Interested Article - Абд аль-Кадир аль-Мараги

Абд аль-Ка́дир ибн Гайби́ Ха́физ Мараги́ ( перс. عبدالقادر بن غیبی حافظ مراغی ‎, азерб. عبدالقادر مراغی, Әbdülqadir Maraği [Аб­дул­га­дир Ма­ра­ги ]) (1353—1435) — персидский музыкант и теоретик музыки тюрк­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния , родом из исторической области Азербайджан . Аль-Мараги наряду с Сафиаддином Урмави внёс огромный вклад в теоретическое исследование музыкальной культуры Азербайджана (исторический регион северного Ирана ) . Был придворным музыкантом багдадских халифов , служил при дворе Тамерлана в Самарканде . В ряде трактатов (начало XV в.) дал теоретическое изложение системы 24-х ладов , описания форм и жанров, а также многих музыкальных инструментов своего времени. Хоть и родным языком аль-Мараги был азербайджанский , за исключением нескольких тюркских стихов, все произведения написал на персидском .

Биография

Родился в 1353 году в Мараге . Согласно этномузыкологу и рецензенту « Большой российской энциклопедии » — тюркского происхождения . Отец Абд аль-Кадира, Мавлана Гайби был образованным и уважаемым в городе человеком. Он заметил ранние способности сына и решил обучить его. В четыре года аль-Мараги читал наизусть Коран , в 8 лет — овладел грамматикой, в 10-летнем возрасте ходил с отцом на меджлисы учёных мужей и шейхов , где искусно исполнял сложные музыкальные произведения. Аль-Мараги также сочинял поэтические произведения, владел каллиграфией , «а по письму на камне ему не было равного и подобного». Живший в XV век утверждает, что аль-Мараги обладал тремя талантами — музыканта, художника-каллиграфа и поэта. Он писал о нём:

«...а по письму на камне ему не было равного и подобного»

Во время джелаиридов

В начале 1370-х годов Абд аль-Кадир аль-Мараги участвует в меджлисах правителя — султана Увейса Джалаира . Получил в жёны дочь Хаджи Ризваншаха ибн Заки ат-Тебризи за сочинение музыкальных произведений (цикла мугамов ).

Во время тимуридов

При дворе Эмира Тимура (музыканты внизу слева). Персидская миниатюра Шаруфаддина Али Езди. «Зафарнаме». 1628

Во время походов Тамерлана аль-Мараги в 1393 году, как и многие другие искусные мастера и художники был угнан в Самарканд . В центре Мавераннахра музыкант также пользовался большой славой. В «Фирмане» (указе) Тамерлана (1397 год) аль-Мараги назван «падишахом всех знатоков музыки». Абд аль-Кадир возвращается в Тебриз . Но вскоре, в связи с тяжёлой обстановкой при дворе Миран-шаха , известного своими кровавыми расправами над поэтами того периода, он вынужден бежать в Багдад , где Тамерлан приговорил его, как приближённого Миран-шаха к смертной казни. Однако отменил свой приговор, впечатлённый прекрасным голосом аль-Мараги и его мастерским чтением суры из Корана . Аль-Мараги снова стал придворным музыкантом Тамерлана.

Работа над теоретическими трудами

В начале XV века в Мавераннахре и Хорасане учёный работает над теоретическими трудами, в которых подытожил свой богатый опыт. Аль-Мараги в период с 1405 года по 1413 год работает над большим трактатом «Джами аль-альхан» («Собрание мелодий»).

В 1415 году в Герате аль-Мараги написал второй вариант трактата «Джами аль-альхан». Именно в нём мугам ( макам ) как термин и понятие впервые получает обстоятельную научную разработку. Как теоретик, аль-Мараги изучал, прежде всего, сложнейшую проблему мугамных (макамных) ладов . Он зафиксировал усложнение профессионального музыкального искусства, детально описав 24 шобе — ладовых звукорядов, производных от базовых мугамов (макамов).

Аль-Мараги также осветил тему о способах сопровождения мелодии на щипковых плекторных инструментах, о различных способах удара плектра , а также своеобразного вибрато — «натирания» (малеш) звука как исполнительского приёма для извлечения микроинтервала в 1/4 тона («ирха») .

В трактатах аль-Мараги также выявляет своеобразные черты искусства того или иного народа.

В научных трудах о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах раскрывает специфику ашугского искусства — искусства озанов, бахши, бакси, представлявших культуру тюркоязычных народов . Главный инструмент ашугов — « гопуз » Рума ( Малая Азия ), « гопуз озанов» ( Азербайджан ), «шидиргу» — инструмент, распространённый среди тюркских бахши Хята (Восточный Туркестан ).

Аль-Мараги выявляет общую для гопуза озанов и шидиргу своеобразную квартово-секундовую основу с ашугским сазом , обосновав связь современного саза с его прототипом — гопузом известного тюркского эпоса « Китаби Деде Коркута » .

Выделяет 9 основных ладов музыки, исполняемой тюркскими певцами-сказителями. Описывает такие смычковые инструменты как кяманча , гиджак , щипковые танбур , рубаб .

Абд аль-Кадир аль-Мараги в своих последних стихах отразил и свежесть чувств и надежда на признание потомков:

Хотя и стар я, но сердце моё молодо,
Та же пылкость в голове и в сердце — огонь.
Хотя и в старости веду себя я молодо
И рассыпаю (не жалея) жемчуга своих напевов,
Но мои творения, как память (обо мне),
Останутся до конца света.

