Interested Article - Батако
- 2020-12-19
- 2
Батако́ или Ста́рый Батако́ ( осет. Бæтæхъойыхъæу ) — село в Правобережном районе Республики Северная Осетия — Алания .
Административный центр муниципального образования « Батакоевское сельское поселение ».
География
Селение Батако находится на севере Правобережного района , у южного подножья Кабардино-Сунженского хребта , в долине одноимённой речки Батако. Находится в 22 км к северу от районного центра — Беслан и в 48 км к северо-западу от города Владикавказ . Средние высоты на территории села составляют 595 метров над уровнем моря.
История
Основателем села является офицер российской армии — Бада Кадиев, один из самых влиятельных людей Осетии середины XIX века. В 1844 году, вместе с Кадиевым, сюда переселяются тагаурцы , в основном выходцы из Кобаньского ущелья, а позднее также выходцы из Урс-Туальского ущелья (Плиевы).
В государственных документах это селение первоначально называлось Владимирским, но это название не закрепилось, и позже было переименовано в Батако-Юрт, по названию маленькой пересыхающей речки — Батако, протекавшей через село. Однако жители самого села именовали его — Бада-Юрт ( по имени основателя Бада Кадиева ).
В «Прошении Иналовой деревни вольных фарсаглагов» начальнику Владикавказского военного округа генерал-майору Ильинскому отмечалось: « До сих пор мы не были обязаны никому из частных лиц никакими податями; переселившиеся из нас по некоторым обстоятельствам осетины в деревни Заманкульскую, Эльхотовскую и Батако-Юртскую забрали свои строения, дворовую ограду и вообще все свои пожитки как свою собственность ». Как видно, в сознании крестьян перечисленные три аула, включая Батако, были «вольными». Однако реальная картина взаимоотношений между крестьянами и равнинными поселениями тагаурских алдаров была не столь радужной. Так в 1840-х годах, крестьяне Батако-Юрта пытались убить владельца соседнего аула — Муссу Кундухова и его братьев .
Первоначально аул и его первопоселенцы были мусульманами. В 1860 году в селе поселились переселенцы-христиане и численность домохозяйств достигла 165 дворов. Позже царской администрацией в ауле была построена церковь Святого Георгия Победоносца и приходская школа при ней, так как аул был отнесён к числу христианских. В это время, был отток осетин-мусульман в мусульманские селения. Переселялись в основном в Эльхотово , Зильги , Заманкул , и Тулатово (Беслан). Были случаи ухода в далёкую Дигорию, в сёла Хазнидон и Чикола. В Батако-Юрте, помимо церковной школы, были две начальные.
Хоть аулы считались «вольными», реальная картина взаимоотношений между крестьянами и равнинными поселениями тагаурских алдаров была не столь радужной. В пореформенной Осетии, в Батако появилась небольшая группа «имущих» и «зажиточных», сумевших приспособиться к новым условиям. О быстром развитии торговли свидетельствует появление множества различных торговых обществ, банков и касс. В 1880-х в равнинных сёлах Осетии наибольшее количество торговых заведений было: в Алагире — 25, Христиановском — 19, Батако — 18, Хумалаге — 9, Эльхотово — 12, Кадгароне — 11 и т. д. Несмотря на трудности ( в первую очередь — финансовые ), в конце XIX века в школьном деле произошли существенные сдвиги. Именно в тот период за счёт самого сельского населения большинство школ приобрело собственные помещения, что позволило увеличить численность учащихся. В крупных равнинных селениях, в том числе Батако, наряду со школами грамоты, имелось от двух до четырёх начальных школ. Процесс расслоения жителей Батако проявился в годы первой революции. С другой стороны, появление сельских банков и кредитных товариществ ( в Батако — «Владимирское кредитное товарищество» ) объективно стимулировало развитие сельского хозяйства и экономики в целом.
В 1885 году в Батако произошли стихийные выступления против власти, во время сбора налогов и принудительной уплаты долгов за счёт имущества. Произошло столкновение с отрядом казаков пристава Антонова. Бунт, был подавлен только через две недели. Начальник области с одобрения кавказского наместника назначил в Батакоюрт военную экзекуцию. 350 солдат и казаков в течение месяца творили бесчинства: обезоруживали жителей, произвели новые многочисленные аресты, отбирали скот, грабили и всячески унижали жителей. Главных «зачинщиков в нарушении порядка и спокойствия в селении» — Бориса Бигаева, Ципу Хубаева, Бзго Фидарова, Николая Ходова сослали «на продолжительное время» на остров Чечень, а Габиса Цкаева, Дзахота Бигаева, Габо Кадиева, Ахмета Косаева, Текло Фидарова, Ельзарико Хубаева и других, всего 22 человека, заключили, одних в Веденскую тюрьму, других — на Шатоевскую гауптвахту. Положение арестованных и сосланных было исключительно тяжелым. Через месяц все они заболели и здоровье их, по свидетельству врача, стало безнадежным. Сосланные на остров Чечень через некоторое время стали жаловаться на сильные ревматические боли в нижних конечностях и сильные головные боли, выпали зубы, усилились припадки под влиянием болотного отравления. В своём прошении от 11 января 1887 заключённые во Владикавказскую тюрьму батакоюртовцы умоляли начальника области облегчить их участь .
В 1905 году жители напали на церковь и священника, захватили прилегающую к церкви землю. Наряду с Батако-Юртом, захваты церковных земель имели место в Христиановском , Дарг-Кохе и других селениях .
В 1918 году село было разрушено ингушами, они так же сожгли церковь и жителям села пришлось пару лет скитаться по сёлам и станицам Осетии. В 1920 году беженцам было предложено место нынешнего селения Ногир для переселения. Однако, они изъявили желание восстановить разрушенное село. Но при обратном переселении, большая часть батакоевцев остановилось близ Беслана и основали новое село — Новый Батако .
