Interested Article - Лиутгарда Тонгеренская

Святая Лиутгарда Тонгеренская , также святая Лиутгарда Авирсская ( нидерл. Sint-Ludgardis , 1182 — 16 июля 1246) — средневековая святая из Низинных земель . Родилась она в льежском городке Тонгерен (нынешняя Бельгия ), и ушла в монахини в возрасте двенадцати лет. Описание последовавшего полувека её жизни изобилует упоминаниями всевозможных чудес, в которых она фигурирует. Отмечают день святой Лиутгарды 16 июня . Из нескольких сохранившихся житий святой Лиутгарды самым известным считают написанное спустя три года после её смерти доминиканским монахом Томасом ван Кантимпре .

Биография

Лиутгарда родилась в Тонгерене в 1182, и в 1194 ушла в Бенедиктинский монастырь св. Екатерины рядом с Синт-Трёйденом . Настоящей причиной ухода в монастырь стала не тяга к божественному, а то, что её приданое было растрачено на неудачную сделку, что существенно снижало её шансы найти пару, а жизнь в монастыре по меркам того времени имела целый ряд преимуществ перед позором холостой жизни . Несколько лет она беззаботно прожила в стенах монастыря, без особого интереса к религии, не имея ни обязательств, ни ограничений, и регулярно принимая гостей обоих полов . Как раз в гостиной, по её собственным словам, ей впервые явился Иисус Христос , после чего в возрасте 20 лет она стала монахиней .

Несмотря на предсказания сестёр по ордену, что поворот в её жизни долго не продлится, поведение Лиутгарды становилось всё более набожным и преданным. Ей несколько раз ещё являлись Иисус, Богородица и Иоанн Евангелист . Роберто Беллармин писал, что к ней также вскоре после своей смерти явился Папа Иннокентий III , и благодарил её за все молитвы и пожертвования, совершённые ею за время его папства. Также сообщалось о многочисленных случаях религиозного экстаза , левитации , прорицаний, лечения возложением рук, и крови, стекающей с её лба и волос во время транса. Некоторые явления святых и ангелов несли чёткие установки: например, строго поститься семь лет из-за Альбигойского крестового похода .

Лиутгарда отказалась от места аббатисы , но в 1205 была избрана приоресой . В 1208 в деревне она присоединилась к более строгому ордену Цистерцианцев по совету подруги, тоже будущей святой, . Из-за того, что монахини-цистерианки совершали все службы и таинства на французском , а родным языком Лиутгарды был фламандский , её жизнь, работа и молитвы среди них вызывали в ней острое чувство одиночества , и некоторое время она жила в монастыре Нивеля , хотя потом всё равно вернулась в Авирс. Тем не менее, именно к тому периоду относятся образы, внесённые ею в христоцентрический мистицизм и твёрдо там закрепившиеся: например, Христос, предлагающий ей испить крови из его ран и забирающий у неё сердце взамен своего . Образ сердца Христа и поклонение ему до св. Лиутгарды в христианстве не встречается . Согласно Томасу Мёртону , Лиутгарда «…привнесла в мистическую жизнь образ пронзённого сердца Спасителя, и принятия Его воплощённого слова через обмен сердцами» . Полная история такова: в одном из явлений Христос предложил ей выбрать любой дар, и Лиутгарда выбрала знание Латыни, чтобы лучше понимать святое писание; её разум сразу заполнился псалмами , антифонами и литаниями ; через несколько дней она вернулась к Иисусу и с обезоруживающей прямотой попросила вернуть дар, не заполнивший пустоту в её сердце, и попросить другой — которым и стал обмен сердцами . Образ святого сердца Иисуса окончательно вошёл в христианскую традицию в XVII веке после работ святой Маргариты Марии Алакок .

Лиутгарда помогала многим начинающим доминиканским и францисканским монахам, поддерживая их молитвами и постами , давая им кров и слушая их рассказы о миссиях и духовных победах. Первый биограф Лиутгарды утверждает, что монахи называли её «mater praedicatorum» ( лат. матерью проповедников ) . Последние 11 лет своей жизни она была слепа , и умерла своей смертью в Авирсе. Согласно традиции, Христос явился ей в последний раз, чтобы оповестить о грядущей смерти. Лиутгарда умерла в возрасте 64 лет, наутро после праздника Святой Троицы . При смерти Лиутгарды присутствовала бегинская святая , пророчествовавшая о посмертной славе Лиутгарды. Надпись на её надгробном камне сделала ещё одна цистерцианская святая , посвятившая её целую поэму .

Почитание

Молитвенный стул святой Лиутгарды, старейшая мебель Бельгии

Святая Лиутгарда считается самым значимым мистиком XIII века . Перевод её жития авторства Томасом ван Кантимпре на средненидерландский язык стало самым заметным памятником нидерландскоязычной литературы того времени . Лиутгарду почитали сначала местно в Авирсе, где её мощи были извлечены и превращены в реликвии в XVI веке . 4 декабря 1796 в результате Великой французской революции её монастырь был разрушен, а мощи перевезены в Итр , где они остаются и по сей день . Святая Лиутгарда считается покровительницей слепых и инвалидов .

В искусстве образ святой Лиутгарды был увековечен Матиашем Брауном в виде статуи « » (1710) на Карловом мосту в Праге и Франсиско Гойей в виде картины «Santa Lutgarda» (1787).

В часовне в деревне хранится стул святой Лиутгарды, считающийся самым старым сохранившимся образцом мебели в Бельгии .

Источники

  1. Richard K. Emmerson, « », Routledge, 2013.
  2. , 16 июня 2016.
  3. Tony Staley, « от 24 октября 2020 на Wayback Machine », The Compass, 11 июня 2004.
  4. Catholic News Agency, от 11 августа 2020 на Wayback Machine .
  5. Joseph A. Grassi, « », Wipf and Stock Publishers, 2010.
  6. Saint Lutgarde of Aywières: 1182—1982 от 1 апреля 2019 на Wayback Machine A Re-View Alan Gilmore / Vol 17.2 (1982) 181-93
  7. David Hugh Farmer, , OUP Oxford, 2011.
  8. J. Deschamps, , p. 63-65.
  9. J. Reyniers en K. Houbey, " , Ritualia Lossensia. Rituelen en relieken in Loon, Loonse Schriften, 4, Borgloon, 2016, p. 53-63.
Источник —

Same as Лиутгарда Тонгеренская