Творчество аль-Мараги привлекло внимание многих западно-европейских музыковедов, в том числе Рафаэля Г. Кизеветтера , Генри Дж. Фармера и др. Английский учёный-востоковед Генри Д. Фармер назвал его «последним классиком средневековой науки о музыке». Некоторые рукописи аль-Мараги хранятся в музее Топкапы и библиотеках Нур-Османие ( Турция ), Мешхеда ( Иран ), Оксфордского университета ( Великобритания )

Потомки

Научные изыскания в области музыковедения продолжил его младший сын — . Он переехал в Стамбул , где служил придворным музыкантом у османского султана Мехмеда II Завоевателя . По заказу султана Абд аль-Азиз Мараги написал научный трактат «Накават аль-адвар» ( перс. نقاوة الأدوار ‎). Сын Абд аль-Азиза аль-Мараги — Махмуд Мараги также продолжил дело своего великого деда и служил при дворе султана Сулеймана I Великолепного .

Известные трактаты

  • ( перс. جامع الألحان ‎ — «Собрание мелодий»)
  • «Макасид аль-альхан» ( перс. مقاصد الألحان ‎ — «Назначение мелодий»)
  • «Шарх аль-адвар» ( перс. شرح الأدوار ‎ — «Комментарий к [Кни­ге му­зы­каль­ных] модусов»)

Примечания

  1. Gönül Alpay Tekin Timur Devrine ait iki Türkçe Şiir [Two Turkish Poems of the Timur Period] // Harvard Ukrainian Studies. — 1979—1980. — Т. 3/4. — С. 850.
  2. : [ 22 ноября 2022 ] / // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 15. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  3. Farmer, H.G. «Abd al- Qadir b. GHaybi al-Hafiz al-Maraghi.» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2007. Brill Online. « Abd al- Ḳādir b. G̲H̲aybī al-Hāfiz al-Marāg̲h̲ī , the greatest of the Persian writers on music. Born at Marāg̲h̲a, about the middle of the 8th/14th century, he had become one of the minstrels of al-Ḥusayn, the Ḏj̲alāʾirid Sultan of ʿIrāḳ, about 781/1379. Under the next Sultan, Aḥmad, he was appointed the chief court minstrel, a post which he held until Tīmūr captured Bag̲h̲dād in 795/1393, when he was transported to Samarḳand, the capital of the conqueror. In 801/1399 we find him at Tabrīz in the service of Tīmūr’s wayward son Mīrāns̲h̲āh, for whose erratic conduct his „boon companions“ were blamed. Tīmūr acted swiftly with the sword, but ʿAbd al-Ḳādir, being forewarned, escaped to Sultan Aḥmad at Bag̲h̲dād, although he once more fell into Tīmūr’s hands when the latter re-entered Bag̲h̲dād in 803/1401. Taken back to Samarḳand, he became one of the four brilliant men who shed lustre on the court of S̲h̲āhruk̲h̲. In 824/1421, having written a music treatise for the Turkish Sultan Murād II, he set out for the Ottoman court to present it in person in 826/1423. Later he returned to Samarḳand, dying at Harāt in 838/March 1435. »
  4. . 28 октября 2021 года. , Muqarnas, Vol.12, 1995, 127; «Ghaybi al-Hafiz al-Maraghi, the Persian musician and musical theorist who attended the court of Shahrukh after 1405..».
  5. . 19 января 2012 года. // Энциклопедия Ираника
  6. 3 февраля 2011 года. «The art music of Azerbaijan is connected with the Irano-Arabo-Turkish art of the maqām, of which the great theoreticians were notably Ṣafī-al-dīn Ormavī (d. 693/1294) and ʿAbd-al-Qāder b. Ḡaybī Marāḡī (d. 838/1435), who were originally from Urmia and Marāḡa in Azerbaijan.»
  7. Ныне в Восточном Азербайджане , Иран
  8. Агаева Сурая. Абдулгадир Мараги. — Баку: Язычы, 1983. С. 30.
  9. Азербайджанская ССР. Музыка — статья из Большой советской энциклопедии . «Шур является интонационной основой музыки ашугов. Исследованиями этих ладов занимались уже в средние века теоретики Сафи-ад-дин Абд-аль-Мумин аль-Урмави, Абдул Кадир Мараги, писавшие трактаты о ладах, музыкальных формах и связях музыки с поэтическим текстом. Названия основных 7 ладов стали названиями мугамов.»
  10. 1 декабря 2010 года. «ČOḠŪR (also čoḡor, čogūr, more commonly called sāz in former Soviet Azerbaijan), is the typical pyriform lute of the ʿāšeq (q.v.), the professional minstrel of Azerbaijan. The ancestor of this instrument was probably the ṭanbūr of Šīrvān, described by ʿAbd-al-Qāder b. Ḡaybī Marāḡī (p. 200) in 809/1405, which was very popular in Tabrīz.»
  11. 24 декабря 2009 года. «Nakaavetu’l-Edvar by Abdulkadir Meragi’s son Abdulaziz, Fethullah es-Sirvani’s Mecelle fi’l-Musiki, dedicated to Mehmed II, in the fifteenth century are clear indications showing the musical preference of the state and that classical Islamic sources have been evaluated for the formation of Ottoman musical culture… The leading representative of this genre was the Azerbaijani composer Abdulkadir Meragi, who also had sung in the Timurid courts. This tradition was introduced firsthand to Istanbul by Abdulaziz, his youngest son. He was active as a composer, performer, and a writer on music during the reign of Mehmed II (1451—1481). He was followed by his son, Mahmud, who was still active in the court of Suleyman I (1520—1566). Mahmud’s absence marks a definite break within the flow of the pre-Ottoman Islamic tradition.»

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Абд аль-Кадир аль-Мараги