, фактически предоставив Кальсу самостоятельно заботиться об их дочери Мари, также унаследовавшей болезнь матери .

Живописец часто работал на пленэре в предместьях Парижа, изображая природу, а также жанровые сцены, быт и жилища простых людей, за что его сравнивают с Шарденом . С 1835 по 1848 годы регулярно выставлялся в Парижском салоне , но его работы мало привлекали внимание.

Видимо, первый успех Кальса стоит отнести к выставке 1846 года, когда его произведения обратили на себя некоторое внимание: хотя он и не получил тогда официальных наград, но в его адрес прозвучал ряд положительных отзывов. Уже в этот период он применял более свободную художественную технику и мелкие мазки, что позже было расценено как проявление предимпрессионизма. Кальс становится сторонником зарождающейся художественной манеры, которая всё дальше отходила от жёсткого регламентированного традиционного рисунка и эмалевой, «лакированной» и сглаженной манеры академистов , с их приверженностью к стандартизированным историческим сюжетам и образам.

В 1863 году Кальс подал свои произведения в « Салон отверженных », где также выставили свои произведения приверженцы новой художественной эстетики — Камиль Писсарро , Эдгар Дега , Клод Моне , чьи полотна отверг официальный Салон. В этот период произведения Кальса заметил продавец картинами (маршан) ( фр. ), который в художественных кругах был широко известен как «папаша Мартен» и сотрудничал с Камилем Коро и Жаном-Франсуа Милле . Знакомство с Мартеном ознаменовало для художника начало нового, успешного и благополучного периода жизни. Кальс обратился к созданию пейзажей, по манере исполнения близких к художественным опытам Йонгкинда , чьё влияние, как и Камиля Коро, он испытал. Также он знакомится с известным коллекционером и меценатом ( фр. ), который стал поклонником и пропагандистом его творчества, начав ему покровительствовать, оказывая материальную поддержку и принимая участие в его судьбе. Граф Дориа приглашает его пожить в свой замок Орруй (фр. Château d’Orrouy ), расположенный в департаменте Уаза . В этот период Кальс приобретает некоторую известность, его картины начинают ценить и покупать.

Адольф-Феликс Кальс. Сен-Симеон, 1876

В 1871 году состояние его жены значительно улучшилось, но умирает его дочь, после чего художник в 1873 году окончательно перебирается в Онфлёр на побережье Нормандии , к своим друзьям художникам, облюбовавшим эти места. Одним из первых эти живописные места выбрал для работы на пленэре Эжен Буден , сумевший заинтересовать других художников, а также ферму ( фр. ), преобразованную в своеобразную сельскую гостиницу для художников, которую держала известная среди них «матушка Тутен». Эту ферму, расположенную на устьем Сены , а также и окрестности Онфлёра даже прозвали «нормандским Барбизоном » . Французские искусствоведы склонны расценивать Онфлёр этого периода как важный художественный центр, называя его «колыбелью импрессионизма», «школой Сен-Симеона» или «Онфлёрской школой». В это время Кальс много общается с Эрвье Виньоном, Буденом, Йонкиндом .

В 1874 году, при содействии Клода Моне , Кальс стал участником первой выставки импрессионистов , которая проходила в бывшем фотоателье Надара . Позже он принимал участие и в других их групповых выставках, а сами импрессионисты приняли его в свой круг, несмотря на то, что он был их старше . Его излюбленными сюжетами (особенно в более ранние годы) были довольно унылые пейзажи, выполненные в контрастных тонах, и жанровые сцены, представляющие жизнь бедняков, рабочих, моряков и рыбацких общин. Заключительные годы жизни художника ознаменованы уже более непринуждённой и энергичной живописной манерой . В целом принято рассматривать его творчество как проявление художественного метода, предшествующего импрессионизму .

По мнению искусствоведов Мориса Серюлля (фр. Maurice Sérullaz ) и Арлетт Серюлля (фр. Arlette Sérullaz ) :

Пейзажи Кальса, всегда стремившегося к передаче мимолётного впечатления, предвосхитили пейзажи Йонкинда и Будена. Художник свободно обращается с материалом, кладя резкие, летящие мазки и передавая вибрации света. Кисти его также принадлежат натюрморты и глубоко достоверные полотна, запечатлевшие быт крестьян и рыбаков. Подлинный шедевр Кальса — картина, изображающая обнаженную модель и выполненная посредством техники, поражающей своей современностью.

Адольф-Феликс Кальс умер в 1880 году и был похоронен в Онфлёре на 69-м году жизни.

Избранные произведения

  • «Автопортрет», 1851
  • «Святой Франциск Ассизский»
  • «Натюрморт с керамикой и скульптурой»
  • «Стол бедной семьи» («Натюрморт с посудой и хлебом»), 1860
  • «Заброшенный барак на Монмартре»
  • «Два приятеля вечером», 1864
  • «Онфлёр. Двор фермера», 1865
  • «Побережье реки зимой»
  • «Онфлёр. Загородный дом»
  • «Натюрморт с цветами и яблоками», 1873
  • «Онфлёр. Побережье», 1874
  • «Онфлёр. Обеденная пора», 1875
  • «Онфлёр. Закат», 1875
  • «Большая ферма в Сен-Симеоне», 1876
  • «Воскресный день в Сен-Симеоне», 1876
  • «Моряки в Сен-Симеоне», 1877

Галерея

Моряки в Сен-Симеоне, 1877

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) // OUP , 2017. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (нидерл.)
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #121910164 // (нем.) — 2012—2016.
  5. (англ.) (недоступная ссылка — ) . oxfordindex.oup.com. Дата обращения: 15 июня 2019.
  6. Энциклопедия импрессионизма // Под ред. М. и А. Серюлля. / Пер. с фр. Н. Матяш. — М. : Республика, 2005. — С. 42—43. — 295 с.
  7. . www.impressi.org. Дата обращения: 14 июня 2019. 13 мая 2019 года.
  8. Ревалд, Джон. История импрессионизма // Пер. с англ. П. В. Мелковой. — Л.-М: Искусство, 1959. — С. 96. — 503 с.
  9. , с. 214.
  10. Georges Pillement, A.-F. Cals : 1810—1880, Paris, François Delestre, 1975, 43 p.

Литература

  • Ревалд, Джон. История импрессионизма / Пер. с англ. П. Мелковой. — М., Л.: Искусство, 1959. — 503 с.
  • Anne-Marie Bergeret-Gourbin, Adolphe-Félix Cals, 1810-1880 : [exposition] Honfleur, Musée Eugène Boudin, 7 juillet-1er octobre 1990, Lisieux, Musée du Vieux-Lisieux, 6 octobre-6 novembre 1990, Senlis, Musée d’Art et d’Archéologie, Eté 1991, Honfleur, Le Musée, 1990, 60 p., 20 x 21 cm (OCLC 81739881).

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • . Impressi. Энциклопедия импрессионизма .
Источник —

Same as Кальс, Адольф-Феликс