Штурм Зимнего дворца
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндровский за́л — парадный зал в юго-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге .
Зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова ) в 1839 году на месте находившихся здесь до пожара Кавалергардского зала и Проходной (Ковровой) комнаты. Находясь на оси с Гербовым залом , он продолжает ряд парадных залов Большой анфилады и в то же время предваряет анфиладу Залов военных картин (в данный момент в этих залах представлено собрание французской живописи ), расположившихся в южной части дворца с видом на Дворцовую площадь .
Проект был создан архитектором Брюлловым в 1838 году в ходе перестроек парадных интерьеров дворца после разрушительного пожара 1837 года и был задуман в качестве мемориала победы России в Отечественной войне 1812 года . В отличие от портретной Военной галереи идея увековечивания памяти о войне с Наполеоном нашла здесь образно-аллегорическое решение в формах художественной стилизации . В архитектуре зала необычным образом сочетаются элементы западноевропейской готики , ампира и русской национальной символики . Семь пар пристенных опор оформлены в виде пучков колонок готического стиля . Появление такого приёма обычно объясняют конструктивной необходимостью — поддержкой веерных сводов , однако его можно связать и с существованием скрытой идеологической программы оформления зала, загадками судьбы и тайных симпатий императора Александра I . Известно личное участие его младшего брата, императора Николая I, в разработке программы оформления мемориального зала. Возможно, что, как и в проекте Александровской колонны , Николай Павлович стремился отдать дань уважения своему предшественнику на троне. Сочетание орнаментики французского ампира с российскими двуглавыми орлами и мотивами древнерусского вооружения также имеет триумфальный смысл .
Скульптурное оформление зала осуществлял Д. Ажи. В люнете торцовой стены был помещён медальон с профилем Александра I в виде древнеславянского божества Родомысла, зал украшают увеличенные медальоны Фёдора Толстого , чередующиеся с фигурами Славы. В северном торце зала на месте уже сделанного окна весной 1839 года было предложено установить большой портрет императора в рост в массивном позолоченном подрамнике до пола, а заднее пространство завешено малиновой парчовой драпировкой с вышитыми по ней золотыми двуглавыми орлами. Обрамление не сохранилось.
Ранее в зале выставлялись полотна Б. П. Виллевальде , посвящённые основным сражениям Заграничных походов 1813—1814 годов .
В настоящее время в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII вв. в массивных витринах-шкафах, нарушающих пространственное восприятие.
Портрет императора Александра I, худ. Дж. Доу , 1824 год .