В 1996 году постановлением Парламента РСО село Старый Батакоюрт было переименовано в Батако .
Население
2002 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|
919 | ↗ 1085 | ↘ 1083 | ↘ 1080 | ↘ 1070 | ↗ 1076 | ↗ 1081 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2023 |
↗ 1090 | ↘ 1079 | ↘ 1076 | ↘ 1067 | ↗ 1070 | ↘ 1055 | ↘ 1051 |
- Национальный состав
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года :
№ | Национальность | Численность, чел. | Доля |
---|---|---|---|
1 | осетины | 1037 | 95,6 % |
2 | русские | 30 | 2,8 % |
3 | другие | 18 | 1,6 % |
Инфраструктура
- Грунтовая дорога в, центре села,
- Администрация,
- Средняя школа,
- Детский сад,
- Дом культуры,
- Амбулатория,
- православная церковь Святого Георгия Победоносца (осетиноязычный приход),
- Почта.
Религия
Вследствие политики поземельной комиссии начальника Владикавказского округа, барона И.Вревского в 1850—1856 годах, в контексте расселения осетин по сословно-религиозному признаку, Батакоюрт был отнесён к христианским сёлам
Однако сохранялось мусульманское меньшинство среди Кадиевых, Аликовых и др.
В конце 2000-х из остатков стен и фотографий, восстановлена точная копия церкви Святого Георгия Победоносца, ныне действующая православная церковь ( Богослужения ведутся на осетинском языке ).
- Историческая справка сельской церкви
Георгиевский храм был сооружен на взгорье над селом Батако ( в те годы носившее название Владимирское ) на народные средства в 1864 году. Здание святыни было выполнено в неовизантийском стиле и считалось одним из красивейших православных храмов равнинной Осетии. Одновременно с храмом была открыта церковно-приходская школа. Первым настоятелем и по совместительству учителем был священник Харебов. Особое внимание церковно-приходской школе уделял и другой настоятель храма отец Матфей Накусов. С его именем и связан расцвет прихода храма Георгия Победоносца. Из учеников церковно-приходской школы отец Матфей организовал хор, который принимал участие во всех богослужениях, проводимых в этой церкви. Согласно сохранившимся документам 1895—1896 годов в школе обучалось 113 учеников. По инициативе местной учительницы А. Газдановой в 1897 году была открыта женская церковно- приходская школа. К открытию школы явилось 150 девочек, но принять смогли лишь 80 учениц. В 1912—1913 годах численность учеников достигла 151 человек. В начале гражданской войны 1918 года бандитами было разорено село, настоятель храмя был убит, а церковь взорвана и сожжена. В 2009 году начались активные работы по восстановлению святыни. Работники РГУ «Наследие Алании» во главе с Людмилой Габоевой и мастерской архитектора Руслана Болиева подготовили проект восстановления храма. За пять лет благодаря участию неравнодушных людей храм был практически полностью восстановлен. В июле 2014 года спустя почти сто лет в храме совершена Божественная литургия. А в феврале 2015 года в селе прозвучал звон церковных колоколов — в храме были освящены и установлены четыре колокола.
Достопримечательности
- Объекты культурного наследия
- Дом, где в 1871 г. родился поэт Александр Захарович Кубалов (ул. Плиева/ Школьный переулок) — памятник истории .
- Обелиск воинам, павшим в 1941—1945 гг. во дворе школы — памятник монументального искусства регионального значения .
- Церковь святого Георгия Победоносца — памятник архитектуры. Построена в 1864 году .
- Братская могила около 100 воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г. — памятник истории .
Известные уроженцы
- Бзаров Георгий Николаевич (1911—1943) — Герой Советского Союза.
- Кубалов Александр Бызиевич (1871 — после 1937) — осетинский поэт, переводчик, общественный и культурный деятель. Автор «Афхардты Хасана» — первого крупного литературного произведения, опубликованного на осетинском языке (1897).
- Плиев Исса Александрович (1903—1979) — Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики.
- Ходов, Константин Елизарович (1907—1989) — Герой Советского Союза.
Примечания
- ↑ . Федеральная служба государственной статистики (18 августа 2023). Дата обращения: 23 августа 2023.
- . Дата обращения: 1 декабря 2017. 9 августа 2018 года.
- Б. Берозов «Аграрный вопрос и крестьянское движение в пореформенной Осетии» 1980 г
- . www.darial-online.ru. Дата обращения: 1 декабря 2017. 9 августа 2018 года.
- . base.garant.ru. Дата обращения: 22 января 2020.
- Коряков Ю. Б. : [ 17 ноября 2020 ] : база данных. — 2016.
- . Дата обращения: 4 мая 2015. 4 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 31 мая 2014. 16 мая 2013 года.
- . М. : Федеральная служба государственной статистики Росстат (2013). — Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов. Дата обращения: 16 ноября 2013. Архивировано из 12 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 2 августа 2014. 10 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 6 августа 2015. 23 сентября 2015 года.
- (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017. 31 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 25 июля 2018. 26 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 31 июля 2019. 2 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 17 октября 2020. 17 октября 2020 года.
- . . На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
- . 19 августа 2013 года.
- Б Берозов «Переселение осетин с гор на плоскость» 1980 г.
- ↑ . Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано из 11 декабря 2021 года.
- Распоряжение Совета Министров Северо-Осетинской АССР № 407 от 25.07.1980
Литература
- Гутнов Ф. Х. Батако (старый)/ Зæронд Бæтæхъойыхъæу (селение) // Осетинские сёла . — Владикавказ: Респект, 2016. — С. 53—55. — 512 с.
- 2020-12-19
- 2